Фильм «Фауст» – заключительная часть тетралогии Александра Сокурова о власти. В первых трех фильмах («Молох», «Телец» и «Солнце») как простые люди показаны сильные мира сего – Гитлер, Ленин и император Японии Хирохито. Четвертая часть снята по мотивам первой части трагедии фон Гёте. Фильм не представляет собой близкую к тесту экранизацию, а скорее является отдельным произведением.
Режиссерские решения ошарашивают. Начальные кадры показывают волшебный город с высоты птичьего полета. Камера приближается, и в следующей сцене зритель видит крупным планом мужские половые органы. Это органы трупа, который вскрывает доктор Фауст, ища среди внутренностей душу. Сцена, цепляющая внимание стойкого зрителя и отсеивающая чужого.
Далее зритель наблюдает похождения главного героя, который занимается наукой «чтобы заполнить пустоту». Мефистофель является в виде ростовщика Маврикия. Его имя означает «темный». Он постоянно жмется к главному герою, протискивается с ним в дверные проходы. Создается впечатление, что Мефистофель – внутренний голос самого Фауста и естественная его часть, а не отдельный злой дух, не другой человек. Соблазнять Фауста не приходится, так как последний и сам рад совершать грехи один за другим: убийство, насилие и предательство. При этом доктор считает себя честным человеком. Мефистофель же стал обычным жителем городка, даже церковь принимает его деньги, не задумываясь об их происхождении.
Кажется, у Фауста появляется сильное чувство к Маргарите (Гретхен), потом начинается «я душу дьяволу отдам за ночь с тобой». И почему доктор не может жить как обычный человек? Почему он не может сделать Маргариту счастливой?
В конце, когда доктор Фауст уже ничего не может взять от Маврикия, он убивает последнего, продолжая свой путь неизвестно куда. Бумажка о продаже души не имеет никакой ценности. Её рвут на клочки и выбрасывают. Как можно продать то. чего нет.
Кто же главный герой фильма «Фауст»? Западное общество, которое отказалось от Бога, оправдывается научно-техническим прогрессом и продолжает свой путь в неизвестном направлении и с непонятными целями?
После просмотра фильма остается много вопросов. Изображение очень красивое, много интересных деталей интерьера. Создается впечатление, что главные герои живут в начале 19 века, а окружающие люди - в позднем Средневековье.
Этот фильм отличается от других фильмов Александра Сокурова, так как тут много диалогов и действия. Небывалый взгляд на известную трагедию.