Бывало ли у вас такое, что в 16-17 лет вы страшно тащились с какого-то автора, читали все его книги и находили их просто блестящими, а потом, спустя несколько лет, брались за книгу этого любимого автора и оставались в легком недоумении, не получая тех эмоций, которые накрывали вас когда-то? И непонятно как-то, книга ли не очень, вы ли изменились, или и то и другое вместе?
Вот именно это происходит со мной последнее время, когда я берусь за романы некогда любимых писателей. Собственно, это же касается и Мураками. Но обо всем по порядку.
Говорить в этом отзыве мы будем о романе "Пинбол 1973", это вторая по очередности книга из цикла про Крысу.
Вот у меня эта книжечка, я уже показывала ее в отзыве на "Слушай песню ветра", первую книгу цикла:
Под обложкой уместилось аж два произведения, "Слушай песню ветра" и "Пинбол 1973". Это две первые книги Харуки Мураками, с которых и началось его дальнейшее творчество.
Сначала, пару лет назад я прочитала "Охоту на овец", это, кажется, предпоследняя книга цикла, и она произвела на меня очень сильное впечатление. Настолько, что стала моей любимой. Поэтому, я многого ожидала от первых частей, но так вышло, что первая книга, хоть объективно и была хороша, на самом деле не произвела на меня такого сильного впечатления. Я говорю это, чтобы подчеркнуть, что читала первую часть 7 месяцев назад, но когда взялась за вторую, пинбол 1973, осознала, что напрочь не помню сюжета.
___________________________
Противоречивость оценок творчества Харуки Мураками заключается в сильнейшей его специфичности, благодаря которой симпатию произведения получают далеко не от каждого. И здесь речь не идет о том, кто эстет, а кто литературный дилетант. И если человеку не нравится Мураками, это не значит, что он глуп, несовременен, не шарит или что-то такое.
Просто романы Харуки Мураками очень субъективны и обладают особой атмосферой, которая покажется приятной далеко не каждому человеку.
Читая его книги, мы всегда имеем дело с безысходностью, одиночеством, с унылой серой скукой. Герои романов Мураками - обычные люди, вообще не обладающие никакими выдающимися качествами. У них нет волевого характера, харизмы, ярко выраженной позиции в чем-либо и так далее. Они просто живут в своем сером мирке, просто плывут по течению, просто пускают все на самотек, безропотно и медленно-медленно несясь туда, куда бы ни привел этот унылый, странный, тоскливый, одинокий путь. Жизнь проплывает мимо них, либо же они сами так глубоко затянуты в этот водоворот, что в самом его центре законы привычного нам мироздания теряют свой смысл. Они одиноки.
Одиноко одинокий одиночка
При этом они воспринимают это, как должное. Они живут в своем мире, они не хотят даже оттуда выбираться. Не хотят, потому что в мире, рожденным пером Харуки Мураками, все люди такие же. Получается, не хотят, потому что и выбираться-то некуда.
Все это справедливо для романа "Пинбол 1973"
__________________________
Если вы вдруг попросите меня хотя бы вкратце рассказать сюжет, я не смогу этого сделать. Потому что у меня сложилось впечатление, что у этой книги сюжета как такового нет в принципе. Я без понятия, что хотел сказать этим автор, этот текст просто льется и льется, и я читаю его, читаю, читаю... Но при этом не забрасываю, при этом не скучно. И среди строк этой бессмыслицы нахожу отклик в глубинах своей души, чувствую его.
_________________________
Я приготовила для вас отрывки:
Я поблагодарил, отпустил кошку обратно в ящик и купил пачку совершенно ненужного кошачьего корма. Продавщица аккуратно его завернула. Когда я выходил из магазина, обе кошки пялились на меня, как на осколок мечты.
В конторе секретарша стряхнула с моего свитера кошачью шерсть.
- С кошками играл, - объяснил я без смущения.
- И на боку дыра.
- Знаю. Это с прошлого года. На машину инкассатора напал и за зеркало зацепился.
- Снимай, - распорядилась она без малейшего интереса к сказанному.
Что бы там кто ни говорил, а я никогда не ною по поводу работы. В отведенное время выполняю ее отведенный объем. Пусть и не более того - но по возможности добросовестно. Такие качества наверняка оценили бы в Освенциме. Собственно, в том проблема и заключается: все места, которые могли бы мне подойти, остались в прошлом. И ничего не поделать. Не вернуть ни Освенцима, ни двухместных торпедоносцев.
- Верно, какая необходимость калечить кошку? Кошка послушная, ничего от нее худого... Оттого, что изуродуешь ей лапу, ничего не выиграешь. Бессмысленно это, дико. Но такого беспричинного зла в мире - целые горы. Мне не понять, тебе не понять - а оно существует, и все тут. Можно сказать, мы среди этого живем.
И будущего не приблизишь, и прошлое далеко. Среда...
- У нас к тебе просьба, - сказала одна из близняшек.
- Можешь в воскресенье машину достать? - спросила другая.
- Попробую, - сказал я. - А куда вы собрались?
- На водохранилище.
- На водохранилище?
Обе кивнули.
- И что там будет, на водохранилище?
- Похороны.
- Чьи?!
- Распределительного щита.
- Ах, да... - сказал я. И вернулся к газете.
И все бы прекрасно, все бы интересно, но все больше со временем мне стали бросаться в глаза три раздражающие вещи.
- Прежде всего, это слишком детальное описание происходящего:
В четверг следующей недели я первый раз за осень надел свитер. Ничем не примечательный свитер из серой шотландской шерсти - слегка расползшийся под мышками, но так оно даже приятнее. Побрился тщательнее обычного, натянул теплые хлопчатые брюки, вытащил покрытые копотью армейские ботинки, обулся. Ботинки напоминали двух послушных щенков после команды "К ноге!". Девчонки пошуровали в комнате, нашли мои сигареты, зажигалку, бумажник, проездной - и вручили все это мне.
Такое скрупулезное описание всех бытовых процессов в стиле "Я проснулся, почесал левую ногу, потом зачесалась правая, потом пятый волосок на левой икре, затем я опустил одну часть стопы на пол, потом вторую. Затем, тоже самое я проделал с другой ногой. Зевнул, потянулся выше обычного на три сантиметра девять с половиной миллиметра.............(1000 страниц спустя).....................нажимаю на эту кнопку, и инопланетяне взрываются в страшной агонии" , безусловно, добавляет смака и изюминки в сюжет, и, возможно, играет какую-то важную роль в создании фирменной атмосферы, но как-то такое себе.
- Абсолютно в каждой книге минимум раз восемь кто-нибудь откроет пачку сигарет и начнет курить с подробнейшим описанием процесса. Причем где надо и где не надо. И обычно с указанием конкретного бренда. Зачем и для чего? Мне это не нравится. Этого слишком много, это действительно бросается в глаза, и учитывая, что это реально кочует из книги в книгу, и я встречала это во всех прочитанных мною его произведениях. У меня возникла мысль, что он, возможно, вообще получает за это деньги, как за скрытую рекламу табака. Насколько я слышала, за упоминание в книгах тех или иных продуктов, особенно табачных изделий, компании отстегивают авторам крупные суммы.
- Одинаковые характеры персонажей. Ну рил, как-будто я читаю про одних и тех же людей, но с разными именами. Причем неважно, главные это персонажи, второстепенные. Их характеры как-будто очень похожи, словно вообще все они - один и тот же человек. Возможно, это какая-то гениальная задумка, имеющая смысл, но все-таки мне было бы интереснее для разнообразия увидеть и других персонажей, описанных Мураками, а не одних и тех же. В смысле ладно еще, когда ГГ и приближенные к сюжету лица ведут себя так странно и мрачно, но когда какой-нибудь электрик говорит такие же непонятные странные вещи, очевидно вложенные в его уста Харуки Мураками, создается странное впечатление.
В качестве резюме: глубоко. Ну правда, без сарказма и иронии, Мураками пишет глубоко. В этом есть смысл, искренность, правда. Это находит отклик, это имеет свою атмосферу, свой мир, свою Вселенную. Мураками невероятно самобытен, его книги очень характерны и обособлены. Эдакий депрессивный магический реализм, пропитанный скукой и пустотой. Мне нравится. Мне действительно нравится, потому что вещь - самое то, чтобы почитать, подумать, покопаться в себе. Читать книгу, правда, лучше в соответствующем душевном состоянии.
Я чувствую духовное единение с персонажем Крысы. Хотя я и сказала, что персонажи почти одинаковы, все-таки есть у них такие оттенки различий. Если главный герой просто живет в пустоте и мраке, то Крыса живет в пустоте и мраке, но при этом еще и задумывается об этом, парится.
Мне книга понравилась, хотя я уже в третий раз не испытала такого кричащего восторга, такого яркого впечатления, какое испытывала в 16-17-18 лет, читая его книги в первый раз.
Такие вот дела, у меня на этом все, и спасибо большое всем, кто заглянул!;)
Смотрите также другие мои книжные отзывы:
"Когда я умирала" Уильям Фолкнер
"Краткая история времени" Стивен Хокинг
"Фауст" Иоганн Вольфганг Гете
"Ребекка" Дафна Дю Морье