Если вы когда-либо озадачивались проблемой звукозаписи, то этот обзор для вас.
Устройство, о котором пойдёт речь, на мой и не только мой взгляд, является в некотором роде безальтернативным в своей области, на манер знаменитого графического планшета Wacom, но о нём в другой раз. Что же касается бренда Zoom, то конкурентов у неё нет именно в сфере мобильной звукозаписи. Описываемая мной модель является начальной и простейшей, что не мешает ей позволить вам оценить всю палитру и качество возможностей современных технологий звукозаписи.
Что оно может?
Палка, палка, огуречик - вот и вышел космонавт!
Чисто технически – всё! Кроме многоканального сведения и записи, что, впрочем, делают другие модели линейки. Эта же модель способна записывать в стерео режиме звук от нуля и до «ой, я не летучая мышь, хотя очень хотелось бы» (всем же хочется быть Бэтменом?..) На бумаге это выглядит следующим образом: запись 16/24бит, от 44100Гц до 96000Гц. Всё это легко переключается кнопками на корпусе.
Главное - не уронить!
К этому можете добавить возможность записи в реальном pcm (аналог raw формата для звука или в простонародье wav, что не совсем верно, ибо wav – это не формат, а контейнер). Что выгодно отличает его даже от пресловутых диктофонов Sony, которые при своей дороговизне, верхом качества считают древнющий недоmp3 под лэйблом adpcm. Zoom вместо этого предлагает не эту «золотую» недосередину, а полноценное студийное качество либо mp3. Впрочем, качество битрейта mp3 также можно регулировать в зависимости от нужд (от 128kbps до 320kbps с остановкой на 256kbps). Также на корпусе можно отключить либо включить низкочастотный фильтр, чего я делать не рекомендую (включать), если звукоизоляция помещения не идеальна и поблизости находятся приборы, способные издавать шумы соответствующей частоты, ибо в данном случае они могут испортить запись, превратившись в некоторых случаях в свист. Ещё есть возможность автоматического регулирования уровня записи, которую, опять же, можно отключить, если вы в состоянии оценить драматизм грядущих пиков. То есть, возможность регулировки уровня записи тоже присутствует.
Стой, стрелять... то есть, записывать буду!
Подберём темп "стрельбы"...
Из разъёмов и дополнительных функций можно условно отметить три:
Возможность сквозного мониторинга (при подключении наушников вы будете слышать именно то, что записываете);
Чё-то я, кажется, не той стороной его повернул...
Если вас не удовлетворяют стереофонические конденсаторные микрофоны самого устройства самого микрофона, вы можете подключить любой другой внешний микрофон с разъёмом мини-джек, либо другой источник звукозаписи (гитара, другой диктофон, магнитофон и т.д);
Был бы девайс, а провода найдутся...
Наша служба и опасна, и трудна...
Check your gear!!
При покупке дополнительной комплектации появляется возможность питания от сети, что, впрочем можно сделать, если у вас есть соответствующая usb-зарядка. В штатном режиме устройство питается от одной батареи АА.
Нажми на кнопку и будешь очень рад, ибо не фиг слушать всякую гопоту в косухах, косЯщую под Depeche Mode...
При желании вы ещё можете сделать из устройства usb-звуковую карту/микрофон. То есть всё, что устройство не способно сделать, перечислить куда легче, но вот, для чего оно прежде всего нужно и как его в большинстве случаев используют. Самое очевидное – запись камерных и уличных концертов (по очевидным причинам, стадионные записывать не стоит). Эффект присутствия гарантирован. Примеры можете найти на том же тытубе, хотя всю прелесть, в силу особенностей сервиса, ощутить не получится (твоятруба, как правило, переупаковывает не только видео, но и звук, не в пользу последнего). Однако, даже если сравнивать с ленточным микрофоном прошлой эпохи, у тёплого лампового звука пусть и есть свои преимущества, но разницу вы почувствуете даже при просмотре роликов с ютьюба. Вот идеальная «иллюстрация».
Половину этого ролика мне довелось озвучивать при помощи, как раз того самого, «лампового звука» а, точнее, микрофона, близнец которого долгое время красовался на первом плане в кадре небезызвестного шоу This is ne tak uzh ploho (TiX) И, действительно, запись не просто неплоха, но и обладает определённым шармом (миф о пресловутом «ламповом звуке» оказался не мифом, так что, если есть желание, ищите на радиорынках страны соответствующее изделие, ибо его уже давно не выпускают).
Вторую же часть ролика, которая начинается сразу после недоумённого возгласа Игги Попа «Why?» (1:15), записывали как раз при помощи ZoomH1 те же актёры. Так что, как говорится, оцените разницу. Сразу замечу, что при записи монолога с Zoom, никакой коррекции, практически не производилось (кроме выравнивания уровня). То есть стереоэффект был записан вживую без дополнительной обработки и сведения. Таким образом, агрегат несомненно подходит не только для студийной звукозаписи, но и кинопроизводства, чем часто пользуются экономные киношники, применяя Zoom при записи диалогов героев, запихивая его в те самые, вечно попадающие в кадр, мохнатые «швабры». Также благодаря возможности сквозного мониторинга и стандартных креплений, Zoom прицепляют к знаменитым профессиональным зеркалкам для записи репортажей и разного рода малобюджетной но приличного качества продукции. Что касается записи музыкальных инструментов, тут, увы, примеров предоставить пока не могу, ибо несмотря на довольно большой опыт на этом поприще, в большинстве своём подобные записи я лишь складирую, не подвергая аранжировке и прочим радостям. Но на словах могу авторитетно заявить – лучшего звука ожидать не приходится. Ко всему прочему могу добавить и то, что сам использую его и для так называемой звуковой фотографии или попросту сэмплирования. То есть, если мне вдруг показалось, что петух, разбудивший всех в три часа утра, или гроза, прорывающаяся сквозь ночь – это не помеха сну на отдыхе в деревне, а ещё одна возможность сохранить воспоминания об этом времяпрепровождении, я просто подхожу к окну, захватив свой Zoom и…
Ну вот и всё! Кина не будет! Пока не запишете диалоги...