Опубликовано 22 Декабрь, 2024 - 14:22

  • Опыт использования:
    один раз

"Дареному коню в зубы не смотрят – данное крылатое выражение используется в том смысле, что подарки не обсуждают, не критикуют, а принимают с благодарностью".

Однако, хочу сразу отметить, что предоставление бесплатного санаторно-курортного лечения некоторым льготным категориям граждан – это не подарок, а ПРАВО этих граждан, закрепленное действующим законодательством на государственном и региональном уровнях.

Это небольшое отступление сделано для того, чтобы было более понятно, почему частный случай пребывания в алуштинском санатории «Славутич» позволил сделать некоторые общие выводы о социальном санаторно-курортном лечении.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦ.ПУТЕВОК с точки зрения получателя.

Некоторое время назад в Москве провели некую реорганизацию предоставления социальных путевок. Раньше вы могли прийти в ближайшее отделение соцзащиты и лично пообщаться с соцработником, который фиксировал ваши пожелания, знал, какие санатории вам не подходят, он же звонил вам по поводу имеющихся путевок, ориентировал вас на возможный срок их появления. Это позволяло хоть как-то планировать свою жизнь.

Что сейчас: теперь связь односторонняя – звонят вам, вы позвонить и что-либо узнать не можете. Звонок может поступить в любой момент (получается, что телефон должен быть постоянно при вас и должна быть связь, что за городом часто является проблемой), номер телефона вам неизвестен, а пенсионерам настоятельно рекомендуют не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Очередь электронная), малоинформативна, более чем за полгода она уменьшилась всего человек на 20 и была в конце второй сотни. При этом неожиданно в августе позвонили и предложили нам с мужем три возможных варианта путевок на конец ноября. На размышления дали полчаса, еле удалось уговорить дать хотя бы один час (за это время нужно оценить, можете ли вы по жизненным обстоятельствам ехать в это время, посмотреть, что за санатории вам предлагают). Повторюсь, вы перезвонить не можете, звонят вам. На слух информация довольно плохо воспринимается, многое забывается или упускается впоследствии.

Подобная оптимизация, на мой взгляд, лишила граждан «серебряного» возраста важного канала двухстороннего общения с сотрудниками соцзащиты, привела к неопределенности и невозможности планирования (вероятно, чиновники считают, что пенсионеры сидят сложа руки у телефона и ждут манны небесной, в реальности люди продолжают полноценно жить и хотели бы иметь возможность планировать свою жизнь).

Оценив ситуацию, мы выбрали санаторий «Славутич», г.Алушта, республика Крым.

Время моего с мужем пребывания в санатории – с 21 ноября по 8 декабря 2024 г. Путевка малоинформативна – не приведен перечень и количество бесплатных процедур, входящих в стоимость путевки (нет их и на сайте санатория); не указано, что есть бесплатный трансфер от ЖД вокзала и обратно; не обращено внимание на то, что выехать обратно можно после завтрака 9 декабря

ЧТО ТАКОЕ САНАТОРИЙ «СЛАВУТИЧ». Скорее всего, изначально это были 1 и 2 корпус с прилегающей территорией. Наверное, тогда он мог с полным правом именовать себя санаторием. Однако, номерной фонд «Славутича» вовсе не ограничен тремя корпусами, как это может показаться после знакомства с сайтом санатория. За последние годы он активно пополнялся за счет присоединения бывших пансионатов и баз отдыха, разбросанных довольно широко по Алуште. Даже 3-й корпус, кстати, единственный из всех с лифтом – это бывший пансионат «Магнолия» (сравнение адресов 1-го и 3-го корпусов показывает, что они находятся вовсе не в шаговой доступности). 10-й и 11-й корпуса находятся вообще очень далеко, добираться от них до лечения нужно на автобусе, а для выхода к морю нужно преодолеть крутую лестницу из 166 (как говорят постояльцы) местами опасно наклоненных ступенек, и, естественно, обратно. Да, между корпусами по расписанию ходит санаторский автобус, но это все равно не очень удобно для тех, у кого много процедур, либо он хочет посещать бассейн и вечерние мероприятия.

В какой из корпусов вас поселят, заранее не известно.

ТРАНСФЕР (встреча). То, что 21 ноября ожидается большой заезд, стало понятно уже в поезде – люди ехали в основном в «Славутич». Очевидно, что в санатории это знали, как известен был и список прибывающих людей, т.е. определить, кто где будет жить, можно было заранее. Встречало нас два автобуса, но людей в них посадили не по списку (избежали бы свалки), а кто куда сел. В результате у многих вещи ехали в другом автобусе, а объявление, что одни едут в 1-й корпус, а другие – в 3-й, как потом выяснилось, еще ни о чем не говорило.

РАЗМЕЩЕНИЕ. Нас привезли в 3-й корпус. Регистратура расположена на 1-м этаже в небольшой комнате, где может разместиться не более 10 человек, а присесть - и того меньше. Если учесть, что большинство вошло со своими чемоданами, то можно себе представить, какое столпотворение получилось. Напомню также, что большинство приехавших – люди весьма немолодые и маломобильные. После того, как забрали наши паспорта, нас отправили пообедать.

3-й корпус

Странно, что, зная о большом заезде, сотрудники регистратуры заранее не оформили санаторные книжки и не распределили людей по номерам. Постепенно начали куда-то уводить небольшие группы людей, как потом выяснилось, в другие корпуса. Осталось три семейные пары, в том числе и мы. На все вопросы нам отвечали: «Ждите», и когда стало уж совсем невмоготу, соизволили сказать, что можно начать оформление медицинских процедур, а ждем мы, когда освободятся номера и сделают их уборку. Итак, приехали мы в санаторий около 13:00, а разместили нас в 18:30. Первый день был полностью потерян. Это серьезная организационная недоработка сотрудников, во многом обусловившая негативное впечатление от санатория.

НОМЕРА. Нам с мужем повезло, нас разместили в 3-м корпусе на 4 этаже, поэтому достоверно могу говорить лишь о нем. В этом корпусе есть лифт (ни в одном из других корпусов санатория лифтов нет и как там люди затаскивают свои чемоданы, не очень понятно). Однако, и здесь есть «но» - хотя лифт с 1-го этажа, но корпус вписан в гору и в этом подъезде до 1-го этажа необходимо преодолеть довольно приличную лестницу. Если подумать о людях и поработать головой, рельеф позволяет сделать пусть извилистый, но довольно пологий пандус для маломобильных граждан и перемещения багажа.

Двухместный стандартный номер – две односпальные кровати, две тумбочки, кресло (видимо, раскладное), стол, под ним холодильник LG с небольшой морозилкой, кондиционер, LED телевизор BQ, встроенный шкаф с вешалками, но без полок. Номер чистый, окна на всю ширину номера в пол, балконов в этом корпусе нет. Кондиционер, судя по всему, используется и на обогрев, поскольку батарей в комнате не нашли. В номере есть чайник, две чашки, в ванной комнате два стакана. Положили два кусочка мыла. Фена нет.

Вид из окна номера

Матрацы не совсем убитые, но пружины уже скрипят от малейшего движения, явно назрела замена их на ортопедические (всё же люди сюда приезжают лечиться), это относится и к подушкам.

Как обычно, проблема с розетками. Их мало, а около стола они расположены внизу около плинтуса, так что чайник мы кипятили на полу – шнур не дотягивался. Зная это, мы привезли удлинитель с тремя розетками.

Из нечетных номеров вид из корпуса был довольно симпатичный – на столовую, бассейн, горы. Люди, жившие в четных номерах, жаловались на лай собак ночью. Да и вид там унылый.

Мусор из номера выносили регулярно, следов уборки видно не было. Полотенца меняли один раз в неделю вместе с заменой постельного белья (хотя на сайте указано, что должны менять через три дня), впрочем, особой нужды в этом и не было. Продолжительность путевки 17 дней, поэтому белье должны были поменять дважды, однако, чтобы это произошло второй раз, пришлось несколько раз напоминать горничной (все та же пресловутая экономия).

Тех, кто приехал поодиночке, разместили по трое!!! в комнате. Номера, в зависимости от корпуса, были разные. Например, в корпусе СПОРТ в некоторых комнатах стояло 5 кроватей, что наводило на мысль либо об общежитии, либо о коммунальной квартире. На мой взгляд, трехместного размещения в санатории не должно быть, а учитывая возраст и наличие самых разнообразных заболеваний нашей социальной группы, не должно быть в принципе.

Кстати, всех, кто активно возражал после такого размещения, на следующий день переселили в 3-й корпус.

ЛЕЧЕНИЕ. В 3-м корпусе лечебная часть расположена на 1-м этаже. Длинный коридор со множеством кабинетов. Около кабинетов врачей, к которым вас прикрепили, возникло столпотворение, стульев очень мало, большинство вынуждено стоять (это после более, чем 1,5 суточного переезда). Всем было назначено определенное время, но оно не соблюдалось, поскольку к этому же врачу направляют и пациентов, уже находящихся в санатории, с температурой или иными недомоганиями (кашель, насморк, понос). В этой скученной атмосфере очень легко подхватить любой вирус, что лично со мной и произошло.

Врач вынужден вести себя с пациентами как строевой командир – быстро, командным тоном, возражения не допускаются. Мне не назначили ничего (кроме кислородного коктейля) под предлогом заболевания щитовидной железы, хотя с этими же вводными в трех предыдущих санаториях мне назначали и массаж воротниковой зоны, и разнообразные аппликации на суставы, и лечение высокочастотными токами. Зато было предложено три варианта платных процедур, одна из которых (Озонирование) имеет прямое противопоказание для меня!?

Мужу назначили 3 процедуры. Здесь следует задать вопрос медикам – 5 сеансов процедуры достаточны для того, чтобы подлечить пациента, приехавшего на лечение за тридевять земель (почему не 10 или 6, как это было какое-то время назад)? И какой массаж можно провести за 10 мин? В санаторной книжке предусмотрительно была указана стоимость массажа одной зоны позвоночника после окончания бесплатных процедур – 720 руб (72 руб/мин – это круто!).

Здесь стоит уточнить, что понимается под «бесплатной» процедурой. Она не бесплатная, а входит в стоимость путевки, которая финансируется из ФСС Москвы. А вот какие именно процедуры входят в эту стоимость, нигде не оговаривается. То есть санаторию выгодно любыми способами уменьшать количество и продолжительность таких процедур, что он успешно и делает.

Назначение и проведение процедур организовано неплохо, вся информация находится в компьютере, если пациент уезжает на экскурсию, находят возможность переноса процедуры на другой день). Однако тем, кого разместили в корпусах 5, 6, 10, 11 необходимо добираться до лечебных зон на автобусе санатория, который курсирует по расписанию, не очень часто.

ПИТАНИЕ. Анонсировано как «шведский стол», однако это обычная столовая самообслуживания (только убирать подносы со столов не нужно).

Отмечу сразу, что качество и количество блюд нас вполне устроило. Но…дьявол кроется в мелочах. Столовая 3-го корпуса явно рассчитана на прием людей только этого корпуса, тогда как в нем питались и проживающие в корпусе СПОРТ, а часто и те, кто приехал к нам из других корпусов поплавать в бассейне.

Такие очереди были первую половину отдыха

Первую неделю нашего пребывания очереди на раздачу были огромные, не хватало столовых приборов (ножей просто не было!), персонал сбивался с ног, блюда не успевали подносить, поэтому пользующихся спросом блюд, в том числе и сметаны (к борщу, к запеканке, вареникам) мы просто не видели. Возникали ссоры, конфликты, недовольство. На жалобы по WhatsApp никто не отвечал. Возможно, жаловались в администрацию и очно, т.к. с 1 декабря ввели 2 смены и сразу же ситуация стабилизировалась (т.е. решение изначально имелось, но почему-то не применялось).

За чистотой в столовой следили постоянно, официанты работали в перчатках, скорее всего какие-то блюда готовились централизованно, для всего санатория. Тем не менее, нам известно о нескольких случаях отравления. Надеюсь, что администрация постаралась выяснить и устранить возможные источники заражения.

Так нормально

Подносы, приборы и тарелки были всегда мокрыми, ножи появились уже в конце нашего отдыха и в очень ограниченном количестве, чай был не в пакетиках, а наливался в бак из ведра, из фруктов только половинки яблок (не слишком гигиенично, поскольку некоторые выбирали половинки получше прямо руками).

Вкусные вареники с картошкой уже через неделю не лезли в горло (тем более без сметаны), был очевидный недостаток животного белка (маловато мяса в блюдах, в куриных кусочках крылышки и ножки отсутствовали, не было вареных яиц или простой яичницы, только омлет – часто просто белковый), не было обязательных для нормального питания кисломолочных продуктов – ни кефира (выдавали только диабетикам), ни йогурта. Покупали себе кефир в магазине.

Салаты в основном из капусты, моркови и свеклы, квашеная капуста (очень вкусная), изредка винегрет (пользовался особой популярностью), раз в неделю салат типа оливье (это уже прямо праздник). В целом – вроде бы ассортимент большой, но при частом повторении приедается все. Как выходят из положения в других санаториях – ставят емкости с различными соусами или приправами – майонезом, кетчупом, горчицей, сметаной с зеленью или чесноком и т.п. Это позволяет разнообразить вкусовые ощущения. Здесь же имелись в наличии лишь уксус и подсолнечное масло сомнительного качества. Не удивительно, что довольно много негативных отзывов о питании в «Славутиче».

То, что в столовой вывешено меню на день, обнаружили в последний день пребывания – его повесили на стенку за вешалками, всегда забитыми верхней одеждой.

БАССЕЙН. При выборе санатория наличие бассейна, особенно в межсезонье, является очень важным фактором. Нам повезло. Открытый подогреваемый бассейн находится как раз около 3-го корпуса. В нем можно просто плавать, а еще проходят занятия по аквааэробике. В регистратуре нужно оставить возвратный залог 500 р и получить карточку, по которой около бассейна вам выдадут полотенце. Мокрое полотенце можно сдавать, а можно сушить у себя в номере. В подвальном помещении находятся раздевалки и душевые (шкафчиков нет из-за недостатка места, т.е. сохранность ваших вещей никто гарантировать не может), до бассейна нужно пройти метров 8 по холодной галерее (незакрывающуюся дверь отремонтировали только в конце нашего пребывания), спуск по довольно опасной металлической лесенке с поручнями, которые очень плохо закреплены, выходить наверх по ним нужно с большой осторожностью и усилиями. Вода в бассейне пресная, очень теплая, 30-31 градус, чистая. На ночь бассейн накрывают пленкой от листьев и чтобы не терять тепло. Для моего роста бассейн мелковат, но плавать при желании можно.

Подогреваемы бассейн

Из разговоров с людьми выяснилось, что очень многие сразу же простыли в бассейне (холодная галерея, при ветреной погоде в ней совсем холодно) и потом в него не ходили. Мне тоже удалось воспользоваться бассейном только в конце отдыха из-за опасений разболеться более серьезно, чем насморк и хрипота, появившиеся после контакта с заболевшими в первый день во время визита к врачу.

WiFi. В 3-м корпусе на 4 этаже WiFi присутствует только в некоторых местах коридора, в номере его уже нет. Подключение без регистрации, имя Магнолия в разных вариациях (ранее это был пансионат «Магнолия» и реально так и остался пансионатом, а не санаторием «Славутич», как его теперь гордо именуют). В 1-м корпусе WiFi более мощный, регистрация по номеру телефона, надо позвонить на якобы бесплатный телефон (московский?), МТС доблестно списал деньги за этот звонок. При попытке подключиться в другой день надо опять проходить ту же процедуру, почему – не понятно. В корпусе СПОРТ, со слов проживающих, WiFi был в номерах.

Что касается мобильной связи, то оператор Т2 (Теле2) работал как в домашней сети (автоматически подключался к местной сети Миранда), а вот МТС, формально убрав ограничения по Крыму из описаний тарифов, без услуги «Домашний пакет +» списывал деньги как за границей, т.е. реально обманул.

АКТИВНОСТИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Здесь можно поставить оценку «Отлично». Зарядка утренняя на воздухе, упражнения с палками, танцевальная гимнастика, неплохо оснащенный зал тренажеров с тренером, палки для скандинавской ходьбы, аквааэробика, бильярд (платно, 100 р/час), настольный теннис (многие приехали со своими ракетками), дискотека, различные игры на воздухе типа крокета или боччи. Это то, что удалось лично увидеть или поучаствовать, возможно, я перечислила не все. В течение дня и вечером показывали фильмы (художественные или документальные по Крыму), проходили концерты (платные и благотворительные). Поскольку фильмы показывали с компьютера через проектор, можно было бы освежить репертуар (в санатории «Мисхор» два года назад мы посмотрели около 10 фильмов, здесь же ни одного).

ЭКСКУРСИИ. Экскурсий много, цены довольно высокие (в городских бюро аналогичные), проводятся на автобусах санатория, это плюс, т.к. не надо собирать людей по всему городу.

Сухой паек за пропущенный обед (если вы уезжаете на целый день) не выдают, что весьма странно, с подобным столкнулись впервые. Его не выдают даже тогда, когда вы уезжаете на сутки раньше (тут уже пропущены обед, ужин и завтрак). Такая вот экономия.

ТРАНСФЕР (отъезд). Автобус из санатория идет один раз в день: в 10:30 утра он отвозит закончивших пребывание в Симферополь (поезд в Москву, которым рекомендовано ехать, отправляется в 17:10) и он же встречает вновь прибывших (в 12:05). Т.е. почти 6 часов вы должны сидеть на вокзале около своего багажа. Сошлюсь на санаторий «Мисхор», там отъезжающих в Москву везли к поезду после обеда. Т.е. «Славутич» опять экономит, не особенно заботясь об удобстве своих постояльцев.

Чтобы не сидеть на вокзале, решили отправиться в Симферополь на такси, тем более что санаторий предоставляет такую возможность. В регистратуре нам сказали, что у санатория свой парк такси (забыли, правда, добавить, что в нем мало машин) и нужно за три дня до отъезда его заказать. Наивные, мы пришли за три дня, а нам ничуть не смущаясь заявили, что все машины заказаны.

При внешней вежливости сотрудниц регистратуры постоянно проскальзывало полнейшее равнодушие к людям, отсутствие даже малейшего желания как-то помочь или подсказать. Любую информацию приходилось буквально выуживать, а многие вещи мы узнавали либо из случайных разговоров, либо слишком поздно.

Что касается печатной информации, то частенько в одном месте висело одно расписание (автобуса или распорядка столовой), в другом месте – иное. Имя всему этому – плохая организация и равнодушие.

СТОИТ ЛИ ЕХАТЬ В САНАТОРИЙ «СЛАВУТИЧ». Все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите. Если вы готовы мириться с описанными выше особенностями отдыха в «Славутиче», несомненно «Да».

В целом мы с мужем оцениваем свой отдых в санатории «Славутич» на четверку (скорее благодаря самой Алуште, возможности прогулок, приморскому парку, морю, вечнозеленой растительности, продлению осени, новым впечатлениям). Однако вряд ли захотим приехать сюда еще раз.

P.S. Данный отзыв направлен не на очернение данного санатория или системы предоставления социальных путевок, а порожден желанием ее улучшить, усовершенствовать. Чтобы весьма значительные средства, выделяемые московским правительством на заботу о старшем поколении, расходовались эффективно и с большей пользой.

За несколько дней до нашего отъезда количество людей в столовой резко убавилось, а из многих номеров стали выносить кровати, другую мебель и завезли краску, будут делать ремонт. По слухам, ожидается приезд самого Собянина. Аналогичные истории мы услышали и от отдыхающих в санаториях «Голубая волна» и «Алуштинский». Если это так, то лишь подтверждается вывод о том, насколько выгоден такой заказ санаториям. Что касается инспекции, то весьма сложно судить о чем-либо только по внешнему виду объекта, неплохо бы властям Москвы подключить ИИ и проанализировать отзывы отдыхавших, а также мнение самих алуштинцев в интернете.

Достоинства
  • Много активностей
  • Много зелени
  • Отлично работают аниматоры
  • Подогреваемый басейн
Недостатки
  • Лечение
  • Некоторые корпуса слишком удалены от инфраструктур
  • Нет лифтов
  • Нет сухого пайка
  • Плохая организация расселения приехавших
  • Ранний трансфер отъезжающих
  • Расселение по три человека в номере
  • Удалённость пляжа
natanat2022не рекомендует
Читать все отзывы 8
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 8
Смотрите также