Опубликовано 21 Февраль, 2021 - 08:45

Я впервые сталкиваюсь с творчеством европейской писательницы Дорис Лессинг, и мне тяжело судить насколько это произведение отличается от её привычной прозы. Но, что я могу утверждать точно - меня заинтересовало её мастерство владения словом и умением выстраивать предложения так, что тебя не отпускает до самого финала. Так что буду искать и другие произведения этого человека с целью определиться на сколько близкими мне покажутся её идеи. Или насколько сильно будет мое отторжение после прочитанного : )

Они лежали на расстоянии друг от друга. Но место между ними больше не было заполнено злостью.

Что касается истории "пятый ребенок", то я нахожусь в легком недоумении.

Людям промыли мозги, чтобы они верили, что семья — это лучшее в жизни.

С одной стороны, я как бы понял что именно нам пытаются здесь рассказать и показать. Но, с другой стороны, я постоянно ловлю себя на мысли о том, что моя интерпретация произведения скорее всего будет неверной, так как слишком много нюансов, которые я просто не способен понять в силу того, что я родился и жил в другое время (да и в другой стране). Да и в силу своего социального статуса мне просто не понять горечи среднего класса консервативного Лондона, который считает ужасным рвением желание завести сразу несколько детей.

Гарриет и Дэвид встретились на служебной вечеринке, куда ни он, ни она особо не хотели идти - и каждый сразу понял, что долго ждал этой встречи. С кем-то немодным, консервативным, чтобы не сказать - отсталым; замкнутым, своенравным: так люди говорили об этих двоих, и не было конца нелестным определениям, которые им давали. А они защищали то мнение о себе, которого упрямо держались сами: они простые люди, и потому никто не вправе осуждать их за эмоциональную утонченность и аскетизм только из-за того, что эти качества нынче не в моде.

А ведь именно на этом противоречии между светским обществом и двумя влюбленными людьми и выстраивается сюжетный каркас.

В такие моменты, когда не хватает материальных средств, тебя как будто судят.

Равнодушный и внешний мир, лишенный чувства такта и возможности любить. И уютный дом, наполненный детскими голосами, искренними чувствами, и необъятной любовью. Которой так много, что хватает на семью, и не только на неё. Каждое Рождество сюда приезжают гости, чтобы отдохнуть и просто почувствовать себя частью нечто неуловимого и давно ими забытого. Того, что еще вызывает странно чувство тоски, словно душа пытается дать понять людям, что они сбились с пути. И выбрали неверный вектор развития своей цивилизации.

— Он всегда был странным, — заметила Гарриет.

— Чужак в собственной семье? Ну да, так бывает, я не раз с этим встречалась, — сказала любезная миссис Грейвз.

А потом все это резко меняется. И уютный маленький рай превращается в персональный ад. После появления на свет пятого ребенка.

Нет ничего ненормального в том, что мать не любит ребенка. Я все время такое вижу. К сожалению.

Который в некотором роде несет в себе собирательный образ подменыша из классических английских историй про духов и эльфов, когда духи похищали человеческий детей, и вместо них подкидывали ужасных монстров, ужасающих не только несчастных родителей, но и всех жителей деревни/села. Вот только как можно говорить о такой мистификации в современном обществе? Скорее уж это плохая мать, которая не способна полюбить очередного ребенка, который как и все остальные, нуждается в её любви и внимании.

...люди и так все отлично понимают - в том случае, если они не эксперты и не врачи.

Или все-таки в этих страхах героини есть некое рациональное зерно, и её дитя действительно подменили?

 

Переводчик: Мезин Николай Владимирович

Издательство: Эксмо, 2016 г.

Серия: Интеллектуальный бестселлер (мини)

Страниц: 256 (Офсет)

Масса: 190 г

Размеры: 170x115x15 мм

Аннотация:

Гарриет и Дэвиду с самого начала удается осуществить прекрасную мечту всех молодоженов: у них есть большой и уютный дом, стабильный доход, четверо счастливых и прелестных ребятишек и куча любящих родственников. Каникулы в их доме - изобильные праздники жизни и семейного счастья. А потом у них появляется Пятый ребенок, ничего сверхъестественного... Но вот человек ли он?

Оставим мистификацию в стороне : ) Пускай ей увлекаются персонажи произведениям, а мы же постараемся быть более объективными и справедливыми по отношению не только к пятому ребенку, который умудрился навести столько ужаса на живущих с ним под одной крышей людей, но и к самой истории в целом. Какие основные идеи я смог выделить в романе?

Она отвела Бена домой. Теперь его запирали на ночь и поставили на дверь тяжелый засов. Когда он не спал, за ним присматривали каждую секунду. Гарриет следила за ним, пока всеми прочими делами занималась ее мать.

Самая очевидная - нужно бояться своих желаний. Наши герои насколько сильно были помешаны на счастье в виде большой семьи с топотом детских ножек по дому, что они даже не пытались на миг задуматься о последствиях - обучение, воспитание, просто трата времени на каждого из них в плане воспитания, времени и так далее. Нам поэтапно показывает как некогда блистательная и счастливая женщина превращается в тень былого величия себя.

В тот вечер она тоже была на празднике, в алом платье с черными кружевами — остроумная карикатура на костюм фламенко. Из этого коктейля испуганно выглядывала ее голова.

И как вместо любви к семье и своим детям внутри неё все больше возникает зияющая пустота, которая буквально высасывание из нее все жизненные соки. Но, дорогая, ты же сама хотела детей, и как можно больше? Ты отстаивала это право чуть ли не с пеной урта, и неодобрительно косилась на друзей и родственников, которые предлагали повременить с такими желаниями. Например, родить одного, и дать здоровью восстановиться. Сделать паузу в несколько лет, чтобы принять ВЗВЕШЕННОЕ решение.

Она хочет сказать, что с хорошим образованием ты был бы не так жалок без работы или на паршивой работе.

Я ни в коем случае не осуждаю никого из участников этой драмы, но лично для меня "пятый ребенок" стал символом не монстра и разрушения, как его видит собственная мать. Для это образ никому ненужного и нелюбимого ребенка, который оказался брошенным еще на стадии беременности, так как уже тогда он пугал свою мать. После такого отношения к собственной крови неудивительно, что младенец превращается в суровое испытание, и вместо долгожданной радости и любви несет только хаос и разрушение в привычный образ жизни семьи.

Как знать, какие породы людей — то есть расы — существ, не похожих на нас, когда-то жили на этой планете? В прошлом, понимаете? Ведь мы этого не знаем, правда? Откуда известно, что гномы, эльфы и гоблины и все прочие не жили тут на самом деле? Не потому ли о них рассказывают легенды? Они в самом деле существовали когда-то… Ну, как мы можем знать, что их не было?

Да и каково это быть нелюбимым с самого рождения? И чувствовать неприязнь матери? Я не могу даже представить себе такое, так как к счастью, мои родители хотели нас с братом, и мы были окружены родительской заботой и любовью. С ужасом представляю каково было бы оказаться в подобной ситуации, когда тюрьма была бы обоюдной - не только для меня, но и для моих родителей. Странная, абсурдная ситуация, в которой страдают обе стороны.

Основой счастливой жизни служит семья.

Зато мечта героев о многочисленной семье сбылась и стала явью. Но какова цена?

Поистине удивительно! Никто ни разу не сказал мне, никто, никогда: «Какая вы умница, что родили четырех великолепных, нормальных, умных, симпатичных детей! Это такой подвиг. Вы молодец, Гарриет!» Не кажется ли вам странным, что никто ни разу не сказал так? Но с Беном — я преступница!

Второй идеей романа я все-таки могу выделить ту самую извечную проблему непонимания между мужчиной и женщиной. Муж не пытается даже понять в каком локальном аду находится его супруга, и продолжает свято верить в том, что она счастлива таким образом жизни. И что её высказывания про пятого ребенка лишь временные эмоциональные всплески на фоне её общей усталости. Не знаю насколько подобные ситуации реалистичны, но мне кажется немного странным такая система взаимоотношений между персонажами.

Часто, когда Дэвид и Гарриет лежали, повернувшись липом к лицу, казалось, что в груди у обоих распахиваются дверцы и наружу изливается мощный поток успокоения и благодарности, которые их по-прежнему удивляли

Сама ситуация, которая показана в книге, вызывает у меня много вопросов. В своем стремлении воплотить в реальность мечту люди начали терять связь с друг другом, становясь чужими людьми.. Хотя, казалось бы, что все должно быть наоборот : ) А может быть просто я так увидел некоторые сцены произведения : ) Прелесть "пятого ребенка" в том, что здесь сложно что-то утверждать однозначно. Каждый увидит нечто свое, личное, что зацепит именно его.

Трудно сохранить веру в себя, когда дух эпохи, жадных и эгоистичных шестидесятых, на каждом шагу проклинал, изгонял и затаптывал твои лучшие качества.

Что тоже говорит только в пользу книги.

Когда Дэвид наклонялся поцеловать Гарриет на прощание и гладил головку Люка, в нем сквозило неистовое собственничество, которое Гарриет понимала и ценила, потому что собственностью была не она и не ребенок, но счастье. Его и ее.

В остальном. В остальном это действительно интересная и небольшая по объему история, которую я прочитал с любопытством. Текст написан очень легко, герои не вызывают каких-то отрицательных эмоций, и я не сбивался на главах. Осилить роман можно за один свободный выходной. Если читать книгу целенаправленно, то на это уйдет от силы несколько часов ( я больше времени потратил на написание отзыва, хддд).

Если Гарриет ее будущее виделось на старинный манер: мужчина вручит ей ключи от королевства, где она найдет все, чего требует ее душа, по праву рождения, к исполнению которого она — сначала неосознанно, а потом весьма целеустремленно — давно шла, сторонясь любой грязи и лишних драм

Подытожив все написанное выше, я хочу сказать спасибо Дорис за её спорное, но несомненно интересное произведение, которое поднимает некоторые и привычные для многих вопросы в немного ином векторе их рассмотрения. Мне, например, было весьма любопытно наблюдать за тем, что происходит с героями этой семьи, и как они пытаются справиться с тем, что с ними происходит.

Аристократы — да, они могут плодиться как кролики и ожидать этого, но у них на это есть деньги. И бедные могут ожидать этого и иметь детей, и половина из них умрет. Но люди вроде нас посередине — нам рожать детей надо осторожно, чтобы хватило сил о них заботиться.

Спасибо всем, кто заглянул на огонек. Надеюсь, что мой отзыв был полезен для вас. До новых встреч, и берегите себя!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 14
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 14
Смотрите также