Я просто обожаю творчество Стивена Кинга. И насколько я фанатка его книг, настолько же антифан всякого рода экранизаций. В большинстве своём мне не нравится, как обращаются с первоисточником. В этом смысле меня совершенно разочаровал фильм "Кладбище домашних животных". Но фильм, который разобрали на мемы и цитаты, до сих пор копируют сцены из него, не может быть провальным. Так думала я, включая "Сияние" 😔
Вышел фильм в далёком 1980 году. Это совершенно легендарная экранизация, которая вдохновляет многих режиссёров и в наше время. Снял это действо Стэнли Кубрик, тоже ставший легендой при жизни. Описание с Кинопоиска рассказывает краткий сюжет, который можно прочитать и в аннотации к самой книге:
Джек Торренс с женой и сыном приезжает в элегантный отдалённый отель, чтобы работать смотрителем во время мертвого сезона. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.
Собственно, повествование и начинается с того, что семья Торренс переезжает на несколько месяцев в отель "Оверлук", чтобы присматривать за ним. Глава семейства Джек хочет дописать здесь свой роман и избавиться от призраков прошлого, упорно стоящих за спиной.
Его жена Венди также не сопротивляется перспективе поехать вместе на импровизированный отдых в место, где есть всё необходимое для комфортной жизни. Лишь маленький сын Дэнни не в восторге от идеи отца, ведь его воображаемый друг Тони говорит об опасности.
И вот отель "Оверлук" раскрывает свои двери для трёх человек. Но получится ли открыть эти двери потом самостоятельно, когда ужас, томящийся в стенах красивого здания, вырвется на свободу?...
Сразу скажу, что до прочтения книги я видела этот фильм только отрывками. Ну и, естественно, кто же не знает все эти мемы? Фильм буквально нарезали на кадры, не знать о нём вообще ничего просто невозможно. Однако чем дольше я его смотрела, тем больше осознавала, за что Кубрику и исполнительнице роли Венди прилетела такая незавидная премия "Золотая малина".
С самого начала всё идёт вполне по канонам книги. Зрителя знакомят с управляющим, сотрудниками, показывают отель. И если в книге это влияет на сюжет, персонажи присутствуют в нём, то здесь это просто картонки на фоне повествования, которые просто висят на фоне главного героя. Больше никто из них не появится в повествовании.
И это могло быть совсем не критичным, если бы не одно "но": фильм в принципе не пытается ничего объяснить зрителю. Есть семья с какими-то проблемами, есть какой-то отель, куда какой-то управляющий устраивает какого-то бывшего школьного учителя - вот краткий пересказ того, что можно узнать о героях за первый час просмотра. Из-за этого за героев достаточно сложно переживать, ведь мы их банально не знаем.
Джек в книге - достаточно противоречивый персонаж. Сочувствовать ему или нет - каждый решает сам для себя, но всё же он соткан из граней. Здесь совершенно не попали в типаж, а главное - будто бы проигнорировали канон. И даже наплевать на возраст и внешность, ведь исчезла сама изюминка персонажа. С первой минуты на экране режиссёр показывает нам психически больного человека, с которым банально неуютно находиться рядом, от которого исходит опасность. И это видно невооружённым глазом, это ощущается в каждом поступке, тогда как книжный Джек был вполне приятным молодым мужчиной, его приходилось постигать и думать о причинах поступков. Здесь же хоть с первого кадра давай в руки топор, ничего не изменится весь фильм.
Отношения Джека с сыном - тоже провал. Между ними не ощущается ничего, кроме страха со стороны мальчика. В книге сын действительно любит отца, даже после всех неприятных событий старается оправдать и тянется к нему. Здесь же - просто боится, а об отношении отца приходится только догадываться, совместных сцен банально мало.
Венди - ещё больший провал. Во-первых, актриса совершенно пассивная, на её лице невозможно прочитать настрой героини, если это не гипертрофированная эмоция типа дикого ужаса или истерики. Во-вторых, саму героиню сделали невероятной дурой. В книге Венди всё же была личностью со своими ментальными проблемами, болевыми точками, а главное - болезненной привязанностью к сыну. Экранная Венди лишена всех этих качеств, единственное, что увидит зритель - её дикую зависимость от мужа. Воистину, идеальная пара садиста и жертвы.
Сопереживать Венди сложно, ведь все отрицательные качества своего мужа она прекрасно видит. И даже ради безопасности единственного сына не пытается решить вопрос, пока не стало слишком поздно. Собственно, потому и заканчивается всё более чем логично.
Дэнни был моим любимым персонажем в книге. Маленький мальчик, слишком рано повзрослевший и вынужденный разбираться с проблемами своих родителей, буквально тянуть на себе груз их мыслей и сомнений. Но при этом мальчик всё равно умный и весёлый. В фильме... Ну, это определённо мальчик. Определённо не такой, как все. Но это отнюдь не комплимент, возникает стойкое ощущение, что у ребёнка серьёзная умственная отсталость. Из кадра в кадр неизменно унылое выражение лица, совершенный ноль эмоций, ещё немного - и слюна перестанет удерживаться во рту.
Как-то интересно показать дар Дэнни тоже никто не попытался. По сути это какие-то страшные видения, от которых мальчик медленно сходит с ума. Если в книге это был всё же последовательный дар, то тут - просто какой-то дар на полставки, работающий только в случае с отелем.
Единственный, кого хотя бы постарались показать канонным - это повар отеля Дик Холлоран. Тут и актёр играет хорошо, и в типаж попали. Хотя жаль, что всё же большую часть интересных моментов с этим героем просто проигнорировали в угоду трэшу.
А трэша в фильме действительно много. Например, сцена на лестнице с Джеком и Венди. Она безумно странная и вообще никак не поясняет ничего. Разве что для накала эмоций, но получается слабо и вызывает скорее смех, чем ужас.
Знаменитая сцена с топором - это тоже скорее вариант для мемов, чем реально что-то пугающее. Не отнять у Кубрика таланта делать сцены, врезающиеся в мозг. Однако это не совсем то, что нужно конкретно этой истории.
В книге раскрывалось большое количество весьма пугающих моментов, но фильм игнорирует примерно 80% всего интересного. Пугать зрителя призваны в основном девочки-близняшки, погибшие в отеле незадолго до событий. Не понимаю, почему на передний план выдвинули именно их, гораздо интереснее было бы узнать о событиях послевоенного времени, которые даже не упомянули.
Удачной можно назвать разве что сцену с кровью, которой сам Кубрик весьма гордился и долго занимался её реализацией. Это действительно лучше, чем бессмысленные скримеры современных ужастиков, выглядит в первый раз достаточно интересно.
Также мне понравился внешний вид отеля. Он действительно выглядит масштабно, интересно, хочется обойти и посмотреть всё, что таит это здание. Но опять же, "Оверлук" получился хоть и красивым, но совершенно не историчным. Зрителя совершенно не погружают в историю отеля, его тайны, и это была одна из претензий Стивена Кинга, который не оценил такую экранизацию. И это логично, ведь в книге отель - полноправный участник сюжета, а не просто декорация.
В целом именно визуал немного вытягивает фильм. Красивые виды, качественные декорации - это то, что действительно притягивает взгляд. Печально, когда это чуть ли не единственные плюсы, но хорошо, что они есть.
Фильм идёт очень медленно, к основным событиям мы приближаемся примерно на втором часу просмотра. А далее повествование идёт ошеломляюще быстро, не давая отдышаться. И, казалось бы, после динамики должен и быть этот эффект "вау". Но нет, я посмотрела, закрыла вкладку и пошла спать. Потому что это не Кинг, это пародия на Кинга. И эмоции вызывает именно как пародия. Изменённая концовка только подтверждает это. Понятно, что фильм не должен копировать первоисточник во всём, но если бы я посмотрела такой фильм до прочтения - читать явно не села бы.
Фильм "Сияние" - совершенно провальная попытка экранизировать классику короля ужасов. По итогу имеем совершенный трэш, где плохо практически всё. Я бракую почти все экранизации Кинга, потому что снимают их из рук вон плохо. Но на фоне этого фильма остальные уже не кажутся такими плохими. Однозначно не рекомендую к просмотру, лучше почитайте первоисточник.
Другие отзывы на кино и не только вы можете найти в моём профиле💖