Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки.
Это сказал не кто иной как автор "Хроник Нарнии" Клайв Льюис. Вот и я в двадцать восемь лет впервые прочитала детскую сказку Толкиена под названием "Хоббит: туда и обратно". Изначально сказку об удивительном создании хоббит мэтр рассказывал своим детям, ну а потом книга вышла в свет и обзавелась миллионами фанатов по всему миру. Киношники также не смогли обойти произведение стороной, например, в 1977 и 1994 гг. были сняты мультфильмы по мотивам. В 2012 году режиссёр нашумевшей трилогии "Властелин колец" ("Братство кольца", "Две крепости" и "Возвращение короля") Питер Джексон решил экранизировать "Хоббита", сделав из тоненькой детской книжки пафосную трилогию.
Итак, первая часть и знакомая по "Властелину колец" заглавная мелодия.
Старенький
Бильбо Бэггинс пишет книгу и рассказывает в ней о своих приключениях.
Время от времени в уютной хоббитской норе появляется озорной Фродо. От этих кадров веет теплотой, уютом, чувствуются знакомые по "Властелину колец" нотки. Словно встречаешь старого товарища, с которым давно друг друга не видели. За атмосферу ставлю фильму жирный-прежирный плюс.
Впрочем, фильмы не должны играть исключительно на ностальгических нотах и демонстрировать только красивую картинку. К сожалению, чем дольше я смотрела фильм, тем больше я застывала от недоумения, а в голове крутился вопрос зачем.
Зачем? Делать Трандуила надменным трусом. В отчаянии Торин Оукеншильд обращается к королю эльфов, а тот просто... Надменно глянув на гномов, чванно уходит на своём лосе обратно. Режиссёр на полном серьёзе показывает Трандуила высокомерным, спесивым персонажем, хотя в книге он совсем другой. Ладно, возможно, Питер Джексон его так и видит, однако читаем первоисточник и убеждаемся в обратном.
Зачем? Настолько растягивать хронометраж. Добрые первые минут эдак двенадцать зритель слушает о страшном огнедышащем драконе
Смауге, подземном гномьем королевстве, богатом городе
Дейле. Это можно спокойно уложить минут в пять и приступить непосредственно к сути. Я понимаю, без растягиваний не высосать из пальца трилогию по детской сказке, но, бога ради, у всего существует предел.
Зачем? Показывать секси-гномов с недельной уложенной щетиной. Глядя на братьев
Фили и
Кили, волей-неволей вспоминаешь участников фолк-метал групп типа
Тролль гнёт ель. Вот туда их, пожалуйста, а не в трилогию
"Хоббит".
Толкиен уже давно всё до нас написал. Что является главной гордостью для гнома? Правильно, его борода! Если, например, говорить о гноме
Гимли в
"Братстве кольца", то в минуты опасности о чём он вспоминает? Да, о своей бороде (
"Моя борода!"). О чём станут вспоминать эти два красавчика, я даже не могу себе представить. Наверное, о геле для укладки усов и причёски.
Туда же
Торин Оукеншильд, из которого слепили непонятно что. В книге это благородный, решительный и смелый наследник Королевства под горой, в фильме, видимо, сделана ставка на внешний антураж и популярность подобного образа среди девушек. Я не хочу видеть голливудские штампы и отходы от канона, здесь они абсолютно не оправданы. Я хочу видеть настоящих гномов.
Гном, отвечающий всем канонам книги - маленький мудрый Балин с длинной седой бородой. Тем более чужеродно на его фоне смотрятся Торин, Фили, Кили и Бофур. Вообще очень бросилось в глаза деление гномов на моложавых стильных красавчиков и классических толкиеновских. Не могу сказать, что я от этого в восторге.
Зачем? Показывать гномов, простите, откровенным быдлом. Достаточно вспомнить их поведение в гостях у
Бильбо и купание в фонтане
Ривенделла. Бедные эльфы поди в шоке были или не знали, что гномы празднуют День ВДВ. Ей-богу, клянусь, купались они, а наблюдать за их поведением стало стыдно мне.
Зачем? Извращать образ волшебника
Радагаста. Возможно, персонаж личностно не нравится
Питеру Джексону. Шутка ли, нарядить героя в шапку-ушанку и испачкать её чем-то похожим на заячий помёт! Тем временем я напомню,
Радагаст состоял в Ордене майар под названием истари вместе с
Саруманом,
Гэндальфом,
Палландо и
Алатаром. Орден борется против сил зла (
Саурона), и изображать одного из членов данной организации местным
Форрестом Гампом не то что не смешно, а попросту глупо.
Зачем? Превращать экранизацию в мюзикл. В определённые моменты мне казалось, словно я смотрю диснеевский мультфильм наподобие "Русалочки". Причём ладно ещё поющие гномы, но музыкальный номер Верховного Гоблина был из разряда "дайте мне развидеть это". Неуместно, некрасиво, чужеродно.
Моей отрадой стал
Мартин Фриман в роли
Бильбо. Да, стопроцентное попадание, это Бильбо, каким он и должен быть.
В сухом остатке увы, но я ставлю тройку. Нельзя выехать исключительно на технической составляющей, атмосферности и Мартине Фримане. Тот самый случай, когда книга объективно интереснее. Но глянуть первую часть "Хоббита" всё-таки рекомендую, по крайней мере, она лучшая из всей трилогии.