Сразу нужно сказать, что я всегда, если знаю, что оно того стоит, сначала читаю произведение, а потом уже могу посмотреть его экранизацию. И только так. Потому что просмотр экранизации запрограммирует на определенную волну в восприятии первоисточника, чего быть не должно.
В сопоставлении экранизаций и произведений меня всегда поражает, как в экранизациях все съедено (иначе быть не может, конечно). И как невозможно понять множество моментов, если ты не прочел первоисточник! Мне всегда кажется, что экранизации-то они и рассчитаны только на прочитавших, потому что иначе обычно полфильма непонятными остаются.
Вот что касается экранизации Бесов. Посмотрела впервые этот сериал 1,5 месяца назад, пересмотрела частично накануне.
Много критики встречаю в отзывах в отношении игры актеров.
Верховенского Петра представляла несколько иначе - менее кривляющимся, более углубленным в себя и несколько более озлобленно-серьезным. Но в общем и целом да, актер тот, особенно что касается внешности. Было очень много приятно поражавших моментов игры этого актера. Неподдельное чувство и в мимике, и в жестах, и в интонации. И хотя мне Верховенский кажется менее кривляющимся, как я уже сказала, но с этой интерпретацией я легко мирюсь, потому что сама задумка образа Верховенского начальная не нарушается.
Шатов в экранизации слишком хорош по сравнению с Шатовым Достоевского. В нем очень много детского, импонирующего, плюс внешность такая же. Хороша хромоножка. Дарья и Лиза - можно их и такими представить, они все-таки у Достоевского не такие уж самостоятельные персонажи, они - это только их чувства, они - это только создание образа главного героя. Степан Трофимович хорош.
Нехорош Ставрогин. Ну не Ставрогин это. В романе Ставрогин - это центр всего и всех. Ставрогин так или иначе - в мыслях каждого персонажа, Ставрогин - во всем. В сериале Ставрогин так и не нашел своего места, проболтался все четыре серии непонятно зачем и непонятно почему. Опять же сериальный Ставрогин мне показался гораздо более наглым нежели Ставрогин-первоисточник.
В общем и целом я могу еще не раз посмотреть отдельные части сериала, потому что приятные глазу моменты были. Вот, например, экранизацию Братьев Карамазовых я просто не смогла смотреть, ну вот не смогла и все. Экранизацией Идиота засматриваюсь, она идеальна. Экранизация Бесов - ну хорошо, что она есть, хотя сам роман носит другой смысл и оттенок.
Да, насчет концовки - это просто без комментариев. Это как анекдот. Может быть я когда-нибудь разгадаю ее смысл?).
Хочу сказать, что сначала я написала чрезвычайно длинный, душевный, подробный отзыв. Но дважды его отклоняли модераторы. Поэтому я его резала-резала, ну и осталось ничего интересного.