7 января мы с мужем посетили Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина в Москве, а именно Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Ранее мы уже побывали в самых известных хранилищах искусств - Третьяковской галерее, Эрмитаже и Главном Штабе, Русском музее...Давно хотелось посмотреть импрессионистов, постимпрессионистов и авангардистов в Пушкинском музее, но то планы менялись, то не успевали. А сейчас все получилось, хотя и с некоторыми препонами.
Здание Галереи находится по адресу:
ул. Волхонка, 14
Если вы хотите увидеть знаменитый египетский или греческий зал и другие шедевры более раннего периода, чем XIX-XX век, то вам нужно посетить главное здание.
Как раз с покупки билетов на сайте и начались проблемы. На нашу дату на все сеансы, кроме вечерних, они были проданы, а мы могли сходить только днем, поскольку привязаны ко времени отправления экспресса. Но там же на сайте указано, что билеты в день посещения можно приобрести и в кассе музея. Рискуем!
Добраться до Галереи очень легко и удобно: выйти нужно на станции метро Кропоткинская. По другую сторону дороги от музея находится Храм Христа Спасителя.
Да, это было пасмурное, дождливое Рождество).
Подходим к дому 14 по ул. Волхонка и видим очередь человек из двадцати, тоскливо стоящую под январским снегодождиком, а путь в здание им преграждает грозная женщина. В руках у каждого будущего посетителя - билет, выданный в кассе или распечатанный самостоятельно, а у нас их нет!
Решаюсь спросить у суровой гражданки, как мне пройти в музей, если у меня пока нет билета. За что была послана "читать табличку, там все написано". Оказывается, в людской толпе не заметила указатель, что кассы находятся по адресу Волхонка,10.
Идем по указанному адресу и узнаем, что ближайший сеанс в 14.30 (а времени было около половины первого). Ну что поделать, соглашаемся!
Стоимость билета на одного взрослого в Галерею - 700 рублей. Однако!
Во всех крупных музеях (Третьяковке, Эрмитаже, Русском) и в большинстве тематических в Санкт-Петербурге и Москве, не считая наших местных, у меня было бесплатное посещение как у работника учреждения культуры. У меня и справка есть) с места работы).
Однако мой документ служительницы презрительно покрутили в руках:
Это что? Нет, не годится. У нас тут свои правила.
Ну не ругаться же с милыми женщинами! Заплатили 1400 за двоих пошли обедать в Старика Хинкалыча в доме по соседству.
А где же собственно рассказ о музее, справедливо спросите вы? А дело в том, что в моем случае ожидания не совсем совпали с реальностью. Я читала об этой экспозиции как о крупнейшей сокровищнице импрессионизма в России, и я жаждала увидеть шедевры, знакомые с детства!
Основу постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков составляют шедевры французского импрессионизма, постимпрессионизма и авангардных течений начала XX столетия из коллекций московских собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова. Это всемирно известные произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо.
Здесь также представлены живопись и скульптура романтизма, реализма, академизма, искусство символизма, абстракционизма и других художественных направлений XX века.
На постоянную экспозицию выделено 2 этажа просторного здания. Это не так много, как ожидает посетителя Третьяковской галереи или Главного Штаба.
За этими дверьми скрывается волшебный мир импрессионизма!
Итак, что же вы сможете увидеть в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков? Самые известные полотна, которые вам наверняка хорошо знакомы.
У нас в городе одно из произведений Клода Моне неожиданно завирусилось в наружной рекламе. Вот на этот прелестный мостик то "сажают" васнецовскую Аленушку, то помещают шагающую по Эбби-Роуд группу Битлз. Эх, знал бы отец импрессионизма, что спустя столетие его творение опошлят современные маркетологи и рекламщики!..
Идем дальше. Эдуард Мане.
Эдгар Дега и его танцовщицы.Огюст Ренуар и знаменитые женские портреты.
Поль Гоген, творчество которого я не могу прочувствовать, как ни стараюсь.
И наконец, услада моих глаз и моей души - Винсент ван Гог!
Около его полотен я застываю, готовая смотреть часами на угловатые, острые мазки, переходы оттенков из одних в другие.
Из более позднего периода авангардизма среди знаменитых имен назову вам Пабло Пикассо
...Анри Матисса...
...Василия Кандинского...
...Эдварда Мунка...
Разумеется, самих картин в залах на 2 и 3 этажах намного больше, я показываю лишь часть, так сказать, приоткрываю завесы тайны)
Еще немного из безусловно великого, но менее известного и популярного.
Но на удивление, меня подчас "цепляли" именно те плотна, которых я раньше не видела.
Например, вот этот пейзаж.
Увеличьте фото, и вы заметите, что он словно создан из кусочков блестящей эмали, подобно мозаике. Но нет, картина написана в точечной технике пуантилизма кистью и красками.
Или вот здесь, с помощью всего пары-тройки основных цветов художник передал нам живую атмосферу привокзальной площади, густой дым паровоза, грязь и каждодневную рутину.
Или вот это небольшое полотно - разве не ода материнской любви?
А эта деревенская сценка - не воплощение ли первой, несмелой влюбленности?
Много было того, что меня тронуло, зацепило...
...Пока в последнем зале на 3 этаже смотрительница не сказала нам "До свидания"
Как, уже? Менее полутора часов прошло, я еще не то что не пресытилась - даже "не наелась" импрессионизмом в его лучшем воплощении!
2 этажа, не так чтобы много сумеречных залов, 700 рублей, сложности с покупкой билетов.
И резонный вопрос, почему нельзя было посетить сеанс на более раннее время, если народу совсем немного? С нами в залах бывало от силы 2-3 человека, и только у Анри Матисса собралась экскурсионная группа. Кто и с какой целью устанавливает эти ограничения то с покупкой нет билетов на сайте, то с длительным стоянием на улице у входа в ожидании своей очереди? Толчеи, больших групп туристов в этом музее я не встретила.
Мне оказалось мало экспонатов, мало погружения. Я еще располагала временем и могла бы походить подольше, но... залы кончились! Осталась небольшая неудовлетворенность и масштабами экспозиции, и организацией посещения, хотя и смягченная удовольствием от увиденного.
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, как и в главном здании музея изобразительных искусств, несомненно, побывать НУЖНО, если вы интересуетесь прекрасным. Но в то же время очень четко планировать свое посещение и быть готовым к не самому приветливому отношению персонала.