Время безжалостно: чудеса света…исчезают. Уже римскому путешественнику в прошлом не удалось бы увидеть все семь чудес, а до наших дней и вовсе дошло только одно: египетские пирамиды. Но помимо них на свете есть столько всего масштабного, сотворенного человеческими руками и поражающего дух, что даже если мы не может увидеть те семь изначальных чудес в своем великолепии…то точно еще сумеем прикоснуться к другим. Давайте узнаем о них побольше?
Безусловно, все знают «Приключения Алисы». Но не все знают, что Кир Булычев – это псевдоним Игоря Можейко, ученого-востоковеда, переводчика, человека, влюбленного в историю. В шестидесятых годах он работал корреспондентом в Бирме и даже был вторым секретарем посольства. В научных кругах Можейко известен трудами по Юго-Восточной Азии.
«7 и 37 чудес» - это дополненное переиздание «Другие 27 чудес», с вступительной главной о первостепенных семи чудесах, с включением раздела об Африке и с некоторой переработкой разделов имеющихся. Книга в легкой форме открывает удивительный мир древних восточных и африканских цивилизаций, которые совершенно не уступают западным. Это даже не книга, а…путешествие. Когда автор, столь виртуозно владеющий словом, не описывает храмы или колонны, а… зовет в путешествие, где пред вашим взором открывается и этот храм, и эти колонны. Такие, какими они были еще задолго до нашего рождения. Удивительное путешествие с художественными вставками, будто именно мы застали прекрасную многолюдную Пальмиру и будто бы пред нами она начала в одночасье угасать. Удивительно.
Это одна из книг, которую я читала очень долго. Но не потому, что автор неинтересно или сухо преподносил материал. Наоборот! Каждая глава посвящена какому-то сохранившемуся или не очень сохранившемуся до наших дней памятнику искусства прошлого –это храмы или руины от них, колонны, фрески, письмена, какие-то монументальные сооружения, которые – а читатель непременно оценит масштаб! – притягивают и не дают продолжить сразу же главу следующую. Хочется переосмыслить кусочек истории, к которой –хоть так! – есть возможность соприкоснуться. А потом, после главы, непременно гуглишь небывалое величие (до сих пор!) Пальмиры в Сирии. И просто не можешь представить, какой же величественной была она в самом расцвете, если даже сейчас вид колоннад и арок поражает. Не думаю, что удастся хоть когда-нибудь увидеть это наследие древнеримской архитектуры воочию. Всё-таки Сирия – не Турция, но… можно же помечтать?
Книга разделена на 5 частей: первая - это, собственно, небольшой экскурс к каждому из семи чудес света. Они популярны, большинство и них на слуху – Египетские пирамиды, сады Вавилона, храм Артемиды, колосс Родосский, Александрийский маяк, статуя Зевса и Галикарнасский мавзолей. Что-то на слуху больше, что-то меньше – так, безусловно, невозможно не знать о пирамидах или маяке, а вот Галикарнасский мавзолей был для меня полностью новым по информации. Почему-то никаких отрывочных воспоминаний из школьной программы или даже вне ее – не осталось. Вторая часть посвящена дошедшим до нас памятникам Ближнего Востока и Средней Азии, третья часть – об Африке, четвертая – Индия и Шри-Ланка и пятая заключительная часть – об Юго-восточной Азии и также захвачен кусочек Дальнего Востока (великая китайская стена).
Не все части и главы книги одинаково привлекли меня – так, например, к искусству Африки, оказалась, я практически равнодушна. И, наверное, просто не сумела оценить масштаб и значение ни Копей царя Соломона в Зимбабве, ни небоскребы для мертвых душ в Аксуме. Но Индия! Вот где мне хотелось задержаться подольше, наслаждаясь описанием мавзолея-мечети Тадж-Махал (который оказался в действительности храмом Мумтаз-Махал), возведенном в память любимой жене, которая скончалась при родах своего четырнадцатого ребенка. Или фрески на скальном плато (Шри-Ланка), изображающие обнаженные девушек по пояс, находящихся в облаках или воде. Львиная скала Сигирия (сейчас уцелели лишь громадные лапы, а вот сама высеченная в скале пасть льва, которая и служила входом – увы и ах), где находятся эти фрески, и сама по себе находится в таком живописном месте, что даже если бы не было оставшихся до нас памятников искусства – она не потеряла бы своей ценности. Но с фресками (почти 150 метров в длину и 40 – в высоту!) двадцати одной красавицы (сейчас уже красавиц…меньше), в изумительном состоянии дошедших до нас, Сигирия усиливает свою мощь. Может быть, когда-нибудь я окажусь на вершине этой скалы? Как бы хотелось все увидеть. Когда-нибудь.
Автор не обошел стороной Камбоджу, а я просто обожаю все, что связано с храмовым комплексом Анкгор-Ватт. Это настолько удивительные сооружения древности, на которые смотришь – и, оценив масштаб и величие – понимаешь, что ничего прекрасного не видел никогда. И, скорее, никогда и не увидишь. Анкгор-Ватт мне посчастливилось увидеть воочию, ни разу не жалею ни времени, затраченного на долгий и тяжкий перелет (14 часов), ни утомительную поездку от Тайланда до Камбоджи (тоже не самый ближний путь). Анкгор поражает архитектурой и машстабом релизованной идеи, так хорошо сохранившейся до наших дней. Даже и подумать не могла, что еще каких-то чуть более сто лет назад…весь Анкгор был покрыт лианами и скрыт джунглями настолько, что история о городе считалась легендой. И лишь во второй половине 19 века стало ясно, насколько легенды правдивы: Анкгор спустя несколько столетий забвения…очнулся.
А ведь еще были загадочный Баальбек (древний город в Ливане) с его громадными плитами (несколько мегалит подпорной стены храма Юпитера), древний город Петр (современная Иордания), пещеры Каппадокии, обсерватория в Самарканде и многое, многое другое.
Какой удивительный, удивительный этот мир...