Опубликовано 6 Июнь, 2020 - 15:26

На мой взгляд Константин Лопушанский снял один из лучших российских фантастических фильмов 21-го века, в любом случае «Кома», «Спутник» и поделки Ф.Бондарчука значительно уступают «Гадким лебедям» и по художественному уровню в целом, и по продуманности сценария.


Хотя сценарий, на мой взгляд, не является сильной стороной этого фильма. Я так и не понял, зачем потребовалось полностью отказываться от сюжетной линии повести Стругацких. От текста Стругацких у Лопушанского осталось несколько собственных имен и концепция мокрецов. При этом, не совсем понятно зачем оставлять главному герою болгарскую фамилию, если действие теперь происходит в России 80-х или 90-х, и вообще зачем Лопушанскому нужны мокрецы. Для объяснения превращения детей в существа со сверхспособностями вполне хватило бы атмосферной аномалии и источника инфракрасного излучения. Мокрецы в фильме совершенно невнятны, готов согласиться с тем, что их загадочная этика не позволяет им сопротивляться тем, кто обрабатывает их химреактивами словно тараканов дустом. Но что мешало им закрыться от недружественных вторжений с воздуха при помощи того же силового поля, которое прикрывало их с других сторон. И зачем мокрецам так долго возиться с детьми, если возможность гибели этих воспитанников не вызывает у них никакой реакции.


В общем, Лопушанский поступает с сюжетом Стругацких, как ребенок, разбирающий будильник. Когда собранный вновь механизм отказывает функционировать (а это возможно как-то связано с обилием деталей, которые оказались лишними, и были отброшены), сценаристу и режиссеру приходится импровизировать. Некоторые его импровизации оказались весьма удачными, например, для демонстрации своих сверхспособностей дети в фильме не только левитируют и зажигают лампочки усилием воли, но и ведут философские диспуты. Показывая достижения детей в миропостижении, сценарист включил в текст несколько цитат из не самых известных авторов вроде богослова Даниэля Орлова, которые произвели неожиданно мощный эффект, их цитируют, репостят, накладывают на них музыку.


Сильное впечатление производит и сама аномальная Зона, автору удается при помощи не самых высокотехнологичных средств добиться эффекта отчужденности, странности, вырванности этого пространства из нашего мира.


Остается только пожалеть, что Лопушанский все же не попробовал просто экранизировать произведение Стругацких. Тексты братьев буквально созданы для экранизации именно в авторском кино. Произведения Стругацких всегда имеют продуманный сюжетный остов, но они перенасыщены действием в ущерб раскрытия внутреннего мира персонажей. Если их экранизировать буквально, то получится комикс вроде «Обитаемого острова» Бондарчука. А вот если зачистить текст от второстепенных сюжетных линий и персонажей, а на главные роли пригласить актеров уровня Кайдановского, то возможно движение в направлении медитативности и психологической глубины раскрытия отдельных героев. Но Лопушанский решил сделать все сам, в итоге получилось неплохо, но намного слабее чем могло бы быть. Особенно в плане сюжета, у Стругацких все связано при помощи временной петли, отказавшись от нее автор фильм получил нечто путанную и вряд ли понятную даже ему самому даже ему самому последовательность событий.

Достоинства
  • Отменная экранизация аномальной зоны
  • Удачные вставки философских текстов
Недостатки
  • Дети-исполнители не тянут совсем
  • Очень мало от Стругацких в сценарии
eggorrrрекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также