Опубликовано 11 Сентябрь, 2024 - 13:02

Я очень люблю фильмы про деятельниц искусства, даже если они являются не более, чем фантазиями режиссёра. Обычно в таких фильмах много скрытых деталей из мира искусства, которые можно заметить только будучи очень наблюдательной.

И одним приятным вечером я открыла для себя американский фильм "Мех: воображаемый портрет Дианы Арбус" (или просто "Мех") от режиссёра Стивена Шейнберга. "Мех" - не биографичная история, а вольная интерпретация возможных мотивов Дианы. По словам создателей картины, фильм представляет собой не традиционное жизнеописание, а фантазию, основанную на предположении о том, что «могло заставить 35-летнюю женщину и мать оставить свою комфортабельную жизнь ради поиска самой себя в творчестве, которое, вероятно, не каждый сможет принять и понять». Вообще Диана была известна своими странными и часто тревожащими снимками.
Фильм основан на книге Патриции Босуорт "Диана Арбус: Биография", но, как подчёркивают создатели, это не традиционная биография, а скорее вольная интерпретация её пути к самостоятельной работе как фотографа. В самом начале картины, режиссёр заявляет, что фильм чествует личность Дианы Арбус, и это чувствуется в каждом кадре.

Но при этом наследники Дианы, которые являются сейчас правообладателями, не разрешили использовать её фотографии в фильме

 

Диана в фильме

Диана, сыгранная Николь Кидман, изображается как женщина, которая ищет себя в мире, где её творческие порывы не всегда находят понимание. Начало фильма нас знакомит с уже трансформированной Дианой, которая едет в поселение Венера для фотосъёмки. Мы видим на ней меховую шубку и её игривый и даже немного дикий взгляд. Кого-то может шокировать, что люди в этой сцене абсолютно голые. Но это также может служить и метафорой об их честности с собой и открытости.

 

За три месяца "ДО"

Тремя месяцами ранее Диана предстает перед зрителем как типичная домохозяйка 50-х годов из богатой семьи: муж, дети, безупречный макияж и причёска, но глаза, полные грусти, выдают её внутреннюю борьбу. Фильм сразу погружает нас в её мир – мир, где внешнее благополучие скрывает внутренние конфликты и неудовлетворённость. Родители Дианы устраивают модный показ для поддержки фотостудии Арбус. Но с первых кадров чувствуется, насколько сильно Диана чувствует себя не в своей тарелке. Её отец старается максимально отрепетировать речь, чтобы всё было идеально. А мать с первой же встрече пассивно накладывает ответственность на Диану за то, что сосед сверху переставляет мебель в день показа. И даже обесценивание платья Дианы, которое сама мама и подарила, только усиливает ощущение давления и лицемерия.

Именно в атмосфере идеальной красоты, моды и напыщенности главная героиня замечает вещи своего соседа и впервые встречается с чем-то настоящим, притягательным и даже уродливым. В тот момент она будто увидела свой маячок. Увидела свой путь.

В сцене, где мужчина публично задаёт вопросы о деятельности и роде занятий Дианы, та теряется и будто осознаёт пустоту и одновременно стыдится своего положения. И жажда познать "настоящее" словно вирус, который всё больше овладевает ею.

Не все кинокритики хорошо восприняли это кино. Но даже в самых критических отзывах на фильм дуэт Николь Кидман и Роберта Дауни-младшего отмечается положительно. Николь удалось передать сложную натуру Дианы: её борьбу с внутренними демонами, её стремление к свободе и самовыражению через искусство, её поиск самой себя. Дауни-младший же воплотил загадочного Лайнела, человека с гипертрихозом, который становится для Дианы проводником в мир странного и необычного, но настоящего и свободного.

 

Культ идеальной красоты обречен на провал

В фильме поднимается тема социальной и культурной стигмы. Диана Арбус очарована "неидеальным" миром и знакомится с людьми, которых часто насильно удерживали и показывали в шоу уродцев, но для многих из них это было единственным способом выжить. Унижение своей личности ради единственного шанса на жизнь. Но отчасти так можно сказать и о героине фильма. Ради благополучия своей семьи она долгое время отказывалась от самой себя. И этот фильм явно показывает, что вне зависимости от роста, количества волос или отсутствия конечностей, это люди со своей душой, переживаниями и желаниями.

Интересуясь "инаковыми" людьми, Диана бросает вызов социальным нормам и предрассудкам своего времени. Её работы и её жизнь – это постоянное стремление понять и принять тех, кого общество часто отвергает.

В фильме Диана постепенно выходит из тени своего мужа, осознавая своё собственное стремление к творчеству, которое не вписывается в традиционные рамки. Эта эмансипация, её стремление к самовыражению через искусство, несмотря на риск потерять семью, делает её историю особенно трогательной и вдохновляющей.

 

Противопоставление миров

Как я уже ранее писала, что обнажённые люди могут иметь больше метафорический смысл. На протяжение всего фильма в разное время идёт противопоставление обычного быта Дианы и новой её жизни. И чем дальше она уходит от норм, тем больше "атрибутов нового мира" у неё появляется.

Первые кадры - обнажённые люди. В следующих сценах идёт модный показ, а именно показ одежды. Но при этом обнажённые - открытые, понятные, принимающие себя и Диану, а общество, озадаченное одеждой - циничное, обесценивающее, материалистское.

Образ Дианы до встречи с Лайонелом практически идеальный и безупречный. А сам Лайонел по общественным меркам уродлив. Мы видим кадры, как Диана бреет ноги и выщипывает брови - избавляется от волос. И тут же в её жизнь врывается человек с гипертрихозом.

Квартира Дианы обставлена в лучшем стиле 50х. Она живёт в аккуратном чистом доме. А квартира Лайонела неоднорода, обшарпана, хаотична, похожая больше на творческий хаос.

И сама Диана изначально показана кроткой, спокойной, но чем больше она трансформируется, тем более дикой становится. Причёска уже без укладки, одежда приятная, а не красивая.

 

Зачем же секс?

Я думаю, что секс в фильме - ещё одна метафора. Когда Диана дошла до того состояния, когда уже готова войти в мир неидеальности, а Лайонел решил хоть раз в жизни быть "нормальным" и избавиться от волос, произошёл этот переход в виде секса. Они будто обменялись мирами.
Интересно, что чтобы Лайонел смог соответствовать общественным нормам, ему пришлось получить много порезов от бритвы. Как будто он снял с себя шкуру, оставив на себе шрамы. Такими же шрамами для Дианы можно считать её семью.

После избавления от волос Лайонел дарит шубку из них Диане, что может быть как раз тем финальным переходом, после которого Диана её больше не снимает.

Их знакомство, словно вектор, идущий в разные стороны, но пересекающиеся в точке. Диана из идеального мира и Лайонел из мира уродцев живут разными жизнями не зная друг друга. Далее Диана приближается к миру уродцев, сбегая от семьи, а Лайонел приближается к идеальному миру и избавляется от волос. И в финале, Диана в меховой шубке уже не может прийти к себе домой, оставаясь в квартире Лайонела в мире уродцев, а Лайонел пропадает из её жизни в идеальном мире. Вместе с шубкой Лайонел передал Диане свободу, о которой та мечтала, и сам захлебнулся от ограничивающей болезни.

 

Красивая и нереальная фантазия

Книга Патриции Босуорт "Диана Арбус: Биография" является основным источником вдохновения для фильма, однако, как уже было сказано, фильм не является буквальным пересказом её жизни. Он больше похож на художественное размышление, что позволяет зрителю увидеть её внутренний мир. Книга же более детально описывает её жизнь, отношения и профессиональный путь. Тем не менее, и книга, и фильм объединяет одно: оба источника чествуют удивительную женщину, которая, не боясь осуждения, выбрала свой путь и оставила незабываемый след в мире искусства.

"Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус" – это не просто фильм о деятельнице искусства, это фильм о человеческой природе, о том, как важно быть верной себе и своим мечтам. Он вдохновляет, заставляет задуматься и, возможно, даже изменить своё отношение к миру и к себе. Это картина, которая заслуживает внимания и оставляет после себя глубокое впечатление.

Надеюсь, моя рецензия поможет вам лучше понять и оценить этот необычный и трогательный фильм.

Достоинства
  • Отличная игра Дауни-младшего и Кидман
  • Простое, понятное повествование
  • Хорошая репрезентация людей с инвалидностью и забо
Недостатки
  • Их нет
marishka-veselushkaрекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также