Признаюсь, как убежденный толкинист, я едва ли не с придыханием ожидал выхода сначала Властелина Колец, а потом еще и Хоббита... И сколь велико было мое ожидание, столь страшным было постигнувшее меня разочарование. У меня всегда в таких случаях встает вопрос: почему режиссер, экранизируя какое-либо произведение, считает, что имеет вообще право на искажение того, что написано в книге самим автором?
Переходя к самому фильму (а затронуть хотелось бы все 3 части Хоббита сразу), необходимо заметить: все, кто интересовался биографией автора, прекрасно осведомлены, что "Хоббит или Туда и Обратно" - это книжка, которая была написана Джоном Рональдом Руэлом для своего сына Кристофера, которому тогда было только 5 летэ То есть это обычная детская сказка, которая не планировалась как подобное мега-произведение. Отсюда и моя критика некоторых моментов:
- откуда такие громадные орки в третьей части? В книге действительно есть такая строчка про гвардию Больга - "гоблины громадных размеров" - но автор писал для ребенка. И имел в виду он всего лишь орков то есть уруков (не путать с урук-хаями Сарумана), которые действительно физиологически были крупнее северян-гоблинов.
- Азога, короля орков убили при входе в Морийские врата, а вовсе не потерял он только руку. Тот самый Даин-железностоп убил его прямо у входа в той битве, которпая освещена в предисловии к третьей части Хоббита.
- Что еще за любовь у эльфийской женщины и гнома? Это же полный бред! Я понимаю конечно, что были Берен и Лучиэнь Тинувиэль, Туор и Идриль Келебриндель, Арагорн и Арвен Ундомиэль. Но всегда люди и эльфы. А вовсе не гномы и эльфы.
- столь красиво снять битву у Дол-Гулдура, о которой в книге только упоминается в словах Гэндальфа, что выглядит как извинения Питера Джексона за пропущенные при съемках Властелина Колец Усыпальницы, Тома Бомбадила, жуткое состояние Шира по возвращении хоббитов домой.
В-общем, конечно фильм получился на загляденье, но только для тех, кто не впитывал в себя страницу за страницей произведения Толкина. Всерьез полагаю, что Питеру Джексону не стоит браться за Нуменорские хроники и тем более Сильмариллион. А то его фильмы (при красочных, стоит отметить, съемках) напоминают, скорее, глуповатое творчество Николая Перумова (сразу вспоминается глуповатое, но полное лишнего пафоса его продолжение). Кому интересно, почтайте. Но фильм воспринимаю как плевок в душу толкиниста и рекомендовать его не буду.