Опубликовано 14 Февраль, 2024 - 11:39

Знаете, есть такое: о покойном либо хорошо, либо ничего. Мне всегда приходит это в голову, когда недавний отечественный фильм "патриотического" окраса совершенно обходят вниманием кинокритики. Критиковать пусть и не сам патриотизм, а крайне уродливое изображение его в кино - себе дороже, писать неправду - совесть не позволяет.
Ребёнку задали в школе посмотреть "Крик тишины" и написать о нём небольшое сочинение-отзыв. Фильм недавний, 2019 года, но я почему-то ничего о нём не слышал. Полез в сеть искать рецензии... а рецензий нет. Ни один постоянный критик, ни одного сетевого издания не высказался даже коротко и нелестно. Ой-ой, что же заставляют смотреть наших детей...
Таким образом, я был предубежден против фильма. Заранее изготовился выискивать глупость и нелепицу, ждал чего-то дикого, невнятного, непотребного. И не дождался.
Нет, у фильма есть проблемы. Главным образом огорчают очень "экономные", назовем это так, съемки. Хорошо видно, что съемки в реальном Петербурге проходили буквально в одном-двух дворах, где не так заметно дыхание современности. Едва ли не все съемки на улице - крупные планы, на которых кроме голов героев, кирпичной стены или клочка неба и нет больше ничего. Это сильно сужает пространство, в котором действуют герои. Вокруг персонажей фильма не виден, не ощущается в действительности миллионный голодающий город.
Слабо работают на атмосферу блокадного Ленинграда и фрагменты кинохроники. Хотя видеть их в фильме интересно. Кинохроника, бережно отреставрированная и окрашенная, вполне уместно и иногда изобретательно сочетается с современными съемками. Разница почти всегда видна, хорошо ощущается отличие атмосферы, какого-то гнетущего духа архивных съёмок по сравнению с прозрачными современными кадрами. Мы как будто перемещаемся между реальным погибающим городом и вымышленной историей двух детей. Отторжения не вызывает, но и в единое целое не складывается.
Главным образом за слабо переданную на экране атмосферу блокады, отчаяния, безысходности, со следующей по пятам за каждым жителем города тенью скорой голодной смерти, фильм в сети ругают. И по факту возразить нечего - той атмосферы, какой можно ожидать от кино о блокадном Ленинграде в "Крике тишины" нет. Но, может быть, она и не так нужна, как кажется недовольным зрителям?
Фильм-то, если подумать, не о городе и его трагедии 41-44 годов. Фильм о любви. О ценности и спасительности любви, заботы о ком-то, участия в чьей-то судьбе. С этого фильм начинается, когда Зинаида отчаявшись, потеряв себя отрекается от сына (или наоборот - теряет себя, сбежав от сына?). Этим продолжается, когда Катя не просто заботится о попавшем к ней трёхлетке, но называет его своим братом. Это же звучит снова и снова в несколько театральных монологах. И если монологи хочется промотать, то Кате веришь безоговорочно.
И, кстати, не только Кате. Если вынести за скобки немного неуклюжие программные монологи, я, пожалуй, не назову ни одного героя, который был бы неубедителен. Мне искренне непонятны претензии зрителей к актёрам. Всё уместно, живо, достоверно. Без кривляния, без наигранности. Очень приятно было смотреть на всех.
В итоге, загадка отсутствия рецезий от профессиональных кинообозревателей стала для меня ещё таинственнее. "Крик тишины" есть в чём упрекнуть. Но фильм достаточно хорош, чтобы получить удовольствие при просмотре и после честно рассказать о нём без брезгливости. Хороший, искренний, тёплый фильм, о том как важно, как ценно, когда у тебя есть кто-то любимый и любящий. История очень камерная, ей не хватает размаха, но ведь и любовь - чувство на двоих, не на весь город.
Достоинства
  • Документальная хроника
  • Душевный
  • Хорошая актёрская игра
air240рекомендует
Читать все отзывы 21
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 21
Смотрите также