Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших и самых посещаемых музеев в мире. Так гласят школьные учебники и путеводители. Можно потратить много лет жизни, ведь в музее только экспонируется более 3 миллионов культурных ценностей. А сколько их хранится в запасниках, до сих никто не может ответить. Поэтому совсем не удивительно, что в разгар туристического сезона можно заметить весьма внушительную очередь на вход в музей. Но считаю, что при наличии возможности Эрмитаж - то место, который обязательно стоит посетить.
Режим работы музея
Сайт музея сообщает, что музей не работает по понедельникам, а также 1 января и 9 мая. Все остальные дни музей открыт для посещения. Музей открывается в 11 часов и в зависимости от того, какой день недели, закрывается в 18:00 (среда, пятница, воскресенье) или в 20:00 (вторник, четверг, суббота). За час до закрытия музея закрываются кассы и музей работает только на выход.
Билеты в музей
Билеты можно приобрести непосредственно в кассах музея или же на официальном сайте. Если поход планируется сильно заранее, лучше приобретать через сайт, потому что билет привязан не только к дате посещения, но и ко времени. Посещение осуществляется по сеансам, поэтому в указанное время необходимо быть в музее и пройти через турникет по билету, на это дается 30 минут от назначенного времени. То есть, если билет на 14:00, до 14:30 нужно по нему пройти в музей.
Что касается стоимости билета, обычный взрослый билет без всяких льгот стоит 500 рублей. Есть также билет с открытой датой - дает право одного посещения в один из выбранных трех дней. Стоит такой билет 1200 рублей. Билеты также можно оплачивать по пушкинской карте, у кого она есть. Есть льготы, а также каждый третий четверг месяца для обладателей льгот вход свободный.
Однако я была приятно удивлена, что в определенные даты Эрмитаж делает вход свободным абсолютно для всех. На данный момент это следующие дни: 23 февраля, 8 марта, 18 мая и 7 декабря. В эти же дни можно также бесплатно посетить и главный штаб Эрмитажа. Однако чтобы как-то регулировать поток желающих, готовых и в наше время штурмовать зимний дворец, необходимо получить билет. Билет можно получить либо в кассе музея, отстояв предварительно очередь, либо на сайте музея. Я пользовалась всегда исключительно сайтом музея.
Как забронировать бесплатный билет на сайте?
Можно пролистывать, если информация неактуальна.
Ожидаем в официальном канале музея информацию, что в такой-то день будет бесплатный вход и билеты появятся на сайте в такие дни.
В день, когда билеты начнут появляться в доступе, с 11 часов утра (так как музей работает с 11:00) периодически обновляем страницу покупки билетов. Нам нужно, чтобы появилась вкладка "Бесплатный день". Она появляется только непосредственно перед одной из дат. Пока эта вкладка не появится, билеты купить не получится.
Как только эта вкладка появилась, можно бронировать билеты. Всё нужно делать очень быстро, потому что билеты разлетаются как горячие пирожки. А выкладывают билеты один раз в день. Когда я бронировала билеты, их выложили в 12:00. Время может меняться, это делается для того, чтобы как можно больше людей могли посетить музей.
Далее необходимо выбрать сам билет - через какой вход придется заходить и время посещения. В дни бесплатного посещения открыты три входа. На данный момент на одного человека можно забронировать не более 3 билетов. При этом в день на сеанс предусмотрено 20 билетов.
Будьте готовы к тому, что сайт будет сильно тормозить и подвисать. Если на электронную почту пришло уведомление со ссылкой на билеты - поздравляю, билеты у вас в руках. Достаточно сохранить их на телефон, в кассе распечатывать не надо. Рекомендуемое время пребывания в Эрмитаже - 2 часа. Думаю, его указали исходя из того, что за 2 часа средний человек устанет ходить. Естественно, никто из музея выгонять не будет.
Советы по посещению музея
Прежде всего советую брать с собой небольшую сумочку. Видела, как весьма габаритные сумки оставляют в гардеробе. Верхнюю одежду стоит оставить в гардеробе, внутри музея очень тепло. Утепляться тоже не стоит, будет жарко.
Нельзя проносить с собой воду, благо в музее возле кафе есть кулер с бесплатной водой и стаканчиками. Возможно на входе у вас ее и не заберут, но ходить с бутылкой воды там точно не дадут. Если не хотите злить смотрителей музея, нужно не только не трогать экспонаты руками, но и не облакачиваться на стены и колонны. За нарушениями правил поведения здесь бдят строго и отчитают как нашкодившего котенка. В этом плане меня всегда порожало, что вроде бы и культурное место, но за малейшее нарушение на вас спустят всех собак. Это касается не только смотрителей, но и работников гардероба, радость которых вызывает разве что закрытие музея.
Фотографировать можно без вспышки. Есть экспонаты, где висит специальный значок, что фото с вспышкой запрещено. Поэтому лучше заранее отключить на телефоне. В музее тусклое освещение для того, чтобы обеспечить сохранность экспонатов, по этой причине вспышкой пользоваться нельзя.
Посещать музей лучше в светлое время суток, когда хорошая погода на улице и через окна в залы музея попадает естественный свет. Освещение залов музея довольно тусклое.
Также советую взять на кассе карту музея. Либо сразу при входе отсканировать код и иметь карту в телефоне. Очень помогает планировать посещение и не заблудиться в музее, потому что выходить придется там же, где и заходили.
А самый главный совет - заранее спланировать маршрут исходя из собственных интересов. Всё обойти за день невозможно. Я ориентировалась исходя из собственных потребностей. На карте также отмечены залы с самыми популярными достопримечательностями, и мне это очень помогало. Сначала в планах было обойти залы первого этажа здания нового Эрмитажа. Дальше по состоянию. Я считаю, нет необходимости пытаться за день обойти всё, лучше посетить несколько раз.
Также советую взять с собой наушники, чтобы слушать аудиогид. Благо в свободном доступе их много. В музее аудиогид стоит 500 рублей и за него нужно оставлять залог. Каких-то описаний экспонатов там не предусмотрено. А ссылку на скачивание аудиогида можно найти внутри музея.
Интерьеры
Первое, что вызывает восхищение при посещении - отделка самих залов. Каждый зал поистине уникален и интерьеры хочется рассматривать. При этом каждый зал - как отдельный мир. Не сразу приходит осознаение того, что здесь еще много всего интересного и не одной отделкой зал знаменит. Отличные образцы для формирования насмотренности и чувства прекрасного. Здесь нужно смотреть не только по сторонам, но и вверх. А также и под ноги, можно увидеть уникальные мозаичные полы. Залы большие, просторные. Мне как любителю минимализа это воспринимается помпезно и вычурно. Однако в то время не появился еще минимализм в интерьере, и красота, отражающая достаток, была именно такая - натуральные камни, много позолоты, высокие потолки, высокие двери.
Экспонаты музея
Более 3 миллионов экспонатов - более чем уверена, что большая часть из них даже не отложится в памяти. И нет смысла заострять внимания на том, что не интересно. Я лично считаю, что при таком огромном выборе нужно смотреть то, что откликается. Если вы не специалист по вазам, вряд ли вы будете заострять внимание на каждой вазе.
Мне в первую очередь откликнулся зал Древнего Египта. Я была в нем в далеком детстве и с таким же восторгом рассматривала столь древние экспонаты, которые дошли до наших дней. Саркофаги, статуи, мумия - вызывают необычные эмоции при просмотре. Есть понимание, что события происходили много веков назад, а мы можем прикоснуться к частичке истории.
Зал Древней Греции уже не вызывал таких эмоций - его наполнение сводится к изобилию статуй людей, которые в итоге сливаются в одну белую статую.
А вот лоджии Рафаэля определенно вызывают восхищение, они отдельно отмечены на плане музея. Мне кажется, это одна из самых популярных фотозон музея. Лучше один раз увидеть вживую.
Для тех, кто неочень хорошо разбирается в искусстве, есть один факт: если картинка находится под стеклом, значит она имеет огромную ценность и является шедевром мирового искусства. Так к примеру хранится Мадонна Литта работы Леонардо да Винчи. Обычно такие экспонаты можно определить по большому скоплению людей вокруг и определенно стоит дождаться возможности подойти поближе.
Или же Мадонна с младенцем - работа Рафаэля Санти. Картина, которая размерами не больше изображения в школьном учебнике. Для своего времени эта работа - настоящий прорыв в искусстве и сознании.
Лично меня не оставил равнодушной зал с живописью фламандцев. Во-первых, помимо диванов, огорженных шторкой, в этом зале есть скамейки для посетителей. Можно любоваться картинами и немного отдохнуть. Во-вторых, сюжеты этих картин максимально жизненные, показывающие быт своего времени. И оформлены в зале очень органично с интерьером.
Часы "Павлин" - красиво, необычно, их многие хотят увидеть, но лично у меня каких-то сильных эмоций не вызвали. Близко подойти к часам нельзя. Понимаю, что сохранность часов превыше комфорта посетителей. Тем более, что не одними часами музей знаменит.
После всей красоты и великолепия, древностей и величайших произведений искусства каким-то противоположным ощущается рыцарский зал. Хотя по моему мнению этот зал не менее интересен и очень даже запоминается. Выставка подлинных рыцарских доспехов, глядя на которые, удивляешься. Какого размера должен быть человек, чтобы он мог носить эти доспехи. Похоже, сильно меньше, чем женщина 44 размера одежды. А также в этом зале выставлено много оружия.
Эрмитаж - место, которое желательно посетить хотя бы раз в жизни, увидеть поистине уникальные произведения мирового искусства. Это прекрасное место для прогулки в холодную погоду, где тепло и находится много всего удивительного и шедеврального. Посещение Эрмитажа оставляет приятные впечатления и дает возможность прикоснуться к прекрасному.
Однако считаю, что в 21 веке все же как-то можно решить проблему возникающих очередей и дать возможность людям потратить время на знакомство с прекрасным, а не на ожидание возможности войти внутрь. Я хоть сама в очереди провела немного времени, не считаю нормальным, что люди должны часами стоять в очереди, купив билет.