Опубликовано 5 Январь, 2024 - 15:06

  • Опыт использования:
    один раз

Последние лет 15 (началось вроде с "Заложницы") Лиам Нисон выпускает минимум по одному боевичку в год. Все они построены по одному принципу. Наш герой, пожилой но ещё крепкий, защищает угодившую в смертельно опасную ситуацию девушку/старушку/компанию/просто несчастного человечка.

Эта модель даёт уважаемому актёру известную творческую и финансовую свободу. В остальное время он играет в чём хочется и где угодно. Разумное решение в то время, когда и более именитые и молодые коллеги вынуждены заниматься творческой проституцией: появляясь на 5 минут в китайских поделках или снимаясь в комиксах для детей-имбецилов.

Локализованным для российского рынка названием "Последний наёмник" прокатчики явно хотели бы отнести данный фильм к привычным "нисоновским" боевичкам. Имеются здесь и девочка, и старушка, и много несчастных людей, которых требуется защитить. И старина Нисон это, конечно, сделает - такое у него воспитание.

Но картина не совсем из этой серии. Оригинальное название "На земле святых и грешников" шире по смыслу, и более отвечает содержанию.

Фильм ирландского производства, и события происходят в северной её части, волею судеб принадлежащей Великобритании. То есть Лиам Нисон вернулся поработать на родину, и судя по всему - не по коммерческим соображениям. Бюджет картины явно очень скромный. Что, впрочем, не умаляет её художественных достоинств. Реализация вполне достойная. И с некоторыми проистекающими из малых финансовых возможностей особенностями.

Речь прежде всего о "живой", реальной картинке. Сейчас рисуется всё: от пейзажей до лиц актёров. Здесь же всё натуральное, природное, подлинное. Настоящая природа, дома, люди. Совершенно отсутствует ощущение этого компьютерного пластика, которое исходит от многих современных картин.

Действие происходит в 1970-е, и аромат эпохи чувствуется во всём. Автомобилях, причёсках, одежде. Организация "Ирландская республиканская армия", признанная в большинстве стран мира террористической, в то время настолько увлеклась освободительной борьбой против британских захватчиков, что едва не поставила родную землю на грань гражданской войны. Не щадили никого, мирного населения полегла куча.

Фильм начинается очень жёстко: с гибели случайных детей в результате очередного подрыва, устроенного боевиками ИРА. Такой резкий старт задаёт картине необходимый "градус кипения". Сразу становится понятным, что сантиментам и компромиссам здесь не место. Такое зверьё нужно безжалостно уничтожать, и никак иначе.

Герой Нисона - тоже "плохой парень". Он мафиозный киллер. Последнее наёмное убийство в его исполнении мы ещё застанем и увидим. Но, в отличие от будущих противников, у него есть базовые принципы, он человек - а не отморозок. Хотел бы отойти от дел, заняться огородом, как обычный пенсионер, но... Столкнувшись со злом и насилием, запредельными даже по меркам наёмного убийцы, он ввязывается в последнюю схватку. В сравнении с фанатиками из ИРА он - ангел. Карающий ангел. Ангел смерти.

Повторю, что это не экшн. Это жёсткая драма. Жестоких сцен хватает, но их ровно столько, сколько требуется для сюжета. Нет любования насилием. Взорвано столько, сколько нужно, и пристрелены те, кто заслужил.

Нарочито скупая манера исполнения ролей Нисоном и его земляками подчёркивает обыденность и привычность жестокости, поселившейся в их родном краю. На "специально приглашённую звезду", "нашу знаменитость" Лиама здесь никто специально не наигрывает. Актёры во второстепенных ролях не менее интересны. Все крайне естественны.

"Вашингтонский обком", или кто там сейчас следит за соблюдением расовых/гендерных и прочих "норм" в кино, снятую на окраине Европы картину явно упустил из поля зрения. Главная антагонистка тут - сильная, независимая женщина. С первых же минут хочется стереть эту тварь с лица Земли.

Обязательный негр присутствует (в маленьком бедном ирландском городке 70-х, что он там забыл?), но, спев и сплясав, бесследно растворяется. Прямо как в фильмах тех лет. Персонаж с едва приметными сексуальными отклонениями безжалостно уничтожается, стоило ему только свои намерения по отношению к ребёнку слегка обозначить.

Старая провинциальная школа как есть. Мало сейчас таких фильмов, прямо и чётко декларирующих главные ценности. Что добро должно быть с кулаками. Что мирные люди имеют право жить в мире, и никто не вправе за них решать, как им жить и когда умирать. Что жертвовать собой нужно ради людей, а не ради идей. И так далее. Добротно это всё воплощено.

Ян Веснянскийрекомендует
Читать все отзывы 8
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 8
Смотрите также