В своей книге «Идентичность» Фрэнсис Фукуяма писал, что мир перешел в фазу взрывов идентичностей, борьбы различных маргинализованных групп за свои права. По его мнению, это повлекло политический кризис современного мира. Вместо этого он предлагает вернуться к национальной идентичности. Когда я читал эти слова у меня возник вопрос, что такое идентичность? Например, попытаемся определить нашу идентичность. Это что балалайка и водка? Сало или борщ?
Основные определения📑
Ответ после размышлений не находится мало того, раздумывая об идентичности начинает идти речь о нации. Как нас учил Платон, надо идти до первопричины. С национальной идентичности, приходим к нации, а дальше к национализму. Национализм создает нации. Как явление он возникает в 18 веке и отвечает за:
- Увесь процесс формирования и утверждения наций или национальных государств.
- Видимость подлежащей нации вместе с чувствами и идеями.
- Язык и символы «нации» и их роль.
- Идеологию, включая культурную доктрину.
- Социальное и политическое движение для достижения целей нации.
Автор подробно описывает предпосылки возникновения и развитие национализма, его идеологию. Особенно интересно он описывает переход от империи к нации. Потому что нация - это современное явление которое возникло во времена английского и французской революции. Интересно было описать появление и развитие наций из этнических групп, но важнее прояснить, что такое нация и национальная идентичность. Нация это:
- Исторична территория или родной край
- Совместные мифы и историческая память
- Общая массовая и гражданская культура
- Единые юридические права и обязанности всех членов.
- Сильная экономика, и возможность передвигаться в пределах нации.
Некий критический читатель вероятно поставит вопрос: и что? Зачем мне нужна та нация, если это только абстрактные символы в виде культуры и идеологии. Дело в том, что от этих абстракций полностью зависит наша практическая жизнь. Нация производит собственные символы и законы. От национальной валюты и ее курса зависит наше благосостояние. Ее границы позволяют нам свободно передвигаться. От нации и национальной идентичности зависит наша жизнь и смерть. Почему?
Национальная идентичность или аргумент Харари
По мнению Энтони Смита, Фукуямы и других, мысли о том, что нация является лишь мифом - опасны. Автор понимает нацию как культурный феномен. Так почему же опасно? Я опишу это с точки зрения Фукуямы, хотя подобные мысли встречается у многих авторов. Мысли, нация только мысленный конструкт, размывают идентичность. Государство без национальной идентичности не сможет противостоять противнику, нет объединительных идей. Цитата из книги Фукуямы:
✏Сильная национальная идентичность была критически важной для успеха государственного строительства в Европе. В современном развивающемся мире, слабые государства часто является побочным продуктом невнятных или несуществующих национальных идентичностей. Особенно острой эта проблема была для Африки к югу от Сахары, где независимые государства были колониальными творением с произвольными границами без всякой этнической, языковой или культурной общности. Как административные единицы великих империй, их народы жили по соседству друг с другом, но не имели ощущение объединительной культуры или общей идентичности. В вакууме, оставленном колониализмом, некоторые недавно унезалежнени страны, такие как Нигерия или Кения, не слишком напрягались, создавая новые национальные идентичности, а в дальнейшем их догоняли высокие уровни этнических конфликтив✏
✏Индонезия и Танзания, наоборот, имели лидеров-основателей, что сформулировали идеи, вокруг которых можно было творить национальное единство. Индонезия, конечно, не является страной Африки, но ... есть много общего между ней и Нигерией, тогда как Кения и Танзания разделяют много подобных характеристик. И перед Индонезией, и перед Танзанией стоят большие политические вызовы, что, конечно, включают и коррупцию, и этнические конфликты. Но относительность уровней здесь имеет значение; их правительства гораздо более целостным, последовательные и стабильные за счет ранних инвестиций в национальное строительство, соответственно, в последние годы они достигли лучших социальных и экономических результатив✏.
Критика
Мысли и тезисы автора можно критиковать. Я не хочу растягивать отзыв и сконцентрируюсь на главном недостатке. Смит является сторонником наций, преимущества которых он расписывает во всех красках. Тогда как критики нации и национализма почти нет. Он только между строк вспоминает, что крайние формы национализма привели к нацизму и двух мировых войн. Как ученый он должен приводить контраргументы и другие варианты. Но автор почти не касается космополитизма. Усматривает лишь за нацией дальнейшее будущее.
Итоги
Энтони Смит подробно описывает развитие и становление этих политических феноменов. Я описал только ту часть которая позволила прояснить что такое национализм и национальная идентичность. Чтение политических книг настраивает наше мышление на совершенно иной лад. Сначала политика выглядит как большой пазл который никак не складывается. Отчасти потому, что для понимания политики требуется знание теории и политического словаря. В этом нас никто не учит, мы воспринимаем политику по ее следствиях, но не ищем причин. Чтение и углубление в политику вызывает интерес. Ми по частях открываем историю и все лучше виднеется контуры миропорядка.
Как идентичность убивает Америку https://irecommend.ru/content/chto-ne-tak-s-sovrem...