************************************************* О чём этот фильм?
Это очень смешная и захватывающая история о нью-йоркском гее-полицейском Луиджи Макарони, расследующим дело о кусачих презервативах, которые лишают мужчин первичных половых признаков. Происшествия возникают в одном и том же мотеле с хлёстким названием "Quickie" (переводящееся как "сделай это по-быстрому"). По ходу дела Макарони сталкивается с давлением начальства и подшучиванием коллег: никто ему не верит, а пострадавшими оказываются по большей части клиентами проституток, выбравшими своим местом для осуществления услуг злополучный мотель - кому же хочется с ними возиться?
Но внезапно без своего МПХ остается видная политическая фигура - кандидат в президенты! - и делу дается открытый ход: теперь Макарони волен в своих действиях и методах.
Сцены расследования и погонь перемежаются с любовной линией (гомофобов и настоящих мущщин прошу удалиться) и внутренними монологами Луиджи: о себе, об этом городе, о работе и жизни в целом...
************************************************
О некоторых персонажах
Луиджи Макарони, главный герой: брутальный, уверенный в себе мужик, никогда не выпускающий сигарету изо рта (даже когда что-то пьет), с поистине стальными яйцами. Простите за неточность - яйцом. Потому что одно из них ему уже откусили.
Очень крутой персонаж, разбивающий в пух и прах всякие стереотипы о геях как женственных и манерных. Да, собственно, почти весь фильм об этом: Луиджи мужественно борется не просто с кровожадными резинками, "отгрызающие болты у мужиков", а с нетерпимостью: к геям, мигрантам, проституткам, но всё-таки в первую очередь к геям. Потому что резинки - это ведь продукт чьего-то производства, их кто-то зачем-то изготавливает и посылает в мотели.
Впрочем, с нетерпимостью Луиджи сталкивается и на работе тоже, несмотря на его не подпадающее под гейские стереотипы поведение - Луиджи само хладнокровие и маскулинность, собирательный образ нуарных героев-детективов. Просто женщины не интересуют. Даже его друг-полицейский - Сэм Хенкс - бестактно замечает в разговоре:
Ведь ты настоящий мужик! Бабьё на тебя так и заглядывается! Попробовал бы хоть разик...
Что до самого Сэма, то он приличный семьянин и всё в таком духе (по крайней мере до финала фильма). Но мужественности и стойкости в нем всё-таки куда меньше, чем в Луиджи и на типичного гея как-то больше похож (особенно с внешней атрибутикой гей-культуры):
Сэм идет на задание согласно которому он должен внедриться в гей-тусовку
А вот кто себя ведет ну совсем не по-мужски и даже не по-человечески местами - это бывший полицейский Боб, заделавшийся в травести-диву Боббет. Постоянно устраивает Луиджи истерики по женскому типу:
Я стал таким только из-за тебя! Благодаря тебе я узнал, что такое сексуальность, опьянение, экстаз, страсть, вожделение, боль и счастье!
Боббет пробалтывается журналистам о расследовании кусачих резинок как типичная ТП и тем самым портит репутацию полицейскому отделу, за что по шапке получает Макарони;
Вламывается в квартиру Луиджи с ножом в руках, требуя от того немедленно совокупиться, обезумев от ревности и тоски. И хорошо, что этому помешал случайно принесенный маленький резиновый убийца, которого они вместе завалили, иначе мозг Боббет не встал бы на место.
Охота на зубастую резинку
Любовная линия: Билли
Билли это молодой флегматичный парень, по всей видимости нелегальный мигрант: живет даже не в многоквартирном доме, а в чем-то наподобие гаража с высоким потолком, либо на чердаке. Знает сербохорватский язык, предположительно бежал из Югославии: в 90-е годы там была война, в ходе которой Югославия распалась на несколько государств.
Возможно, подрабатывает на нескольких работах, одна из которых - проституция. На его автоответчике множество сообщений от мужчин, оставивших свои отзывы о его работе. С помощью одного из таких сообщений режиссер подчеркивает гнилое нутро внешне добропорядочного "традиционного" общества:
...С тобой очень здорово было, звони как-нибудь, но только не в выходные, а то жена приезжает.
Что, конечно, ужасно: людям приходится брачеваться не с теми, кого они любят, а с теми, кого им предписывает любить общество.
Первая встреча Билли и Луиджи случается в том самом мотеле Quickie:
Боббет ревнует Луиджи к Билли и закатывает сцену ревности
************************************************
Жанровые особенности
Определить эту ленту одним стилевым термином весьма затруднительно, да и не нужно: каждый зритель меряет её относительно своего культурного бэкграунда, и сама лента действительно сочетает в себе несколько стилей. Мне, как поклоннице "культуры отбросов" и прочего диджитал фолка, легче всего отнести данную работу в трешкультуру с элементами бадди-муви. Но всё же это не совсем треш.
"Треш", потому что ряду признаков этого жанра фильм отвечает:
ЛГБТ-персонажи довольно часто появлялись (и появляются) в фильмах категории Б - так исторически сложилось. Такие фильмы, как правило, сняты на коленке, а ЛГБТ-направленность могла иметь две цели: для придания фильму более причудливого содержания и выступала как главной линией, так и одной из побочных; ("розовые фламинго", "геи-ниггеры из далекого космоса"), либо для социальной риторики ("Глен или Гленда").
Типикал гей из "Презерватива-убийцы"
Нетривиальная, сумасшедшая завязка сюжета, сродни боевикам Нобору Игучи (например, "задница зомби: туалет живых мертвецов"), основа которой - живой, мать его, презерватив, который задорно подпрыгивает и скалится, показывая ряд острейших, как бритва, зубов - достаточно необычная вариация детища Франкенштейна. И немного жуткая, надо признать. Особенно, если смотреть на увеличенную версию кондома, выведенную специально для главного героя (у которого между прочим, 32 см в длину):
Фильм имеет пародийную направленность, отсылает к известным произведениям культуры и истории. Например, образ Луиджи Макарони напоминает о фильмах нуар: детектив в строгом плаще и неизменной сигаретой, а погони за взбесившимися резинками и перестрелки выглядят настолько эпично, насколько же и смешно. Интересна пародия на реальную политическую фигуру США, Джорджа МакГоверн. В фильме его имя Дик (от англ. Dick, т.е. "член"). И реальный, и киношный Макговерн выдвигались кандидатами в президенты, но реальный проиграл Никсону в связи с Уотергейтским скандалом, а киношному откусили болт:
Газеты со смешными заголовками и портретом бедного Дика МакГоверна
Есть также прямая ссылка на "Психо" Хичкока - в сцене с душем Боббет с ножом в руках резко одергивает штору, а сопровождает этот эпизод жуткая скрипичная музыка Б. Херрмана. Обратите внимание на жест замаха - совсем такой же, как у Нормана Бейтса:
А не "треш", потому что этот фильм снят очень качественно, что редко доводится видеть в андеграунде:
Действие увлекает, нет ощущения провисания или несвязности эпизодов - смотрится на одном дыхании, как говорится. Гармонично выстроена центральная линия, хорошо прорисованы побочные сюжетки (любовная линия; внутренние монологи главного героя; проблема предубеждения к нетрадиционной ориентации и к табуированным субкультурам типа травести, бдсм; религиозная одержимость).
Крутые спец эффекты, костюмы, общие визуальные решения. Арт-консультантом был не кто-нибудь, а сам Гигер (это тот дяденька, который нарисовал Чужого); спец эффектами занимался Йорг Буттгерайт - человек, который способствовал развитию немецких фильмов ужасов в послевоенной Германии.
Отличная музыка, которая в каждом случае подчеркивает происходящее в зависимости от смыслового наполнения сцены. Вот например, комизм подавшегося в травести-дивы бывшего полицейского в несуразным париках и аляповатых костюмах дополнительно подчеркивается изящными песнями 60-х.
Кичевая "Боббет", пародирующая песни Монро
Офигительно крутая игра актеров. Обычно в треш-кино актеры переигрывают, интонации неестественно преувеличенные, искаженные - прямо как в российском порно самого низкого пошиба периода нулевых. Здесь всё на своих местах. Актеры как будто живут своими образами: искренние, не пластмассовые эмоции, при говорении смешных реплик никто не смеется - все играют серьезно; крики ужаса исполнены неподдельным страхом и отвращением, а не старанием оглушить.
************************************************
Мысли после просмотра
Знаете, почему многие не любят фильмы на гейскую тематику? Потому что это либо социальная драма о тяжелой доле ущемленных в правах людей, либо примитивный голливудский фильм, в котором геи и прочие маргиналы в глазах "почтенной" публики высмеиваются и выглядят неприятными. Либо это возвышенная лента, с претензией на интеллектуальность и морализаторство про "не таких как все".
Но "презерватив-убийца" - чудесное исключение из всего этого. Без нытья, без драматизации, но с иронией, эпической постановкой и репликами, которые можно растащить на цитаты:
Ты когда-нибудь видел, чтобы гандон на хер бросался?!
- Это же член!.. - А чей, узнаешь?
Дурака уверять, только яйца терять.
Какие теперь к черту выборы? Народ выберет мужика, который и за свое хозяйство постоять не может?!
Тебе уже говорили, какой ты красивый, когда висишь над бассейном полным разъяренных кондомов?
Я от фильма в восторге и скорее всего он понравится таким же, как я, любителям кино по ту сторону добра и зла. Но рекомендовать неподготовленным людям, основной кино-рацион которых приходится на нормированные, нейтральные жанры, конечно же не буду.