Здравствуйте. Про Даргавс я слышала давно и всегда хотела посетить это место. Поэтому когда мы впервые решили поехать в Северную Осетию, то город мёртвых был одной из главных достопримечательностей, которую я собиралась посетить. Подобные склепы я видела в Чечне, Ингушетии и Кабардино- Балкарии. Но Даргавс уникален тем, что сейчас там находится много человеческих останков, которые можно увидеть внутри склепов заглянув внутрь через окошко. И там действительно можно увидеть не только кости и скелеты, но и мумифицированные останки. Возможно для кого- то такое место может показаться жутким, но находясь там и прогуливаясь около склепов не возникает чувства страха, наоборот город мертвых выглядит на мой взгляд красиво и загадочно.
Даже сами склепы выглядят будто произведение архитектуры. И тем больше попадает тот факт что склепы стоят в этом месте уже более 700 лет.
Мы в Даргавс выезжали на своей машине из Владикавказа. Добраться до города мёртвых можно также в составе экскурсии. Читала что из Владикавказе мозгляк добраться до Даргавса и на общественном транспорте, но часть пути придётся идти пешком. От Владикавказа до Даргавса можно добраться разными маршрутами. Мы ехали туда через Кармадонское ущелье, а обратно вернулись другой дорогой заехав по пути на Тропу чудес в Фиагдонском ущелье. Расстояние от Владикавказа до города мёртвых всего 45 км. Но дорога после Кармадонского ущелья грунтовая, с серпантином. Мы ездили туда в январе, местами лежал снег. Ехать надо осторожно, но виды открывающиеся по дороге того стоят.
Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. дуаргæс («привратник или защитник ущелья»), либо от осет. даргъ («длинный») + фæз («поляна»). Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «царевич Тага» (Тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии.
Подъехав к Даргавсу мы обратили внимание что напротив есть небольшой рыночек где можно купить сувениры.
Первым делом направляемся к кассе. Входной билет для взрослых 100 рублей, для школьников 30 рублей, для пенсионеров и студентов 50 рублей.
Совсем рядом от осетинского селения Даргавс, в долине реки Мидаграбиндон, на юго-западе горы Чиджитыхох расположен исторический памятник «Город мертвых» - комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Местное название этого хребта - Рабиныраг. Эти памятники материальной культуры, относящиеся к XIV-XVIII векам, имеют важное значение для изучения далекого прошлого осетинского народа, его истории, быта и исскуства.В горных селениях Осетии сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений. У местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков и унесшей жизни десятков тысяч людей.
Издалека Даргавс выглядит как небольшое селение на склоне горы. При чем местность где находятся склепы такая живописная, что просто невозможно оторвать взгляд от этого местечко, когда видишь его впервые.
В Даргавсе сохранилось более 90 склепов и в общей сложности в них похоронено более 10 тысяч человек. Местами рядом со склепами есть небольшие ступеньки, а так там протоптано много тропинок.
Не все склепы выглядят одинаково, у некоторых отличается крыша, у других окошко находится прямо у самой земли. Раньше окошки в склепах закрывались деревянными ставнями, но сейчас окошки просто открыты и через них можно увидеть всё что находится внутри.
Сами же усыпальницы были круглой формы с острой крышей. Они имели около 2-4 этажей, а те, что поменьше только лишь плоские стены, порой совсем без крыш. Внутри массивных склепов находится большой свод в виде креста, что поддерживает крышу. Это четырёхугольники с крышами, состоящими из ступеней. Такая форма необходима для того, чтобы вода стекала наружу и не заливала усыпальницы. Стены усыпальниц практически все построены из камней и хорошо заштукатурены глиной или извёсткой. В каждом здании этого города есть маленькое отверстие, скорее всего, проход. Много лет спустя такие проходы даже запирались на замок. Эти отверстия настолько маленькие, что обычному человеку не под силу вылезть через них.
Захоронения внутри склепов делали в несколько этажей, но со временем конечно же этажи обвалились. Заглянув в окошко можно увидеть кости, черепа и мумифицированные части тел. Уберу фотографии из склепов в цитаты, если вам интересно можете открыть и посмотреть.
По- мимо скелетов внутри склепов сохранились части и фрагменты одежды, можно увидеть открытый деревянный гроб, похожий на лодку, в них вероятно в склеп помещали людей.
При виде человеческих останков, которые покоятся в городе мёртвых не возникает ощущения жути, а наоборот только почтение, и также возникают разные мысли, здесь так и хочется подумать о вечном.
Сегодня уникальная достопримечательность охраняется ЮНЕСКО. Для археологов осетинский город мертвых — настоящая сокровищница. В сухих и защищенных от ветров усыпальницах до нас дошли не тронутые временем керамика, стекло, посуда, ножи, бритвы, одежда, обувь, оружие и даже деревянные детские сани. Всего более 1600 артефактов разных эпох.
Самый главный вопрос конечно же в том почему именно таким образом в далеком прошлом захоранивали людей. И на этот счет есть даже легенда.
Помещу легенду в цитаты, чтобы не пересказывать историю своими словами:
Давным-давно в селение, которое располагалось на дне ущелья, пришла жить девушка. И была она красоты столь неописуемой, что мужчины оставили все свои дела и начали биться за право взять красавицу в жены. Дело дошло даже до убийств и первой крови, которая окропила земли Даргавского ущелья. Чтобы остановить кровопролитие, девушку отвели на суд старейшин, дабы почтенные аксакалы решили кому из джигитов должна достаться красавица. Но у почтенных старцев при виде затмевающей солнце красоты незнакомки загорелись глаза и они начали спорить друг с другом, забыв про приличия. Тогда женщины деревни решили изгнать незнакомку, объявив ее ведьмой. Но мужчины не захотели отпускать красавицу и после долгих размышлений решили лишить ее жизни, чтобы она не досталось никому. Однако после смерти девушки Бог прогневался и наслал на деревню смертельную болезнь. А когда умерших стали зарывать в землю, то она не захотела принимать останки, выталкивая их на поверхность. Поэтому жителям деревни пришлось строить склепы.
Также я слышала что в конце XIV века здесь проходили кровавые битвы аланов с татаро-монголами. Битва была настолько страшной, что река протекающая в той местности окрасилась от крови в красный цвет. Аланы проиграли, а жителям пришлось переселиться выше в горах. Земли всем не хватало, а каменистая почва не позволяла делать захоронения традиционным способом , поэтому аланы стали строить усыпальницы.
Место для склепов выбрали идеальное – благодаря уклону тут не задерживалась вода, а постоянное солнце и ветер обеспечили сохранность усыпальниц. Поэтому в наше время Даргавский "город мертвых" стал настоящей Меккой для археологов, позволяя изучать историю древних кавказских народов.
Конечно же присутствие в тех местах эпидемии предполагается не только в легендах. Считается что во время эпидемий жители деревни уходили в город мёртвых доживать свои последние дни с запасом еды и воды, они понимали что вылечиться невозможно, а заражать своих родных не хотели.
в XVIII веке округ Даргавса настигла эпидемии чумы, тогда их стали использоваться в качестве карантина. Заболевшие семьи добровольно изолировали себя в фамильных усыпальницах вместе с запасами воды и еды. Большинство так и умирало внутри, не в силах побороть смертельный недуг. Выжить удавалось совсем немногим.Последние захоронения датируются концом XVIII века. Тогда же местные жители начали постепенно переселяться на равнину.
Как видите это место до сих пор таит в себе много загадок. Но безусловно Даргавс несёт в себе культурно- историческую ценность.
На территории Даргавса можно также увидеть сторожевую башню. Она находится чуть в стороне от склепов. В древности такие башни устанавливали для обороны поселений.
По сей день селение Даргавс окружают мощные старинные дома-крепости и родовые башни знатных осетинских фамилий. Родовые башни — это одновременно и многоэтажные оборонительные сооружения, и жилые помещения. В них держали оборону от внешних врагов и скрывались от кровной мести. Строительство боевой башни обходилось очень дорого. Возведение этих бастионов было под силу только многочисленным и богатым семьям: рассказывают, что за один обтесанный камень для угловой кладки башни надо было отдать овцу. Четырехугольная башня высотой в 15 метров стоила целую отару.
Сама территория города мёртвых небольшая, но прогуливаясь вокруг склепов время пролетает незаметно. Виды которые открываются со склона завораживают своей красотой. Мне кажется Даргавс это одно из интереснейших мест в Северной Осетии и при этом добраться до него не составит труда.
Не, не поеду. Очередное место страданий тех, кто вынужден был там умереть. Видимо склепы были созданы не для простолюдинов, судя по их величию в таких местах. Это лишь мои ощущения от увиденного.