Недавно по каналу "Культура" показали этот фильм. Начала смотреть и затянуло. Люблю советские фильмы - они интеллигентные, не пошлые, умные, а еще они из моего детства...
Фильм "Единственный мужчина", снятый "Беларусьфильмом", не видела раньше и не слышала о нем. Да и в интернете о нем скудная информация:
По роману Леонида Лиходеева «Четыре главы из жизни Марии Николаевны», героиня которого — директор крупного научно-производственного объединения.
И все, точка. Не слишком располагает к просмотру такое описание. А между тем, кино стОящее.
Итак, Мария Николаевна Козлова (актриса Альбина Матвеева) - директор крупного научно-производственного объединения, в котором работают сплошь мужчины, не считая секретаршу.
"Вы в этом коллективе - единственный мужчина, с которым можно иметь дело!" - такой комплимент отвесил героине иностранный бизнес-партнер. Для советской женщины-руководителя это и вправду достойный комплимент, а не издевка. Она и сама о себе так думает. Ее всю дорогу по фильму называют исключительно по имени-отчеству, даже близкие и любящие люди - тоже безмолвная характеристика главной героини.
Ее коллега, Александр Корецкий (актер Игорь Васильев):
У них был роман - затянувшийся, ни к чему не обязывающий роман, о котором никто не должен был знать и потому знали все.
Уважает и, кажется, любит ее. Немного побаивается свою коллегу, а потому и предложение выйти замуж делает своеобразно:
- И все-таки тебе придется выйти замуж!
- Не за тебя ли?
- За меня!
- И почему же?
- Видишь ли, моя сестра плохо живет с мужем. Я ее спрашиваю: "Почему ты не разведешься?" А она: "Какой негодяй этот - я знаю, а какой следующий - нет.
Именно с ним Марья Николаевна и решает поехать в незапланированный отпуск - спускаться на плотах - хотя никогда раньше этого не делала.
А там!.. Новые люди - кое-кто из которых вскружил ей голову. Новая обстановка - леса, луга, река, невероятная природа, которую никак нельзя взять по привычке под контроль. Туман с утра пугает, ведь ничего не видно и ничего не известно - а руководителю, даже женщине, должно быть понятно все!
Великолепная и не сразу узнанная мною Наталья Варлей здесь в роли легкомысленной и вообще легкой, невесомой по духу и образу Вики - женственная, романтичная и очень природная (в смысле, слияние с природой у нее происходит так естественно, словно она всю жизнь провела в лесу).
И такое противопоставление главной героине:
Про туман:
Мария Николаевна:
- Долго будет это безобразие? Я ничего не вижу!
Вика:
- Это же прелесть! Это ту-ман!
Все это дополняется звуковыми "спецэффектами": тонким голосом Варлей, звучащим, словно эхо, и грубым, резким на ее фоне голосом Матвеевой.
А это в исполнении Варлей:
- Одна-а-а!..
Так не понять. Это надо видеть! И слышать.
И вместе с тем, не отрицая женственность Марьи Николаевны, а наоборот, подчеркивая ее, раскрывая ее для самой главной героини:
-Знаешь какая ты баба? Во!
И правда - мужчины не оставляют ее без внимания даже в самой глуши, борются за нее кто как может, вместе с тем понимая, что выбор все равно останется за ней, на эту женщину давить нельзя. Амазонка в деловом костюме, она, кажется, немного потерялась в гендерных ролях, ей нравится (и она может!) быть сильной, но и женского счастья тоже хочется.
Тимофеев (актер Виктор Проскурин) - еще один интересный персонаж: известный поэт, настолько известный, что в самолет его пропускают без очереди еще до начала посадки, а за границу он, кажется, летает, как некоторые к себе на дачу ездят.
Не знаю, кто автор стихов, но они гениальны, по-моему:
"А мы купаемся во ржи, а мы копаемся во лжи"
"Когда бы на себя мы походили, встречаясь — мы б себя не узнавали"
"Так плыть нельзя,
Как я плыву:
Ни втайне и не наяву,
Ни на свету и не во тьме,
Не на носу, не на корме,
Не раздавая, не храня
И нет в ладье моей меня"
Михаил Михайлович Клушин (актер Михай Волонтир) - работник леспромхоза, случайно повстречавшийся главной героине все в том же отпуске.
Волею судеб оказавшиеся на одной дороге, они, кажется, полюбили друг друга. Или нет? Во всяком случае, в глухом поселке их роман кажется естественным, а в Москве, как минимум, один из них оказывается чужим. Удивительно мудрый человек, начитанный, несмотря на далекую провинцию, и проницательный:
- Тимофеев вроде изюбра: рога задерёт - все думают, для красоты, а они ему просто тяжелы.
- А откуда Вы знаете, что ему тяжело, а что легко?
- Так ведь написано! (протягивая ей книгу Тимофеева)
Могла ли Марья Николаевна уехать за ним в тайгу? Все говорят, что нет: привыкши к городу, в селе житья не бывает. Но ведь дауншифтинг не сейчас придумали. Каждому свое, впрочем. И финал остался открытым, додумать можно по-любому.
Так кто же в фильме единственный мужчина? Корецкий, Тимофеев, Клушин? Или, может быть, сама Марья Николаевна?.. Вопрос риторический, каждый зритель решает для себя сам.
Фильм сделан по роману Л. Лиходеева, и чувствуется, что он снят по книге: как это часто бывает, в фильме много недосказанностей, словами можно выразить больше, чем "говорящим" взглядом. В фильме есть немного закадрового голоса, но он объясняет далеко не все происходящее на экране. Из-за этого пытаешься на пустом месте додумать за героев то, что не было сказано в фильме, но, скорее всего, есть в книге.
Музыка в фильме (никак не подходит сюда новомодное словечко "саундтрек") приятная, мажорная, настраивающая на оптимистичный лад, почему-то ассоциирующаяся у меня с приключениями, и вообще навевает мысли, что все происходящее в фильме - не судьбоносно, проходяще - именно так должны относится герои ко всему. Она смягчает драматичность сюжета.
Визуальный ряд. Фильм о советских людях и советской жизни, да и снят он в советское время, а потому никаких прикрас там нет: если производство - строгие картинки со скупой по-деловому мебелью, если уж деревня - то деревянные покосившиеся избушки. Но природа - она в любой век природа. И вроде бы ничего необычного, но как снято!.. Солнце, пробивающееся сквозь кроны деревьев, сквозь туман - солнцем в походе, кажется, подсвечено всё!
В фильме много интеллектуального, интеллигентного юмора, которым так ценны для меня советские фильмы. Это игра ума, а не пошлая, утомившая уже игра слов.
Итого. Замечательный, душевный малоизвестный советский фильм. Такой, что приходится немного подумать, поразмыслить, вслушаться и всмотреться в него. Кто-то в отзывах назвал этот фильм гурманским, и я полностью согласна - фильм не попсовый, особенный, его нужно понять. Но если нравится, то и понимание приходит без натуги.
Из минусов - то, что снят по книге, а отсюда и некая недосказанность.