В этом отзыве я хочу рассказать о книге, которая когда-то очень выручила меня. Возможно, что она окажется полезной и кого-то другого! Это «Йога для женщин» (в издании 2003 года) или «Йога - жемчужина для женщин» (в издании 2009 года).
Имеется еще и довольно удобный для чтения и обучения электронный вариант. Я пользуюсь именно им, а также распечатанным в формате PDF. К сожалению, сейчас найти и купить бумажную книгу практически невозможно…
Эту книгу я считаю самым лучшим «учебником» по йоге Айенгара для тех, кто только начинает заниматься, и еще не имеет никаких знаний по этой теме.
Написала ее дочь Великого Мастера йоги Б.К.С. Айенгара (1918 - 2014), Гита Айенгар (1944 - 2018).
Эта замечательная женщина не только развивала уникальную систему занятий и лечения, созданную ее отцом, но и сумела внести в нее свою немалую лепту.
Гита Айенгар - старшая дочь Б.К.С. Айенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. У нее диплом по Аюрведе (ведической медицине), она обладает глубокими знаниями санскрита и великим мастерством в области индийской философии (Гита Айенгар обучалась философии в университете Пуны).
Ее способности, желание учиться, практиковать и преподавать йогу под руководством отца привели к тому, что она стала его самым близким учеником и последовательницей, и самой великой йогиней нашей эпохи.
Но, рассказывая о Гите, нельзя не рассказать о ее отце.
Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, более известен как Б. К. С. Айенгар — основатель айенгар-йоги.
Айенгар преподавал и практиковал йогу более 70 лет. Он считается одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире.
Написал много книг о философии и практике йоги, также является автором нескольких фундаментальных текстов по йоге. Айенгар-йога имеет миллионы последователей по всему миру!
В 1975 году он основал в Пуне «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара», посвятив его памяти своей умершей жены.
Его дочь Гита и сын Прашант также получили известность как учителя айенгар-йоги.
Одним из трудов Мастера, которому он во многом обязан своей мировой славе, является книга «Йога Дипика. Прояснение йоги». Это настоящая энциклопедия йоги!
В ней можно найти подробное, понятное и доступное описание каждой из 209-ти представленных в ней йогических поз (асан), а также и важнейшие сведения о других практиках.
И все же, «Йога Дипика» больше подходит для тех, кто уже имеет какое-то, хотя бы начальное, представление о йоге.
Книга Гиты Айенгар, может быть, не настолько энциклопедична, но она позволяет войти в тему, что называется «с нуля»! Хотя и тем, кто давно занимается, книга может предоставить массу ценной информации.
Автор сохранила подход своего отца: подробнейшее и скорпулезно выверенное описание каждого элемента асан, которое позволит избежать ошибок при их выполнении. Но добавила от себя еще и дополнительные рекомендации для тех, кто только начинает и у кого еще плохо получается.
Благодаря ее книге, мне удалось выстроить свою индивидуальную практику, избежав серьезных ошибок и травм.
Вступительные статьи
В этой книге их целых четыре! И это очень важно: ведь читатель погружается в абсолютно новый для себя мир, о котором многие имеют представления весьма смутные, а то и совершенно искаженные.
Одно из них написала Е.О.Федотова, во многом благодаря которой йога Айенгара появилась, а затем и прочно укоренилась в нашей стране.
Федотова Елена Олеговна (1959–1998) После школы окончила факультет психологии МГУ, кандидат психологических наук.
В 1987 г. по направлению 9-го управления Минздрава СССР едет в индийскую командировку. В течение 4-х месяцев они ездили по стране, посетив ряд центров и ашрамов йоги. Наиболее сильное впечатление произвел на Федотову Б. К. С. Айенгар и его Институт йоги в Пуне.
По возвращении из командировки, Елена Федотова начинает активно пропагандировать йогу Айенгара в СССР, как наиболее адекватный, действенный и подходящий для "западного" человека метод освоения этой древней традиции.
В 1989 году случилось знаковое для дальнейшего развития йоги Айенгара в России событие - в Москву на конференцию по йоге приехал сам Шри Б.К.С. Айенгар. Конференция проходила в здании Московского Государственного Университета и насчитывала около 1000 участников.
Не могу не отметить и предисловие самого Айенгара, который написал их два: к английскому изданию, и к русскому.
Оба они одинаково интересны, но «русское» отличается какой-то особенной теплотой! Учитель несколько раз бывал в России, и оставил здесь немало компетентных и преданных последователей.
Так как основная цель занятий хатха-йогой - это восстановление и/или поддержание здоровья, в своей статье он касается именно этой темы:
Интересно также отметить, что практика йоги снимает напряжение и стрессы и создает огромную защитную силу, которая позволяет справиться с враждебными силами, такими, как физические или психические болезни.
Она сохраняет гибкость нервной системы, обеспечивая решение разнообразных проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром. И наконец, она универсальна и не привязана к какой-либо религии или секте.
Йога раздвигает границы деятельности тела и ума, заставляя их напряженно работать и одновременно релаксироваться.
Она порождает надежду, уравновешенность, дружелюбие и сострадание вместо страха, отчаяния, сомнения и отвержения. Она учит занимающегося направлять тело и дух к священной цели служения и самопожертвования.
Теория
Первая часть книги представляет собой теоретические сведения, которые необходимы прежде, чем начинать всерьез заниматься практикой.
Гита Айенгар сочла нужным рассказать о своих первых шагах в йоге. Ее привела к занятиям тяжелая болезнь, вернее, тот выбор, который ей пришлось сделать, будучи еще в детском возрасте.
Ее история в чем-то похожа на историю ее отца: родившийся в 1918 году, как раз во в разгаре эпидемии «испанки», в детстве и в юности он был очень слабым и болезненным. Его, как и его дочь Гиту, спасла йога!
Имеется в этой главе и описание традиционных аспектов практики, о которых также необходимо иметь представление.
Разъясняя суть йоги с точки зрения древней философии своей страны, Гита Айенгар естественным образом обращается к религиозным сюжетам и традициям. Это никоим образом не направлено на то, чтобы читатель принял те или иные религиозные взгляды.
Хочу отметить, что йога - это не религия, это универсальная философская система! Ее могут воспринимать как атеисты или агностики, так и верующие люди.
Моему христианскому вероисповеданию, например, йога абсолютно не мешает!
В этой главе автор также говорит о здоровье, как о насущной потребности и величайшей ценности человеческой жизни:
Затем автор задает два вопроса, первый из которых в наше время, когда подавляющее количество занимающихся в йога-классах, это женщины, кажется странным:
- Могут ли женщины заниматься йогой?
- Является ли Йога идеальной для женщин?
Но так было не всегда! Даже в то время, когда книга вышла, йога в Индии все еще считалась, скорее, привилегией мужчин.
Йога универсальна: нет «мужской» или «женской», есть лишь отдельные нюансы практики, которые следует учитывать, исходя из особенностей женского организма. И Гита была едва ли не первой, кто стал говорить и писать об этом.
А что касается второго вопроса, то на него она отвечает, по сути, всей этой книгой!
Практика йоги
Этот самый объемный раздел книги начинается с небольшого, но необходимого «ликбеза», касающегося анатомических и физиологических особенностей человеческого организма.
Описание их дается с точки зрения Аюрведы, древней индийской науки о здоровье, которая совершенно не собирается отправляться в утиль, а лишь набирает популярность и завоевывает уважение.
Еще в этой главе имеются совершенно неоценимые советы для новичков, не зная которые, заниматься просто нельзя, так как занятия вместо пользы принесут вред!
Они касаются:
- времени и продолжительности занятий;
- построения режима дня и принятия пищи в зависимости от времени выполнения асан;
- некоторых гигиенических аспектов;
- места, одежды и атрибутов* для занятий;
- и даже того, поможет или навредит зеркало при выполнении асан!
*Когда Гита Айенгар писала свою книгу, о специальных ковриках для йоги даже и не помышляли. На фотографиях видно, как она виртуозно выполняет асаны, просто подстелив на пол полотенце!
Кстати, до того как приобрела свой замечательный коврик, у себя дома я довольно долго занималась по-спартански, на голом полу (это странно, но мне было удобно). И все же хороший коврик для йоги заметно улучшает качество занятий, и в зале без него не обойтись!
В этой же главе даются варианты занятий, рассчитанные на разный уровень подготовки. Здесь же можно найти расписание комплексов по годам и даже по дням недели.
Асаны распределены по типам и уровню сложности, для этого имеется специальная таблица. В плане их поиска особенно удобен электронный вариант.
И, наконец, самое главное: описание каждой асаны. В начале своего отзыва я уже упомянула, что они подробные, тщательно выверенные и очень понятные!
К качеству перевода у меня нет никаких претензий: за все время использования я не встретила опечаток или ошибок.
Вот пара фотографий страниц книги, которые помогут составить представление об этих статьях.
После разъяснения выполнения каждой асаны имеются «Особые замечания», где описаны наиболее часто встречающиеся ошибки, неточности или трудности при ее выполнении. Автор дает советы по их устранению, которые, действительно помогают выполнить позу более точно и продуктивно.
Имеется в этой части и специальный раздел о практике во время беременности*, что в наше время уже далеко не редкость. Но, во время написания книги, это было ново и довольно смело.
Из предисловия Е.О.Федотовой:
*Прошу не воспринимать эту статью, как руководство к действию всем беременным женщинам немедленно заняться йогой.
Наоборот, если Вы никогда не занимались до этого периода, то начинать во время беременности я категорически не советую.
Опыт
Заключительная глава рассказывает о техниках пранаямы* и медитации.
В той же подробной и понятной манере автором изложены основные теоретические и практические аспекты, даются нужные советы и необходимые предостережения.
*От себя могу посоветовать: не браться за пранаяму на ранних стадиях своей практики и без опытного учителя.
Имеет ли книга недостатки?
Недостатков книга Гиты Айенгар «Йога для женщин» не имеет! Кроме, разве что, не очень четких черно-белых фотографий.
Есть лишь определенные моменты, которые могут вызвать трудности.
- Все асаны в книге называются так, как это произносится на санскрите.
То есть здесь не встретится «собака мордой вниз» или «перевернутый треугольник», а встретится «адхо мукхо шванасана» или «париврита триконасана».
У меня это неприятия или сложности не вызвало, наоборот, было даже интересно!
В книге много традиционных понятий, определений и имен. Это касается не только конкретных упражнений, но и всех аспектов практики. Тем, кто хочет заниматься по книге Гиты Айенгар или по книге ее отца, придется их читать, вникать в смысл и запоминать, знакомясь, таким образом, с древним священным языком и расширяя свой кругозор!
Резюме
Книга «Йога для женщин» («Йога - жемчужина для женщин») действительно может открыть для кого-то новый мир, в котором здоровье является одной из главных ценностей человеческой жизни!
Я рекомендую ее всем, кто планирует заниматься хатха-йогой, а также тем, кто уже ею занимается.
В особенности она подойдет, конечно, женщинам! Но по книге могут заниматься и мужчины.
Тем не менее, такая тема в йоге, как «Женская практика», очень важна, популярна и востребована!
Желаю всем крепкого здоровья и закончу словами БКС Айенгара:
«Йога – это свет, однажды зажжённый, он никогда не погаснет. Чем лучше вы практикуете, тем ярче свет».
Интересующимся могу порекомендовать также журнал Yoga jornal, где также найдется много полезной информации по данной теме.