Опубликовано 16 Январь, 2025 - 18:35

«Ловушка» — странное кино. Оно балансирует между умным триллером и наивным балаганом. Или, наоборот, это балаган, прикидывающийся чем-то глубокомысленным. Разобраться, где здесь правда, а где иллюзия, кажется, и есть основная задача зрителя.

Ожидания и реальность

С самого начала кажется, что фильм готовит нам очередной фирменный «твист» Шьямалана. Уж не может же быть, чтобы разгадка была выдана прямо в трейлере? Но именно так и происходит. Сюжет оказывается прямолинейным до предела, а «извивы» происходят скорее в головах зрителей, чем на экране.

И всё же, завязка фильма интригует: молодой отец (Джош Хартнетт), заботливо ведёт свою дочь-подростка на концерт популярной певицы. Просторный зал, толпы фанатов, мерч, фудкорт — идеальная атмосфера шоу. Но что-то настораживает: слишком много полиции, слишком напряжённая обстановка. Вскоре выясняется, что в этой толпе скрывается опасный маньяк, а концерт — лишь прикрытие для его поимки.

Проблемы сопереживания

Шьямалан смещает фокус с привычной жертвы на антигероя. Мы наблюдаем за действиями маньяка, а не за попытками его поймать. Это работает по правилам Хичкока или французской новой волны, когда интереснее понять, «как он выкрутится», а не «как его задержат». Однако этот подход становится слабым местом фильма. Сопереживать просто некому, а серьёзной интеллектуальной дуэли между героем и преследователями здесь тоже не происходит.

Кольцо вокруг злодея неумолимо сжимается, и сомнений в его поражении почти нет. Или всё-таки есть?

Джош Хартнетт и визуальный стиль

Герой Хартнетта мечется, словно крыса в лабиринте. Он меняет маски и интонации, пытаясь скрыться. Временами кажется, что он даже трансформирует свою внешность (хотя до уровня Джеймса Макэвоя в «Сплите» тут далеко). Операторская и монтажная работа заслуживают похвалы. Сцены с многотысячной массовкой гармонично контрастируют с крупными планами, создавая ощущение клаустрофобии.

Кстати, массовка и концерт играют важную роль. Шьямалан использует фильм как своеобразный пиар-проект для своей дочери Салеки, которая написала и исполнила все песни. Шоу певицы становится частью повествования, но в целом фильм так и не дотягивает до заявленных параллелей с «Молчанием ягнят».

Слабости сценария

На финальных этапах история начинает рассыпаться. Персонаж Салеки, миловидной, но явно слабой актрисы, активно вмешивается в сюжет. Этот ход выглядит натянутым как с точки зрения логики, так и мотивации. Но, учитывая, что режиссёр — её отец, этому легко найти оправдание.

Автобиографический ключ

Ключ к пониманию фильма может лежать в автобиографическом подтексте. Шьямалан — любящий отец, который продвигает карьеру дочерей: Ишаны как режиссёра, Салеки как певицы. Но он также мизантроп и одиночка, скрывающийся под масками. Это отражается и в фильме: как любящий отец, он создаёт подарок для дочери, но как художник остаётся безучастным наблюдателем, играющим в страшные игры с холодной усмешкой.

Вердикт

«Ловушка» не войдёт в список лучших фильмов Шьямалана. Она слишком проста и прямолинейна для триллера, но слишком претенциозна для лёгкого развлечения. Для массового зрителя фильм может показаться бесхитростным, а сцена после титров — излишне натянутой. Однако, возможно, это и есть настоящий твист: режиссёр предлагает нам задуматься не столько о сюжете, сколько о себе, о том, каково это — быть отцом, творцом и наблюдателем одновременно.

Достоинства
  • Игра Джоша Хартнетта
  • Интересная завязка
  • Интересный нестандартный сюжет
  • Интригующие поворотные сюжеты
  • Нестандартная подача
Тома Поповарекомендует
Читать все отзывы 36
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 36
Смотрите также