Это первая прочитанная мной феминистская книга, авторка которой придерживается явно консервативных взглядов. Если Вам подобное мировоззрение не близко, как и мне, то скорее всего вы не согласитесь с большинством идей Луизы Перри.
Как обычно, начнем с положительного.
ЧТО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ.
Идея книги.
Аннотация побудила меня к чтению книги, тема сексуальной революции актуальна для меня и многих современных женщин. Тем не менее мои ожидания от книги совсем не совпали с реальностью.
Отказ от мрачного сексуального традиционализма прошлого – однозначно положительный момент. Сексуальная революция позволила нам наслаждаться пьянящей смесью эротической свободы и личной автономии. Ведь так? «Нет», – утверждает Луиза Перри. Образ аморального распутника и бездушное разочарование либерального феминизма в нашей современной гиперсексуализированной культуре приносят больше вреда, чем пользы. Главные победители в новом мире грубого секса, культуры сексуальных отношений и повсеместного распространения порно – это крошечное меньшинство высокопоставленных мужчин, а не женщины, вынужденные мириться с излишествами мужской похоти.
Употребление феминитивов.
Феминитивы используются в произведении, но далеко не везде, где нужно. Поэтому перевод выглядит странно, так как где- то по отношению к женщинам феминитивы употребляются, а где- то - нет. Переводом занимались мужчины.
Разбор исторических событий.
Авторка пишет об истории сексуальной революции. Большое внимание уделяется ее причинам, социальным и технологическим, и влиянию новой сексуальной культуры на женщин.
Ссылки на феминистские книги.
Луиза Перри затрагивает влияние феминистских книг прошлого на развитие феминизма как политического движения. Это для меня послужило рекомендацией к прочтению некоторых книг.
Идеи феминистских книг подвергаются анализу со стороны авторки "Темной стороны феминистской революции".
Критика либерального феминизма.
Авторка критикует это движение за поддержку порнографии, проституции и преподнесения сексуализации женщин в качестве "женского освобождения".
Критике либфема посвящены главы 3,5,6 и 7. С написанным в данных главах я скорее согласна, чем не согласна, хотя и в этих частях книги не обошлось без аргументации через эволюционную биологию и цитаты консерваторов.
Мне очень понравились аргументы построенные на сравнении форм угнетения женщин прошлых лет и современности. Они прекрасно показывают, что в наше время угнетение женщин приобретает новые формы, но не теряет своей сути.
Например, в 50-х годах прошлого века в журналах публиковались руководства для домохозяек, а сейчас публикуются руководства по тому, как доставить удовольствие в постели. Они оба созданы для того, чтобы склонить женщин к обслуживанию мужчин: экономическому или сексуальному. Однако первое руководство критикуется либфем как навязывающее патриархальные стандарты, а второе воспринимается ими же как освобождающее.
Много внимания Луиза Перри уделяет критике опасных для женщин сексуальных практик, таких как БДСМ или анальный секс. Эти практики активно поддерживаются компаниями, специализирующимися на производстве порно. Авторка показывает изнанку жизни порноактрисс и проституированных женщин, а также раскрывает тему того, как порнокомпании втягивают женщин в эту индустрию.
В доказательство опасности порноиндустрии и проституции для женщин авторка приводит в пример много статистических данных, с которыми тяжело спорить, и рассказов жертв.
ЧТО МНЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ.
Биологизаторство.
80% аргументов в этой книги исходят из эволюционной биологии. Зачастую авторка берет данные о природе человека, описанные исследователями- мужчинами и давно опровергнутые исследовательницами- женщинами.
В некоторых случаях Луиза Перри отвергает или сильно недооценивает влияние социализации. Например, она говорит, что женщины от природы в несколько раз слабее мужчин, совершенно игнорируя женскую социализацию, УВ при которой девочкам из каждого утюга твердят о их слабости. Женская социализация говорит женщинам быть слабее мужчин и соответствовать мужским нереалистичным стандартам красоты, ради этого женщины отказываются от спорта и нужного им количества пищи. Именно из- за социализации большинство женщин слабее мужчин, а не от природы.
То же самое с низким представительством женщин в НТИМ (наука, технологии, инженерия, математика). Каждая из нас слышала, что эти области - не женское дело. К тому же истории хорошо известен тот факт, что мужчины склонны вытеснять женщин из высокооплачиваемых областей, какими на сегодняшний день являются НТИМ. Например, на заре программирования, когда эта область была низкооплачиваемой, большую часть программисток составляли женщины, теперь же программисты часто получают большие зарплаты, а программирование - "не женское дело".
Некоторые биологизаторские размышления Перри совсем уж странные.
Она утверждает, что мужчины с широкими плечами - эталон привлекательности многих культур настоящего и прошлого, поэтому якобы они более успешно прошли естественный отбор. Однако далеко не во многих культурах такие мужчины считаются привлекательными. Например, в некоторых современных странах Азии считаются привлекательными худые мужчины, в Европе ранее считались привлекательными "женственные" мужчины в яркой одежде. Исключений слишком много, поэтому нельзя говорить о большей биологической приспособленности таких мужчин.
А некоторые мало того, что странные, так ещё и опровергаемые самой авторкой. Например, Перри говорит, что склонность женщин к БДСМ частично может быть биологической. Это она объясняет тем, что женщинам нужен тот, кто будет к ней сильно привязан, а в кинематографе, литературе и других областях современной культуры часто садисты показаны сильно привязанными к своим жертвам. Но потом она сама же говорит, что в жизни зачастую садисты изменяют своим жертвам. Причем тут биология, если по мнению самой же авторки причина склонности женщин к БДСМ лежит в культуре, романтизирующей садизм?
Всего уже не вспомню, но многие ее биологические аргументы выглядели максимально нелепо и их можно оспорить.
Плохое знание феминистских теорий.
Авторка рассуждает о либеральном и радикальном течениях феминизма, но многое выдает, что она не совсем знает о чем говорит.
Далеко не все радфем придерживаются антинаталистской позиции, и это не противоречит идеям радфема.
Аргументы в пользу теории гендерных социализаций, поддерживаемой радикальными феминистками, Луиза Перри видимо тоже не знает. Она считает, что теория социализации не может объяснить почему большинство изнасилований (которые ,как считают радикальные феминистки, не про секс, а про власть) совершается в отношении девушек молодого возраста. Как раз таки может. Ведь именно в молодом возрасте женщину проще подчинить своей власти ввиду ее несостоятельности и неопытности. А почти полное отсутствие сексуализированного насилия со стороны женщин и то, что почти все жертвы сексуализированного насилия - женщины ещё раз доказывает, что в основе изнасилований лежит власть, а не секс. Ведь сексуальное влечение присуще обоим полам, но женщины в отличие от мужчин не стремятся к получению секса через насилие, характеризующееся отношениями власти и подчинения.
Вера в хороших мужчин и справедливый мир.
Складывается впечатление, что представление авторки обо всем мире очень романтизировано. Особое место ее взгляде сквозь розовые очки занимают мужчины и былые времена.
Разберём подробнее некоторые из заблуждений.
• Луиза Перри призывает мужчин быть "рыцарями", а женщин - выбирать тех мужчин, что хотят вести себя "по- рыцарски".
Однако представление о рыцарях, как о галантных мужчинах, готовых наизнанку вывернуться ради руки прекрасной дамы, очень далеко от реальности. Это подтверждено множеством исторических источников.
Рыцарство можно также рассматривать как кодекс поведения и чести, соблюдение которого предписывалось средневековым рыцарям. Фактически этот кодекс соблюдался редко, но, благодаря куртуазной литературе, в массовом сознании сформировался романтический образ галантного рыцаря, а само слово «рыцарь» со временем стало синонимом человека благородных нравов.
- Авторка считает, что распознать сексуально- агрессивного мужчину легко.
На самом деле это далеко не так. Подавляющее большинство агрессоров отлично умеют манипулировать. В первые встречи с женщиной наиболее агрессивный мужчина скорее всего будет вести себя очень даже "по- рыцарски", чтобы завоевать доверие и привязанность будущей жертвы.
Если бы распознать агрессора было очень легко, то мы бы не знали множества историй, где любящий парень неожиданно превращался в домашнего тирана.
- Луиза Перри советует женщинам избегать незнакомцев, выглядящих опасно, но при этом советует строить близкие отношения с мужчинами, а именно вступать в брак.
Однако, согласно докладу ООН 2022 года, наибольшее количество убийств женщин совершается их партнёрами или членами семьи. Большинство из убийц - мужчины.
Из всех женщин и девочек, ставших жертвами преднамеренного убийства в прошлом году, около 56 процентов были убиты их партнерами или другими членами семьи (45 тыс. из 81 тыс.). Это свидетельствует о том, что для многих женщин и девочек дом не является безопасным местом.
Можно возразить, что убийства со стороны интимных партнёров наиболее распространены в странах третьего мира и женщинам из цивилизованных стран, таких как США или Россия, не стоит бояться своих близких мужчин. Для опровержения этого тезиса обратимся к статистике по убийствам женщин в России.
2680 женщин погибли от домашнего насилия в РФ за 2020 и 2021 годы. Это составляет соответственно 70,9% и 71,1% от всех случаев убийств женщин в стране. Статистику обнародовал правозащитный Консорциум женских НПО (занимается юридическим сопровождением жертв домашнего насилия). В августе прошлого года объединение публиковало аналогичную статистику за период с 2011 по 2019 год. Тогда анализ приговоров показал, что за восемь лет в России от рук мужей и сожителей погибли 12 209 женщин.
Согласно этой статистике, в России для женщины риск умереть от рук интимного партнёра или члена семьи сильно выше, чем в среднем по миру. Вышеприведенных статистики показывают, что близкие мужчины являются наиболее частой причиной насильственных смертей женщин. Именно близкие мужчины наиболее опасны для женщин, чем незнакомцы, а не наоборот.
"Исправление" мужчин.
Для начала взгляните на этот отрывок.
Загадка от Жака Фреско: с какой кстати феминистки должны переключить внимание с борьбы за женские права на исправление своих угнетателей? Причем делать это предлагается подвергая себя такому огромному риску как брак с мужчиной.
То, что в культуре моногамных браков мужчины развиваются ради секса и становятся кроткими - очень опасное заблуждение. Взгляните на прошлое. Существует ли хоть одно общество с культурой моногамных браков, где женщины не подвергались насилию со стороны мужчин или подвергались крайне редко? Конечно нет.
Для развеивания мифов о прекрасном прошлом советую прочитать "Жизнь Ивана".
Отвержение всех альтернатив, не соответствующих консервативным взглядам.
Авторка называет нереалистичными все формы отношений между людьми и воспитания детей, кроме моногамного брака просто потому, что они ей не нравится.
Игнорирование проблем традиционных отношений.
Луиза Перри совсем не берет в расчет то, как много бед приносил и приносит женщинам и детям традиционный брак. Даже по этому скриншоту видно, что она и не думает о том, в какое уязвимое положение женщину ставит финансовая зависимость от мужа.
В книге мало говорится о насильственной природе традиционного брака, которого большинство женщин не могли избежать и от которого нельзя было избавиться посредством развода, о изгнании из общества разведенных женщин и прочих прелестях традиционного брака.
Акцент на страданиях угнетателя.
Снова прослеживается риторика того, что именно женщины должны спасти и исправить мужчин. Женщинам, страдающим от многовекового угнетения, снова предлагают заботиться о ком угодно, кроме себя.
Консервативные взгляды и правда в некоторых моментах пересекаются с феминистским. Например, феминистки как и консерваторки критикуют порноиндустрию, проституцию и сексуализации женщин, но согласие с феминистской теорией насчет этих вещей ещё не делает женщину консервативных взглядов феминисткой. Данная книга представляет собой скорее взгляд на проблемы женщин через призму консервативных взглядов, чем феминистский анализ.