Опубликовано 14 Март, 2023 - 14:43

Всем доброго времени суток и хорошего настроения!


Итак, сегодня мой кино-отзыв будет посвящен фильму "Анна на шее", 1955 года выпуска. Производство: СССР. Режиссер: Исидор Анненский. Жанр: драма. Данный фильм смотрела несколько раз и недавно вновь пересматривала он-лайн в интернете. Фильм запоминающий и поставлен по одноименному произведению А.П. Чехова.

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)

Суть и смысл отлично передали, а актерская игра действительно мастерски передает всю драму положения не только самой ГГ Анны (в исполнении Аллы Ларионовой), но и ее семьи, ее младших братьев. От начала до самого конца. ГГ претерпевает разительные изменения, но ее родительская семья - нет. Анна окунается в мир новой жизни, вопрос о цене повисает в воздухе, а ее младшие братья... Все это остается (как часто бывает у Чехова) на зрительский суд и в виде пищи для размышлений, ведь дальнейшая ситуация может развернуться как угодно. ГГ Анна - одновременно и жертва, и та, кто дошел до определенной точки разрешил себе жить, да вот так, разрешил и живет - так как, когда положение было не столь завидным о ней самой и ее чувствах никто не думал, так почем же она должна задумываться о других? Эта трансформация происходит постепенно, были моменты, когда ГГ еще пыталась сопротивляться и сопротивляться себе самой, но что она видел? Кто заставил пойти ГГ вот на то, на что она пошла? Кто лишил ее возможности провести молодость так, как ей бы хотелось и как проводят ее сверстницы? Ведь самые близкие ей люди в каком-то плане ее тоже предали - если мать умерла и остались ее маленькие братья (кстати, сцены с младшими братья ГГ очень теплые и тут еще есть надежда на что-то светлое), то вот отец ГГ - сначала убитый горем, но потом просто какая-то тряпка. При этом эта сама "тряпка" вовсе не стесняется того, что его дочь должна себя вот таким образом продать, а вот это постоянное выклинивание у ГГ денег. Нет, ничего в таком папашке не шелохнулось, наверно, поэтому ГГ в один прекрасный момент просто плюнула на все и ей просто обрыдло и опротивело тратить свою жизнь и молодость на бесконечное спасение того, кто мог и был обязан сам спасаться и спасать своих детей. В каком-то смысле, когда на тебя начинают регулярно плевать, тебе тоже становится наплевать на все вокруг - так ГГ и трансформировалась, решив жить на всю катушку.

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Брак со старым и нелюбимым/незнакомым/совершенно далеким от ГГ и ее жизненных установок человеком (мужа Анны играет Владимир Владиславский) - эта была первая ступень и первая жертва. И если там ГГ искренне пыталась, желала помочь своей семье и своим маленьким братьям, просто продавая себя в вечное пользование, то в последующих эпизодах, почувствовав свою женскую силу и действительно осознав, что женская красота "страшнее пистолета" - Анна понимает, что может жить иначе, и хочет жить иначе - она, постепенно, начитает тяготиться вечно пьяным или полупьяным папенькой и балластом в виде младших мальчишек - она видит и живет в другом мире. И этот мир действительно может предложить ей очень многое.

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)

Для начала отмечу плюсы и минусы данного фильма, а потом продолжу разбор дальше. Начну, как всегда, с плюсов:

  • Хорошая режиссура.
  • Отличная атмосфера и костюмы (фильм снят в тот период, когда только-только начинали снимать цветные фильма).
  • Актерский состав и актерская игра.
  • Замечательно передали чеховский первоисточник.
  • Смысл и драматизм.


Минусы: каких-либо недостатков для себя не обнаружила, несмотря на то, что кинолента снята очень давно и актеры не соответствуют возрасту - это ни в коем разе не портит фильм, ведь самое главное - чеховские реализм и замысел передан точь в точь.

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
На мой взгляд фильм передал даже больше и глубже, чем чеховское произведение, тут показано очень многое - все детали, рассуждения, мысли, поступки и все это мы, зрители, можем наблюдать как бы внутри самой истории ГГ - ведь основная линия сосредоточена именно вокруг нее - вокруг Анны. И даже какие-то режиссерские вкрапления смотрятся естественными, как бы нужные дополнения. Наоборот, кое-что дополняет как образ ГГ так и ситуацию, так и других героев.

Тут же стоить отметить и большое внимание к создаваемой атмосфере - очень красивые костюмы, интересная обстановка и даже переданы детали быта, различия между обнищавшим дворянством (к которым относится и сама Анна) и к зажиточной верхушке (куда вхож ее муж, а впоследствии и сама ГГ). Также и актерское мастерство на высоте и помогло передать на высоком уровне драму, а также трансформацию ГГ. Некоторые этот переход не очень заметят или даже будут критиковать - он не очень заметен в фильме, но все же он есть и этим эпизодам уделено нужное время.

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Кстати, стоит отметить и такой момент - что переломный эпизод на балу и вот это пристальное внимание, обожание, которого ГГ до этого еще не знала. Это ей льстит и именно тут она понимает, чего может добиться. Но, на мой взгляд, сама ее трансформация и то, как Анна почувствовала в себе так-называемую женскую силу, уверенность и осознание своей красоты - случилось гораздо раньше. На мой взгляд - эта самая первая встреча с Артыновым. Для внимательных зрителей - это тоже не укроется. Ведь первая встреча была гораздо раньше. Ну, а сам большой эпизод с балом - это явная отправная точка, как и знакомство с нужными людьми, включая князя (его роль исполнил знаменитый Вертинский). И вот это нужное во все отношениях знакомство - дало Анне не просто безлимитный билет в светлое будущее, но и стало своеобразной отправной точкой в то самое - теперь живу как хочу. Так как ее зануда-муж уже ну никак бы не посмел ей перечить. Покровительство самого князя стало на руку не только ей одной. Так что, пусть муж носит горжетку, пусть все завидуют - а люди не умеют завидовать молча, пусть папенька обивает пороги и вновь просит денег, а про братьев - Анна уже позабыла, ведь ей теперь весело с Артыновым (его играет Жаров, хоть и не по возрасту, но темперамент и суть переданы просто отлично). Она выплакала свое, выторговала уже один раз или не один деньги для семьи, она уже продавалась и теперь ей хочется жить и жить для себя. Ей торговали, так почему ей, Анне, должно быть до кого-то дело?

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Вот честно, при чтении рассказа и просмотра данного фильма, больше всего злил папенька ГГ - обнищавший дворянин, вдарившийся в пьянку после смерти жены, но отчего-то предпочел продать родную дочку старому скупому карьеристу, да в добавок - обречь на не весть какое существование младших детей, чем взять себя в руки, завязать с жалостью к себе и заботиться хотя бы о младших братьях Анны. Это мужик или кто? Поэтому, тут однозначно осуждать Анну (как это делают некоторые зрители) не могу и не хочу. Она сделала все и даже больше, чтобы спасти свою семью. Но она тоже не может быть вечным спасателем и эдаким "жертвенным барашком". Так что, с ГГ Анно просто так ничего само собой не приключилось. Как говорится - вдруг откуда не возьмись, неоткуда не взялось. И ситуация развивалась довольно постепенно. Просто в фильме уж точно не будут каждый день описывать. А художественный фильм - всегда имеет какие-то свои допущения.

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Очень любопытно показана ситуация и с поклонниками ГГ, другими персонажами фильма - какая градация поклонников Анны и какая зависть на лицах дам. Прямо пропорционально ее растущей популярности. Но, как я уже говорила, люди завидовать молча не умеют - поэтому даже в каждой реплике некоторых женских персонажей можно заметить эту зависть к более молодой, красивой и самое главное - успешной в таких кругах представительнице. Ведь до этого за Анной почти закрепился статус бесперспективной невесты. Бесприданница, но как ее описывал Чехов - очень красивая. Но, кстати, сам автор не дает четкого описания внешности ГГ Анны - поэтому ее можно представить какой угодно, в образе Аллы Ларионовой - Анна получилась такой какой надо Анной. 😊

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Что касается ее главного поклонника (и по совместительству будущего/действующего любовника) - тут они оба подстать друг другу. Артынов действительно мог составить ей пару и муж вообще для такого никакая не помеха. Тут наличие самого мужа вообще в расчет не ставится. :-P Настоящий мужчина (по сравнению с мужем Анны), темпераментный, богатый купец, не стесняется сорить деньгами - он действует и планомерно завоевывает понравившуюся ему женщину. Только вот тут одно смущает - когда Анны была не такой блестящей за счет богатого зануды-мужа и ходила пешком, разве он ее замечал? Так что, тут тоже палка о двух концах.

Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)
Анна на шее (1955, фильм)

Деньги (возможности, которые эти деньги предоставляют) могут красавицу сделать из многих, а настоящую красавицу и подавно превратить в богиню - но, если бы Анна не вытащила тот "проходной билет" и не пошла бы на бал, да и замуж бы не пошла - пошла бы в прачки и т.п. Поступила бы как говорят - "по-честному". Разве бы ее красота была бы замечена по достоинству? Разве бы ее хоть кто-то заметил? Да, заметили бы и взяли бы на содержание (максимум), но не женились. Поиграли бы, пока молодая и еще не известно, воспитывала бы она одна только своих братьев или еще кого-то от подобных ухаживаний. Тут можно долго гадать. К чему я это все - да к тому, многие крикнут - так такое тогда время было, что без приданного даже красавице писаной и редкой замуж достойно/по любви вряд ли бы удалось бы выйти. Я так отвечу - времена и люди всегда одни и те же, разве таких "Анн" сейчас мало? Они есть, только вот каждая решает сама - брать этот "проходной билет" в новую жизнь, да, за все надо платить; либо гордо и честно умирать - только кого это в таком разе будет волновать? Поэтому не собираюсь осуждать ГГ как это делали некоторые зрители. Это был ее выбор - воспользоваться шансом, который предоставила ей ее красота и жизнь. И она сделала свой выбор. Вед ее желаний никто не спрашивал, когда ее продавали. Все возвращается на круги своя и ГГ Анна становится такой же, как многие в том богатом кругу, в который однажды ввел ее муж (тоже не без своего умысла) - тут все друг друга продают и имеют свой умысел, так почему же Анне не пожить на всю катушку, почему ей не воспользоваться всеми благами? Моральная часть вопроса остается на суд зрителям, как и много пищи для рассуждений и вопросов.

Анна на шее (1955, фильм)
И вот этот главный переход (который, все же лучше выписан в книге) - от обедневшей, униженной, бесконечно подвергающейся насмешкам Анны с пьяницей отцом и двумя младшими братьями до "богини" и "королевы бала", радостной, высокомерной, плюющей на все - ключевой лейтмотив всего сюжета и произведения, и фильма. И, кстати, сюжет вечный, а не временный.

 

Выводы: "Анна на шее" фильм (как и само произведение Чехова) актуален и будет актуальным всегда. Вечный сюжет, вечная классика положения, вечный выбор. Фильм достойный и смотреть его стоит, как стоит прочесь и само произведение. Рекомендую.

 

Всем добра, тепла и позитива!

Достоинства
  • Актерская игра, актерский состав
  • Снят по книге
KotePushinрекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
13.09.2024
Фильм очень интересный, соглашусь.
13.09.2024
Великий Чехов. 😊 Постановка отличная.
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также