«Вам интересно узнать, как это случится? Я скажу вам. Может быть, весь мир расколется и разлетится на кусочки, а может, это произойдет тихо, как вздох. Может быть, атмосфера разорвется, как старая простыня, и все – горы, леса, реки и то, что осталось от городов, - расшвыряет, как пыль. Или под действием силы гравитации раздавит в лепешку. Может, все скукожится от жара – и останется только пепел. Ну что же, никто не может жить вечно».
Издательство «Азбука» переиздало один из самых известных романов американского писателя Роберта Маккаммона «Лебединая песнь» (1987 год). Он также выходил на русском под названием «Песня Сван» и «Наслаждение смертью».
Обложка у книги в том же стиле, что и у двух предыдущих, которые «Азбука» выпустила совсем недавно: «Жизнь мальчишки» и «Слышащий». Это классно, потому что Маккаммона у нас издавали в каких-то криповых обложках и на туалетной бумаге. Издания для сравнения: «Они жаждут» (1993 год), «Грех бессмертия» (1999) и свеженькие красивые книги этого года!
Издательская аннотация.
Впечатляющая история, в которой конец света — это только начало финальной битвы между добром и злом, создана Робертом Маккаммоном, одним из величайших мастеров хоррора в мировой литературе. Книга четыре недели продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс», первое издание разошлось почти миллионным тиражом.
После ядерного удара Америка превращается в мертвую пустыню, где древнее зло бродит в поисках жертвы — демонический человек с алым глазом, собирающий под своей властью темные силы, жаждет уничтожить ребенка, обладающего даром жизни. Но на защиту девочки по прозвищу Сван, что значит Лебедь, встают те, кто полон решимости сражаться за этот мир и за свои души. От исхода сражения зависит судьба человечества...
О чем роман.
США и СССР наконец-то доигрались – бряцали оружием, да и пропустили тот момент, когда надо было остановиться. После обмена ядерными ударами две сверхдержавы прекращают свое существование, а вместе с ними гибнет и большая часть населения планеты. Наступает ядерная зима. Оставшиеся в живых страдают от голода, холода, болезней, вызванных радиацией.
В книге несколько главных героев. Одна из них – девочка по имени Сван (ласковое прозвище, данное ей матерью) обладает чудесным даром, способным возродить мир. Но есть кое-кто, мрачный человек с миллионом лиц и черной душой, кому очень не по нраву, что людям могут дать второй шанс. Он ищет Сван, еще даже не зная, кто она и где находится. Ищет, чтобы уничтожить. Но у Сван есть преданные защитники.
Впечатления. «Лебединую песнь» трудно не сравнить с «Противостоянием» Кинга, потому что и там и там есть мир после апокалипсиса, а также некая зловещая фигура главного антагониста. Но у Кинга население Земли уничтожает вирус гриппа, а не война и не природный катаклизм, а у Маккаммона всё выглядит куда более зловещим и безысходным. Наверное, если бы читала зимой, то еще больше прониклась бы описаниями бесплодных земель, постоянной зимы, холода, физических уродств. Но ничего, при ярком солнце и теплой погоде все равно эмоций хватает, ведь всё это может случиться в любой момент и в реальной жизни.
В 1983 году почти и случилось, но катастрофу предупредил советский офицер. История не на слуху, я сама прочитала о ней относительно недавно: в закрытом городе Серпухов-15 заглючило автоматику. Раздался сигнал тревоги - на территорию СССР летит пять атомных ракет США. Военные должны были сообщить верховному командованию, а то отдало бы приказ об ответном ударе.
Но дежуривший в тот день подполковник Станислав Петров рассудил, что здесь какая-то ошибка. Система оповещения выдала ложный сигнал тревоги. Вряд ли американцы отправятся уничтожать СССР с пятью ракетами. Уж если ударят, так ударят, чтобы противник не успел ничего предпринять в ответ. В общем, Петров был прав - автоматика спутала ядерные боеголовки с отражением облаков. Никто на СССР не нападал. Страшно подумать, что из этого могло получиться, если бы в тот день на дежурстве не оказалось здравого человека с холодной головой.
Я к тому, что в описанный у Маккаммона апокалипсис верится легко и сразу. Нет ничего надуманного и невозможного. В книге не так уж много фантастических сцен или придуманных чудовищ, как можно было бы ожидать. Впрочем, и рутинного описания тягот и опасностей, выпадающих на долю героев, хватает, чтобы испугаться по-настоящему, без выдуманных монстров.
Каждый имеет два лица — внешнее и внутреннее. Внешнее — такое, как тебя видит мир, а внутреннее — то, как ты действительно выглядишь, настоящее лицо. Если можно было б стряхнуть внешнее лицо, то мир бы увидел, каков человек на самом деле.
Вот этот первобытный, животный ужас, когда весь привычный мир рухнул. Кто-то ищет, к кому бы прибиться в надежде на защиту. Кто-то выживает в одиночку, борясь с надвигающимся безумием. Кто-то ведет жалкий образ жизни, не гнушаясь каннибализмом. Другие объединяются в настоящие, вооруженные до зубов армии, но не ради благой цели возрождения прежней жизни, а чтобы было проще грабить, насиловать и убивать. И лишь герои романа неустанно движутся по мертвой Америке, чтобы случайным образом встретиться в одной точке, где будет окончательно решена судьба человечества.
Объемную книгу я буквально "проглотила". Истории всех героев развиваются параллельно, и за всеми ними интересно наблюдать. Самая мрачная, конечно, первая часть книги, где все уже произошло, а будущие перспективы не то что туманны - кажется, что их и вовсе нет. Безлюдные земли, горстки уцелевших людей, борьба за выживание и скудные ресурсы.
"Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и и восстанут дети на родителей и умертвят их"
Стилистически роман ближе всего к "Дороге" Кормака Маккарти. Про явные сюжетные параллели с "Противостоянием" Стивена Кинга уже упоминала. Вот это, пожалуй, минус книги. Все-таки Рэндалл Флэгг, Человек в черном, дьявол из текста Кинга, слишком уж напоминает преследователя Сван из "Лебединой песни". Впечатления это не портит, а кто не читал Кинга, тому и вовсе переживать не о чем.
Один из его карих глаз стал черным, как смоль, и кости перемещались под кожей лица, как гнилые основания дома из папье-маше. Морщины и трещины расходились от углов его рта, и он мгновенно постарел на десять лет. Его красная, морщинистая шея дрожала, когда он отвел свой взгляд от нее и повернулся спиной к Сестре. — Кронингер! — сказал он. — Пойди возьми брата Тимоти и приведи его сюда.
Итого. В первую очередь советую всем любителям постапокалипсиса. Книга написана тридцать с лишним лет назад, но не утратила актуальности. Как и поднимаемый в ней острый вопрос: на что каждый готов ради того, чтобы выжить? Заслуживают ли люди второго шанса? Беда лишь в том, что Сван, волшебная девочка с чудесным даром, нам в реальности вряд ли достанется! Так что читаем Маккаммона, пьем "Афобазол" и надеемся, что ядерная война - это меньшее из зол, о котором сейчас стоит переживать.
В противовес мрачной и ледяной "Лебединой песни": прекрасная и оптимистичная "Жизнь мальчишки", чтобы согреться и ненадолго вернуться в детство.
_______________
Место покупки: Wildberries.
Цена: 630 рублей.
Количество страниц: 864.
Твердая обложка, серийное оформление.