Режиссер Борис Хлебников надумал снять фильм по то, что наши люди не предназначены для нормальной счастливой жизни, а комфортно себя мы чувствуем только в экстремальных условиях, столкнувшись с ужасными проблемами. Которые судя по тому, что показано в фильме, мы сами для себя и создаем.
Хлебников утверждает, что вычитал эту нехитрую мысль из книги Владимова «Три минуты молчания». Хотя про то, что все люди как люди, а мы медленно запрягаем, постоянно рассказывают и по телевизору.
А так медленно мы запрягаем по Хлебникову потому, что нам некогда запрягать. В то время как все обычные люди запрягают, команда траулера «Снегирь» ест, но больше пьет, снимает глупые видеоролики, издевается над слабыми. Вообще в фильм убедительно показано, что трезвый человек на корабле - это огромная угроза для безопасности судна и своей собственной.
В таком положении дел велика заслуга капитана корабля. Естественно, он тоже постоянно пьет, проявляет полное безразличие к тому, что его подчиненные не соблюдают нормы безопасности или жарят на палубе корабля шашлыки на открытом огне. Но рисков, связанных с этим, для него мало. Поэтому он одержим косякозависимостью. Анатолий Попов отменно ее изобразил, показав многие симптомы от внутренней дрожи до перепадов настроения.
Речь идет не о пристрастии к дверным проемам или курению всяких там веществ, имеется виду рыбные косяки. За которыми капитан готов гоняться без перерывов и отдыха. В этом вообще-то нет ничего плохого, ведь речь идет о рыболовецком судне. Но капитан преследует косяки, не обращая внимания на государственные границы и встречные суда. Ущерб от штрафов и оплата ремонта скорее всего превышают стоимость улова. Хотя этот улов еще нужно довести в порт, а это сложно сделать, если пьяная команда не закрепляет ящики с рыбой в трюме, и любой сильный крен может сдвинуть груз и опрокинуть корабль.
Несмотря на все описанные выше моменты траулер «Снегирь» долго оставался на плаву в прямом и финансовом смысле. Фильм «Снегирь» посвящен особому плаванию «Снегиря», которое призвано перевернуть все, а не просто ящики с рыбой в трюме.
Катализатором экстремального даже для вечно пьяных экстремалов развития событий должно было стать появление на судне двух стажеров. Стало или нет, можно будет узнать, посмотрев фильм. В любом случае эта парочка стала огромной проблемой не только для экипажа, но и для сценаристов.
У Владимова, кажется стажеров нет, списать их образы из романа не получилось. С их придумывание тоже не заладилось. Ребята получились как неживые. Характеры не раскрыты, хотя одного из них играет тоже Хлебников. Но не режиссер. Вообще в съемочной группе хватает людей с этой фамилией. Уверен, что это случайная встреча однофамильцев. Не хватает еще песен на стихи Велимира Хлебникова. Возможно мы услышим их в сиквеле фильма.
Отдельной радостью для зрителей фильма является то, что происходящее в фильме описывается женщиной, далекой от мореходства вообще и рыбной ловли. Хлебников-режиссер не придумал ничего лучше отправки на обычный траулер какой-то девушки. Которая за несколько дней должна была изучить реальную жизнь судна.
И она много чего подметила. Но к сожалению не смогла отделить рутинные моменты каждодневной жизни на судне от реакции экипажа на появлении незнакомой женщины. Поэтому моряки на «Снегире» почти не ругаются, угощают друг друга конфетами и доброжелательно выслушивают, как коллеги обсуждают интимные достоинства их дочерей-подростков.