Опубликовано 3 Апрель, 2023 - 12:00

Каюсь, я не любитель советского кино, особенно такого строго, как фильм "Разные судьбы", который был выпущен в 1956, но эту ленту просто обожаю и периодически пересматриваю под настроение. Очень жаль, что на этом сайте так мало отзывов на данный фильм. Давайте исправим эту досадную оплошность, ведь это действительно нетипичный, жизненный, сильный фильм, который, безусловно, заслуживает вашего внимания.

СЮЖЕТ

Обычно я в отзывах на фильмы вставляю цитату из Кинопоиска с описанием сюжета, но в этот раз аннотация из интернета мне абсолютно не понравилась. Во-первых, она раскрывает все основные сюжетные линии и, на мой взгляд, полна спойлеров. А во-вторых, написана как-то сухо, телеграфным стилем. Если изложить кратко своими словами, то "Разные судьбы" на 100% оправдывает свое название - это история молодых ленинградцев, вчерашних школьников, которые вступают во взрослую жизнь. Здесь есть несколько сюжетных линий, которые я более подробно рассмотрю на примере главных героев.

АКТЕРЫ И РОЛИ

Таня (Татьяна Пилецкая) Очень люблю эту актрису, есть в ней что-то аристократическое и, кажется, она дворянского происхождения.

Таня безусловно главная героиня фильма. Молодая особа, вчерашняя школьница, но... эгоистичная и подлая натура. Как сказал о ней один из героев фильма:

Маленький ты, но хищный зверек

Татьяна привыкла добиваться своего, жить в комфорте, она избалована и взбалмошна, но при этом красива и расчётлива. В нее безответно влюблен один из одноклассников - Степа Огурцов, но Таня выбрала другого - Федю.

Эта героиня у меня вызывает одновременно и отвращение, и сочувствие. Таня настолько зациклена на себе, что искренне не понимает почему от нее отворачиваются люди.

Федя (Юлиан Панич) Персонаж, которого мне действительно жалко. Это ж надо так вляпаться, полюбить такую особу как Таня. И что он в ней нашел? Возможно красоту, легкий на первый взгляд характер и незаурядный ум. Они решают пожениться, и, по мере развития сюжета, Федя начинает прозревать и разбираться в истинной сущности своей супруги. Сам он добрый, хороший парень, который делает все на благо семьи, берет подработки и всячески уступает Тане. А что же она? А Таня манипулирует им как хочет, требует от Феди снять отдельную квартиру, это при том, что вся страна жила в общежитиях, коммуналках и бараках! Да и вообще, кажется, никаких чувств к Феде не испытывает, а просто использует его.

Родители Тани (Лев Свердлин и Ольга Жизнева) Как в семье порядочных интеллигентных людей могла вырасти такая дочь как Таня остается загадкой, чудеса генетики, не иначе.

Родители, также как и Федя, вызывают сочувствие, ведь их чадо доводит чуть ли не до инфаркта своими выходками. То не сказала, что выходит замуж за Федю, а то и вообще, будучи мужней женой, закрутила роман с женатым композитором, но об этом позже.

Степан Огурцов (Георгий Юматов) Как вы помните, этот персонаж был безответно влюблен в Таню, и, получив отказ, он уезжает работать и учиться на вечернем куда-то подальше от Ленинграда.

На вокзал его пришли провожать бывшие одноклассники - Таня и Федя. При этом Таня требует от Степы дружеский поцелуй на прощание, вот это провокация! Эх Федя, Федя, влип ты конечно, не успели пожениться, а невеста уже целуется с другим. А дальше больше! Кстати, среди провожающих была и тетка Степы, которая неодобрительно посмотрела на Таню. Все таки женщины лучше чувствуют такие манипуляции и кокетство, а может у нее просто больше опыта, чем у вчерашних школьников.

Соня Орлова (Татьяна Конюхова) хорошая, милая, добрая девушка, безответно влюбленная в Степу, полная противоположность Татьяне. Так-с намечается любовный треугольник!

Но Степа совершенно не замечает ее чувств, хотя это и слепому было видно, но он очень сильно поглощен Таней. Соня настолько обожает Степу, что едет вслед за ним работать в глушь, нянчится с ним, как с малым ребенком, защищает перед начальством, а Степа зовет ее лучшим другом, слепец!

Композитор Рощин (Бруно Фрейндлих) Невозможно не рассказать об еще одном колоритном персонаже, именитом прославленном композиторе Рощине, с которым Таня закрутил роман. Мало того, что он старшее её больше чем в 2 раза, так он ещё и женат, впрочем Таня тоже замужем за Федей, но уже подыскивает себе более выгодную партию. Роль убеленного сединами композитора исполняет небезызвестный Бруно Фрейндлих, отец той самой Алисы Фрейндлих, импозантный, харизматичный мужчина, надо сказать.

Если вы думаете, что я вам открыла все сюжетные линии, то это совершенно не так. Это только присказка, как будут развиваться отношения Сони и Степы, что станет с Федей и Таней, как они устроятся в жизни, чем закончится роман с Рощиным, узнает ли Федя об измене, помирятся ли Федя и Степа, разругавшиеся из-за Тани - все это вы можете узнать, посмотрев фильм. Присутствует в "Разных судьбах" еще одна сюжетная линия - это отношения композитора Рощина с его женой. Тут есть над чем поразмыслить, ну например о том, стоит ли менять преданную тебе супругу, с которой вы прошли огонь и воду, а вот медные трубы пройти не получилось, на молодую свиристелку, падкую только на деньги и известность избранника.

Кроме того, этот фильм еще и историческое полотно былой советской жизни, в нем отлично показаны быт и нравы того времени...

...старый Ленинград

...работа на производстве

...жизнь в общежитиях и коммуналках

... партсобрания

И много, много других деталей из жизни, характерных для той эпохи.

НЕТИПИЧНЫЙ СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ

Можете со мной не согласится, но как правило, типичный советский фильм - это когда главный герой едет в какую-то Тьмутаракань ударно работать, находит там свою любовь, счастливо живет и трудится на благо Родины. Вспомнить хотя бы "Королеву бензоколонки", "Девчата" или "Весна на Заречной улице". Я думаю, если поднапрячь память, то на ум может прийти десяток таких фильмов. В "Разных судьбах" тоже, конечно, затрагивается производственная тема, куда ж без этого. А нетипичным я считаю фильм потому, что в нем поднимается вопрос супружеской измены. Все таки это 1956 год, мораль сильна и цензура не дремлет. Это в 70-х уже начали снимать фильмы, затрагивающие такую щекотливую тему, а в середине века это было мне кажется немыслимо. Сразу на ум приходит эпизод из "12 стульев". Кто не читал книгу, возможно вспомнит фильм и одного из его героев - поэта Ляписа Трубецкого. В одном из эпизодов он пришел в очередное издательство с балладой о Гавриле:

Гаврила был неверным мужем, Гаврила жёнам изменял

В отчет на это главный редактор, в исполнении Рины Зеленой заявил ему:

Вы рассказываете о каких-то совершенно неправдоподобных вещах. Ну, где вы видели, чтобы мужья изменяли женам? Я лично такого совершенно не помню

Как-то так. Но факт остается фактом, фильм вышел и поднял очень важный вопрос, о котором доселе не говорили.

МОРАЛЬ

Фильм совершенно не устарел, он злободневен и сейчас, ведь вопросы любви и дружбы, верности и предательства, эгоизма и тщеславия всегда будут будоражить умы человечества. Какой урок можно извлечь из фильма? Наверное, что каждому воздастся по заслугам, что никогда нельзя терять человеческий облик.

- Не понимаю, что он в ней нашел?

- Наверное, человека

Это очень поучительный и мудрый фильм, раскрывающий все грани человеческой натуры, показывающий не только светлую сторону, как это было во многих советских фильмах, но и изнанку жизни. Режиссер знатно прошелся по межличностным отношениям и получилось просто потрясающее кино, которое никогда не устареет, ведь люди, к сожалению, не меняются и нам об этом важно знать и помнить.

МУЗЫКА

Обычно совершенно не обращаю внимание на музыкальное сопровождение и не пишу о нем отдельно, но тут опять особый случай. Дело в том, что в фильме композитор Рощин исполняет один пронзительный романс, который просто хватает за душу. Даже у меня, любителя хеви-метала каждый раз при прослушивании бегут мурашки и наворачиваются слезы. Если вы все-таки решите не смотреть фильм, то послушайте хотя бы песню, она так и называется "Романс Рощина", а исполняет ее Борис Александров, потрясающей красоты композиция.

ВЫВОД

Однозначно рекомендую к просмотру, этот фильм просто шедевр советского кинематографа, к сожалению, многими забытый. Ни разу не видела, чтобы его показывали по центральным каналам, да и региональные не часто вставляют его в сетку вещания. Люди старшего поколения, как правило, отлично помнят эту ленту, а молодежи он, увы, не знаком. Давайте же смотреть хорошее кино!

Если вам понравился данный отзыв, добро пожаловать ко мне на страничку.

📌Что почитать тут

📌Что посмотреть тут

Достоинства
  • Жизненный
  • Не устаревший
  • Нетипичный
Недостатки
  • Нет
Ergolyamрекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
GN аватар
GN
03.04.2023
Очень люблю этот фильм)) со смыслом, а игра актеров на высоте. Очень нравится здесь Татьяна Конюхова. Красотка!

Не знала, что роль композитора сыграл отец Алисы Фрейндлих. Очень интересный факт))
03.04.2023
А мне понравилась Пилецкая, сыграно гениально! По моему одна из лучших её ролей. А Бруно Фрейндлиха я, кстати, в других фильмах больше не встречала, но я мало знакома с советским кинематографом
03.04.2023
Цензуре подвергались все советские фильмы, 1950-х совершенно точно. Шила в мешке не утаишь, такой "пропуск" на руку зрителю. Попадался этот фильм в ленте, но пока глаза не видели. Эх, кино об отношениях всегда интересно...
03.04.2023
Да ладно, уж Вы-то я думала смотрели этот фильм🙂
03.04.2023
Нет-нет, эта кинокартина благополучно пропущена 😊 Сколько ж жизней требуется, чтобы просмотреть по одному разу ВЕСЬ кинематограф СССР. А ещё есть Голливуд, европейские шедевры и особое японское кино...
03.04.2023
Ну просто этот фильм достаточно известен на мой взгляд, особенно у старшего поколения. В любом случае, рекомендую к просмотру!
03.04.2023
"Маленький ты, но страшный хищник" - сказал композитор на последней встрече с Таней.))
03.04.2023
Совершенно верно🙂 просто не хотела в отзыве раскрывать все карты, вдруг кто-то сочтёт за спойлер🙃
03.04.2023
Но это же цитата. Хотя тут да... тонкая грань.)))
03.04.2023
Ну если сказать, что эту фразу произнёс Рощин при последней встрече, то понятно, что они расстанутся, а так интрига 😅
03.04.2023
"Правильные" семейные отношения - один из традиционных сюжетов для советского кино. Ничего нетипичного в этом сюжете нет. Как правильно жить показывали в разных сферах, в ТЧ семейной
03.04.2023
Согласна, что фильм учит тому как правильно жить. В итоге Таня осталась у разбитого корыта и получила по заслугам, что, к сожалению, не всегда происходит на самом деле в реальной жизни. Но мораль очевидна. А нетипичность фильма на мой взгляд заключается в том, что в нем показана супружеская измена, лично я ни одного такого советского фильма 50-х годов не припомню.
03.04.2023
Так вы сами пишите, что не любитель советского кино. А тема эта для него типична. Сверстницы 59, Лёгкая жизнь 64, из того, что быстро пришло.
02.06.2024
Удивительно, как я пропустила такой фильм, мы с папой любим советские фильмы и постоянно их смотрим, но вот этот видимо нам не встретился, спасибо что рассказали. По описанию именно то что я люблю в подобных фильмах и атмосфера того времени, и такая глубокая тема как супружеские измены. Да еще Юматов !
02.06.2024
От души рекомендую! Любимейший фильм, который я частенько пересматриваю
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также