Опубликовано 30 Июль, 2018 - 00:02

Жизнь одного человека ничего не стоит, когда идет речь о планах великих правителей и перераспределении территорий. Ни одного владыку не беспокоит жизнь его подданного, а, тем более, смерть последнего. И, наконец, на страницы учебников по истории попадут имена диктаторов, вождей, но отнюдь не тех, кто в войнах и страданиях сумел остаться человеком.

Меня радует, что телеканал «1 + 1» экранизировал исторический роман Владимира Лиса – «Столетие Якова». 4-серийная лента рассказывает непростую историю волынского крестьянина Якова Меха, который за свою столетнюю жизнь выдержал немало испытаний: службу в польской армии, немецкую оккупацию, произвол советской власти. На фоне этих событий главный герой стремится к лишь одному – получить право на счастье для себя и своих близких. Он – не Че Гевара из Полесья, не лидер, но никогда не бросает ближнего на произвол судьбы.

Якова Меха сыграли два актера. В молодости – Роман Луцкий, который известен украинскому зрителю по лентам «Братья. Последняя исповедь», «Параджанов», «Сторожевая застава». Роль старого Якова досталась известному украинскому актеру театра и кино Станиславу Боклану («Битва за Севастополь», «Поводырь»). Считаю, и Луцкий, и Боклан передали образ своего персонажа – на смену горячему и отчаянному юноше плавно пришел старец с мудрым взглядом.

Режиссером-постановщиком картины стал Бата Недич, который уже не раз имел дело с производством отечественных сериалов. Первые серии его недавних творений – «Ведьма», «Хозяйка», «Село на миллион» – собрали более одного миллиона просмотров на Ютубе (в эпоху блоггерства и новых медиа я бы учитывала такой показатель). Еще раньше, в первой половине «нулевых», он снял такие многосерийные «милодрамы» как «Ангел-хранитель», «Волчица», «Исцеление любовью». То есть до экранизации романа Лиса режиссер уже «набил руку» на эмоционально окрашенных эпизодах. Но, кажется, что в «Столетия Якова» драматизма все-таки больше в тех сценах, где герои выясняют отношения между собой, а не в тех, где происходят значимые события.

Сценарий к мини-сериалу написал известный украинский писатель Андрей Кокотюха. Те, кто до показа картины прочитал книгу, скорее всего, останутся недовольными: много сюжетных деталей было упущено, в результате чего некоторые герои потеряли свой «стержень». Взять хотя бы полячку Зосю (Людмила Загорская), которая променяла сытую жизнь шляхтянки на постоянное проживание в захудалом селе Якова. В сериале все выглядит так, будто героиня «вписалась» в сельскую рутину сразу, без усилий. А где же адаптация Зоси к тяжелой работы в сельской местности и скромным условиям проживания? Как по мне, поменять наряд недостаточно, чтобы показать развитие героини.

Однако с одним персонажем – Тимошем Вергуном – сценарист поработал-таки на славу. Герой Александра Печерицы вышел харизматичным, рассудительным человеком, который, по словам Владимира Лиса, «стал почти на одну планку с молодым Яковом».

Стоит похвалить Кокотюху за то, что сериал вышел незатянутым, динамичным. Возможно, на это повлиял опыт сценариста в написании остросюжетных детективных романов, и он знает, как заинтересовать потребителя массовой культуры.

В начале ленты создатели указали название населенного пункта, где происходят основные события – «Деревня Загоряны, Волынская область», но почему-то они сами не учли особенности данного региона.

Во-первых, актеры разговаривают на современном украинском языке, а не на диалекте полещуков, из-за чего теряется колорит картины. Если авторы переживали, что зрители не поймут диалект, то можно было бы использовать субтитры на украинском языке.

К тому же, для саундтрека использовали лемковскую песню «Под облачком», которую исполнила молодая певица Христина Соловий. Безусловно, композиция – красивая, мелодичная, но лемки не проживали на Волыни, а в Карпатах между реками Сяном и Дунайцем, что немного далековато от места событий.

Всего же на музыкальное наполнение сериала создатели явно поскупились. Кроме вышеупомянутой композиции Соловий, представлена только песня «Не йди» «Океана Эльзы». Почему никто из творческой группы не додумался связаться еще с несколькими украинскими группами/исполнителями и предложить им прекрасную возможность «засветить» свое творчество? Это был реальный шанс убить двух зайцев – популяризация и украинского кино, и музыки.

Мне как любителю чисел, бросается в глаза то, что создатели данного медиапродукта не умеют считать. Например, Ольга, приемная дочь Якова, родилась в 1936 или 1937 году согласно фильму. То есть в 2016 году ей должно быть 80 лет. Однако зритель видит не старушку на экране, а женщину, которой более 50 лет никто не даст (и, правда, актрисе Тамаре Морозовой на момент сьемки было 50). Конечно, есть вероятность, что героиня нашла чудодейственный крем молодости. Или она, как герой одной украинской рекламы, ежедневно принимает минеральную воду «Карпатська джерельна».

 

Вывод: я советую телезрителям и любителям ютуба посмотреть мини-сериал «Столетия Якова». Во-первых, чтобы узнать, как жил обычный украинец в бурном 20 веке. Во-вторых, чтобы захотеть прочитать одноименный роман Владимира Лиса. И вообще было бы замечательно, если бы люди заинтересовались современной украинской литературой.

Достоинства
  • Доступен на Ютубе
  • Не затянут, смотрится на одном дыхании
  • Хорошая игра актеров
Недостатки
  • Есть киноляпы
  • Много деталей из книги упущено
Nika1511рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также