Пожалуй, практически каждый ребёнок любит поезда, неважно, игрушечные они или настоящие. Отправляясь в очередной раз в Минск, где казалось бы большинство детских развлечений уже опробовано, я вдруг вспомнила, что там есть единственная в Беларуси Детская железная дорога. Ребёнок от мысли, что покатается на настоящем поезде, пришёл в полный восторг, поэтому на ДЖД было решено заехать обязательно.
Детская железная дорога располагается на одной из центральных магистралей города – проспекте Независимости.
Добраться туда можно на метро (станция "Московская" синей ветки), автобусе (№91, 100) или маршрутке (№1064, 1076, 1089, 1151, 1155, 1280, 1409). Ну и, конечно, автомобиль никто не отменял, благо стоянок поблизости достаточно (на всякий случай оставлю координаты GPS: 53.925969, 27.621812).
Буквально в 100 метрах от ЖД расположен парк культуры и отдыха имени Челюскинцев, где тоже можно отлично провести время с ребёнком.
Детская железная дорога функционирует не круглогодично, а только с мая по сентябрь (плюс Новогодние праздники). В разные месяцы режим работы и расписание поездов отличается, поэтому я оставлю его здесь.
МАЙ (только по выходным и праздничным дням)
Режим работы: с 11.00 до 17.00.
Расписание поездов: п. № 401 отправление в 11.00 п. № 403 отправление в 11.22 п. № 405 отправление в 11.44 п. № 407 отправление в 12.06 п. № 409 отправление в 12.28 п. № 411 отправление в 12.50 п. № 413 отправление в 13.14 п. № 415 отправление в 13.36 п. № 417 отправление в 13.58 п. № 419 отправление в 14.20 п. № 421 отправление в 14.42 п. № 423 отправление в 15.04 п. № 425 отправление в 15.42 п. № 427 отправление в 16.20 п. № 429 отправление в 16.58
ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ
Режим работы: с 11.00 до 14.00 по будним дням.
Расписание поездовпо будним дням: п. № 601 отправление в 11.00 п. № 603 отправление в 11.38 п. № 605 отправление в 12.18 п. № 607 отправление в 12.57 п. № 609 отправление в 13.35 п. № 611 отправление в 14.14
Режим работы:с 11.00 до 16.40 по выходным дням.
Расписание поездов по выходным дням: п. № 601 отправление в 11.00 п. № 603 отправление в 11.38 п. № 605 отправление в 12.18 п. № 607 отправление в 12.57 п. № 609 отправление в 13.35 п. № 611 отправление в 14.14 п. № 613 отправление в 14.52 п. № 615 отправление в 15.31 п. № 617 отправление в 16.09 п. № 619 отправление в 16.47
СЕНТЯБРЬ (только по выходным дням)
Режим работы: с 11.00 до 16.40.
Расписание поездов: п. № 601 отправление в 11.00 п. № 603 отправление в 11.38 п. № 605 отправление в 12.18 п. № 607 отправление в 12.57 п. № 609 отправление в 13.35 п. № 611 отправление в 14.14 п. № 613 отправление в 14.52 п. № 615 отправление в 15.31 п. № 617 отправление в 16.09 п. № 619 отправление в 16.47
Как можно заметить по чеку, были на ДЖД мы задолго до пандемии – летом 2019 года. В мае 2020 года дорога ещё не открыта, в июне пока планируется работа по расписанию. Будем надеяться, что мы все вернёмся в обычный режим максимально скоро.
? Цена билета 4 BYN(~1,6$ или 125 RUB) на одного человека. Проезд бесплатный только для деток до 1 года. Мы ездили втроём (2 взрослых + 3-летний ребёнок) – заплатили 12 BYN. Учитывая стоимость детских развлечений в наше время, считаю, что это очень даже недорого.
Кстати, раньше были вагоны с анимацией, которые стоили чуть дороже, но сейчас, по всей видимости, такое уже не практикуют.
Минская детская железная дорога функционирует с 9 июля 1955 года – вы только представьте, ей уже почти 65 лет!
Здание вокзала очень типичное для Беларуси, таких полным-полно в небольших городах.
Оно же представляет собой здание главной станции "Заслоново", где происходит посадка и высадка пассажиров.
Внутри небольшая билетная касса и совсем никакой очереди.
В зале стоит бюст самого Константина Сергеевича Заслонова – белорусского партизана-железнодорожника, именем которого названа детская железная дорога и её главная станция. Прямо перед ним сидит детское руководство вокзала, так что фото я не делала, чтобы никого не смущать.
А по краям комнаты советский колорит расставлены фигурки мальчика и девочки на спорте и патриотизме.
Здесь же расположена небольшая палатка с игрушками – и без игрушечного поезда мы, конечно, не ушли.
В здании вокзала есть зал ожидания, он же по совместительству выступает учебной комнатой.
Зал ожидания
И здесь же, на мой взгляд, одна из главных достопримечательностей минской детской железной дороги: большой макет железной дороги с движущимся поездом.
С вокзалом закончили, перейдём к станциям (их на ДЖД три) и самому поезду.
1. Станция "Заслоново" – основная станция, здесь происходит посадка и высадка пассажиров, соответственно располагается она рядом со зданием вокзала.
Станция длинная, чистенькая, аккуратная, но ничего примечательного на ней нет. Никаких скамеек, навесных крыш, скульптур, аниматоров – просто перрон.
Примечательные тут, пожалуй, только туалеты.
Снаружи это обычный ларёчек почти Союзпечать, а вот внутри всё максимально напоминает настоящий туалет обычного поезда (даже смыв той самой педалькой).
Туалеты, к слову, бесплатные и, на удивление, довольно чистые.
Именно на эту станцию прибывает наш поезд – это узкоколейный тепловоз (колея на ДЖД всего 75 см – вдвое уже обычной).
К нему присоединено 4 вагончика, которые растягиваются на весь перрон.
Вагончик внутри аккуратненький, украшен детскими картинками и воздушными шариками, играет тематическая музыка в стиле ? "голубой вагон бежит-качается".
Сиденья, как во взрослых поездах, обиты каким-то синим дерматином, но зато на окошках занавески с паровозиками, а между каждыми сиденьями небольшая урна.
На станции "Заслоново" мы выбрали крайний вагон и ехали в нём практически одни, поэтому могли спокойно фотографироваться (после перерыва на станции "Сосновый бор" мы выбрали какой-то из средних вагонов – он оказался почти полон).
Поезд иногда слегка потряхивает, иногда он с трудом проезжает какие-то участки, да и идёт совсем не быстро. Но в целом, всё очень напоминает самый обычный классический поезд. Дорога от станции Заслоново до промежуточной станции Сосновый бор занимает около 15 минут (назад, соответственно, столько же).
2. Станция "Сосновый Бор" – промежуточная станция с 5-минутной остановкой. Здесь пассажиры могут выйти, прогуляться по станции и лесу, подышать свежим воздухом. На этой станции тоже особо ничего нет: стоит холодильник с мороженным и пустая сцена.
Кстати, раньше здесь было деревянное здание вокзала, которое потом, к сожалению, сгорело. Сейчас же ни развлечений, ни каруселек, ни даже палатки с игрушками – заняться особо нечем, но зато можно прогуляться по сосновому бору.
Конечно, за 5 минут в лесок не прогуляешься, но можно спокойно уйти до приезда любого из следующих поездов (а ходят они каждые 35 минут).
Есть у ДЖД и ещё одна станция, правда техническая.
3. Станция "Пионерская": поезд проезжает её мимо, без остановки. Там размещен пульт управления стрелками и сигналами и производится техническое обслуживание тепловозов.
Схема детской железной дороги, Минск
Полная длина железной дороги 4,5 км, а длина главного пути 3,79 км. Поезд едет на станцию "Сосновый бор", и, сделав круг, возвращается назад, поэтому общая продолжительность маршрута составляет около 7,5 км. За окном город сменяется лесом и наоборот – это довольно интересно.
Ни узенькая колея, ни небольшие вагончики, ни даже воздушные шарики с картинками так не поражают, как работающие на ДЖД дети.
Функции всех работников детской железной дороги выполняют школьники 5-7 классов, посещающие бесплатный кружок «Юный железнодорожник». Для нас, взрослых, поразительно, как дети могут с утра до вечера по-настоящему работать на железной дороге и не получать за это деньги, но для них это на самом деле интересное увлечение и колоссальный опыт. Машинист, помощник машиниста, проводники, контролеры, начальник вокзала и пр. – это всё дети. Никаких взрослых рядом с ними нет, они выполняют эти функции абсолютно самостоятельно (ну ладно-ладно, в кабине машиниста один дядечка всё-таки был).
При этом справляются со своими функциями они превосходно: билетики вежливо проверяют и компостируют, на входе-выходе из вагонов мальчики помогают деткам и поддерживают малышей, девочки мило улыбаются взрослым бы проводницам у них поучиться.
Кстати, с проводниками вполне можно сфотографироваться на память:
Как и с самим поездом ?
Впечатления от Минской детской железной дороги остались противоречивые. С одной стороны плюсов предостаточно:
✅ возможность прокатиться на поезде на небольшое расстояние всего на полчаса;
✅ реалистично, колоритно и интересно;
✅ все работники ДЖД дети, что очень необычно и привлекательно;
✅ поезд создаёт праздничную атмосферу украшениями и музыкой;
✅ атмосферные туалеты (ну, они действительно меня впечатлили);
✅ совсем недорого в сравнении с большинством современных детских развлечений.
С другой стороны, минусы довольно весомые:
❎ пустое наполнение станций: ни даже самых простеньких аттракционов, ни аниматоров, ни прочих развлечений, а ведь во многих городах ДЖД дополняют настоящими парками развлечений;
❎ нет возможности выбрать вагон с аниматорами: из развлечений в поезде только сменяющиеся пейзажи и возможность пофотографироваться;
❎ хоть и обновленный, но всё равно весьма советский вид: это, конечно, классическая железная дорога, но в век современных поездов и шикарных вокзалов ДЖД выглядит очень просто.
? Конечно, в современной мире развлечений для деток предостаточно. Но поезда нравились детям всегда, а возможность отправиться не в долгое 7-часовое путешествие, а в небольшую 30-минутную поездку-экскурсию на самом настоящем поезде, но только с детьми – это очень здорово! Цена такого развлечения довольно бюджетная, и как по мне, чем в очередной раз скакать в закрытом развлекательном центре, лучше прокатиться в сосновый бор на поезде. Поэтому несмотря на все недостатки, считаю, что посетить детскую железную дорогу очень даже стоит! ?