Если вы хотите снять «работающую» комедию (читай: вызывающую настоящий смех), начните с отшлифованного сценария, пригласите подходящих для комедии актёров и найдите режиссёра, который разбирается в человеческой природе, хорошо чувствует время и имеет достаточно опыта, чтобы знать, на какие кнопки нажимать, чтобы вызвать смех. Что ж, в 1979 году трио продюсеров, в которое наряду с Уильямом Сакхаймом входили режиссер Артур Хиллер и один из ведущих актеров Алан Аркин, начали с отточенного сценария (сценариста-ветерана Эндрю Бергмана), подобрали подходящих актеров (Алан Аркин и Питер Фальк) и нашли режиссера (Хиллер) с большим пониманием, как показать человечность и смех на экране, безупречным чувством такта и резюме, включавшим опыт работы с такими людьми, как Джек Леммон, Уолтер Маттау и другие.
Питер Фальк и Алан Аркин — абсолютно убийственное сочетание в этой эксцентричной комедии. Сценарист, который помогал писать ранее вызывающие, но уморительные «Сверкающие сёдла», Эндрю Бергман, на этот раз вернулся с сольным проектом, в котором он преуменьшает ненормативную лексику и взрослые ситуации из предыдущей классики, чтобы создать семейную комедию, которая не теряет остроты и остроумия.
Сюжет таков - Шелдон Корнпетт (Аркин) — стоматолог с успешной практикой в Нью-Йорке, у него есть любящая жена Кэрол (Нэнси Дюссо) и дочь Барбара (Пенни Пейсер), которая помолвлена с Томми Рикардо (Майкл Лембек). До свадьбы меньше недели, а Корнпетты ещё не познакомились с семьей Рикардо из-за того, что отец Томми, Винс (Фальк), предположительно владелец крупной компании, редко бывает дома, и у семей, которые скоро породнятся, не было возможности встретиться. Наконец, всё улажено, и Корнпетты с нетерпением ждут Винса и его жену в своём доме на ужине. И хотя Шелдон ещё не знает об этом, эта ночь навсегда изменит его жизнь после знакомства с Винсом. К дню свадьбы он совершит поступки и побывает в местах, о которых не мог и мечтать, и всё это благодаря его новому лучшему другу Винсу Рикардо.
Это весьма добродушный и легкий на подъем фильм, несмотря на криминально-авантюрную обстановку в нём нет ни капли чернухи и какого-либо насилия, а диалоги, написанные Бергманом невероятно остроумны. Режиссер Хиллер с большим эффектом подчёркивает контраст между двумя мужчинами, превращая всё это в одни из самых запоминающихся сцен, которые вы когда-либо видели в авантюрной приключенческой комедии. Яркий пример сцена на взлётно-посадочной полосе, где в героев летят пули и им нужно добраться через открытое пространство до машины, но бежать прямо нельзя. Винс находит способ спастись сам и спасти Шелдона, создавая этим одну из самых смешных классических сцен из всех лучших когда-либо снятых комедий, которая заставляет вас хохотать до упаду.
Возможно, в Винсе есть что-то от Коломбо, которого Питер Фальк играл на протяжении всей своей карьеры, но в целом это уникальный персонаж, и Фальк играет его на полную катушку. На первый взгляд Винс — чудак, который, кажется, вечно пребывает в какой-то придуманной им самим стране «Нигде», парень, которого трудно понять, ещё труднее читать его мысли, и которому, кажется, не хватает сосредоточенности, необходимой, чтобы добраться из пункта А в пункт Б без помощи какого-то божественного вмешательства. Но на самом деле он хитрый, никогда не теряется и точно знает, что делает на каждом этапе пути. То, что поначалу кажется схематичным чудиковатым персонажем, на самом деле чётко прорисовано и наполнено нюансами. В исполнении Питера Фалька Винс — это парень, которого вы вряд ли скоро забудете.
Таким образом, Алан Аркин играет персонажа, который является идеальным контрапунктом для Винса. В Шелдоне Корнпетте вы видите то, что получаете. Аркин иронично изображает человека, для которого рутина и обыденность — это барометр жизни, парня, который зарабатывает на жизнь тем, что лечит зубы, обеспечивает свою семью, имеет хороший дом, хорошую машину и верит в будущее для всего, что многообещающе, и у него нет причин думать иначе. До тех пор, пока он не встречает сумасбродного Винса. И внезапно он оказывается втянутым в мир, существование которого он отрицал бы до последнего вздоха. Игра Аркина блестяще сдержанна и по смешному безэмоциональна, и юмор фильма развивается естественно и напрямую из-за того, как он играет, а также из-за того, как они с Фальком взаимодействуют друг с другом.
Благодаря точному, бьющему в цель авантюрному сценарию, и особенно игре Аркина и Фалька, «Свояки» — это запоминающаяся комедия, которая если и не заставит вас буквально валяться на полу от смеха, то уж точно заставит улыбаться до ушей. Единственный настоящий минус - это скучноватые первые пять минут, где показывается довольно заурядное ограбление и затяжная погоня. Эти сцены словно из какого-то серьезного криминального фильма и немного настраивают на что-то совсем не комедийное и смотрятся не к месту. Но затем фильм врубает нужную комедийную волну и остальная часть «Свояков» смешная и непредсказуемая.