Опубликовано 1 Октябрь, 2019 - 18:06

  • Опыт использования:
    год или более

Как, здесь ещё нет этого легендарного фильма Леонида Гайдая? Теперь есть! Порядок.

В СССР роман "12 стульев" экранизировали дважды: в 1971 и в 1976. Режиссёрами выступили Леонид Гайдай и Марк Захаров соответственно (мой отзыв на "12 стульев" от почившего на днях Захарова можно прочитать тут). До сих пор ведутся жаркие дискуссии о том, чей же фильм всё-таки лучше, и я отдаю предпочтение гайдаевскому, ибо тут прекрасно всё.

И начну я с главного героя, блистательного Остапа Бендера, этого ловкого красавца с черкесским лицом. Сын турецко-подданного, между прочим! А знаете ли вы, что сын турецко-подданного означает не "сын турка", но "сын уехавшего в Палестину еврея"? Да, речь идёт о еврее. Кроме того, изначально образ Остапа и был списан с еврея по имени Осип Шор, брата одного из одесских знакомых Ильфа и Петрова. Но, естественно, остаповские приключения и сравнительно честные способы отъёма денег у населения авторы позаимствовали не только у Осипа. Бендер трикстер и плут, но, как бы то ни было, ему симпатизируешь, за него болеешь и переживаешь. Арчил Гомиашвили ("Мимино") в экранизации Гайдая - идеальный Бендер, будто сошедший со страниц романа. Его внешность, его манеры, его подвижность, его обаятельность подкупают с первых минут. Арчила дублировал другой актёр, если мне память не изменяет, причиной тому послужил сильный грузинский акцент. Получилось в любом случае очень здорово. Второй значимый персонаж - Ипполит Матвеевич Воробьянинов, или Киса. Гигант мысли, отец русской демократии! До революции 1917 года - повеса-аристократ, потом - скромный служащий регистратора ЗАГСа в затхлом уездном городишке. Приезжает обратно в Старгород за двенадцатью стульями из своего особняка, точнее, за спрятанными в них ценностями. Как человек несамостоятельный и изнеженный, Киса понимает, что без помощника ему не обойтись, а посему соглашается на условия Остапа. Мой нижайший поклон Сергею Филиппову ("Собачье сердце", "Иван Васильевич меняет профессию"), он прекрасно исполнил роль стареющего дворянина, плохо осознающего реалии двадцатых годов. Как же Ипполит Матвеевич желает бросить пыль в глаза молоденькой Лизе (Наталья Варлей)! Актёр чудесно передал чувства своего героя и в дорогом ресторане, и на улице Пятигорска. Каково барину милостыню просить? Благодаря Сергею Филиппову зритель осознаёт, что образ Кисы не просто комический, а трагикомический. Однако "12 стульев" не были бы теми самыми любимыми всеми "12 стульями" без отца Фёдора. Наверняка помните этого предприимчивого священника, эдакого Остапа Бендера наоборот. Бизнес-идеи сыпались из него как из рога изобилия, но неизменно заканчивались ничем. Мечты жить хорошо упорно не оставляют незадачливого священника, поэтому он ввязывается в очередную авантюру. Составит ли он достойную конкуренцию великолепному Остапу? И не знаю, как сам отец Фёдор, но Михаил Пуговкин ("Иван Васильевич меняет профессию") смотрится в кадре ничуть не хуже Гомиашвили и Филиппова. Это тот самый поп из романа, каким он и должен быть: бородатый, добрый с виду, однако есть в нём хитринка и неутомимая жажда богатства. Мой любимый эпизод с отцом Фёдором - сцена на даче Брунса (Владимир Этуш). Дуэтом Пуговкина и Этуша можно полюбоваться и в "Иване Васильевича", но в "12 стульях" он абсолютно неподражаем. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!Не могу обойти вниманием и второстепенных героев. Воробьяниновский дворник Тихон в исполнении Юрия Никулина ("Бриллиантовая рука") - умора. Его жалобный взгляд, которым он провожает бутылку водки, торчащую из кармана Бендера, пьяные речи, восхваляющие барина из Парижа не дадут заскучать. Да, Гайдай убрал книжные похождения Тихона, правда, фильму это не повредило. Мадам Грицацуева...Могу ли я представить кого-то вместо Натальи Крачковской? Нет. Ильф и Петров, видимо, создавали исключительно комическую героиню. Богатая телом вдова средних лет хочет видеть рядом с собой мужское плечо, и вот он, красавец Остап Бендер с романтичной серенадой и гитарой наперевес. Разумеется, сердце мадам тает, и не догадывается она, что обаятельный обманщик любит только деньги. Грицацуева и Гомиашвили в роли супружеской пары...Нет, нет, это невозможно описать. И сцена у вдовы, и сама свадьба, и Дом народов выше всяческих похвал.Леонид Гайдай тоже сыграл в своём фильме. Ему досталась роль архивариуса Варфоломея Коробейникова, тощего вертлявого дедка, хранящего ордера на мебель. К нему-то и обращаются Бендер и отец Фёдор. Режиссёр очень тонко уловил суть своего персонажа и верно её передал. Его мимика неповторимая, а роль запоминающаяся, пусть и пробыл Коробейников в кадре совсем недолго.

Кроме того, Леонид Гайдай использовал в "12 стульях" интересный приём. Он показал то, что происходит в голове у того или иного персонажа. Так, грёзы Кисы о мадемуазель Фифи,

галлюцинации отца Фёдора, забравшегося на гору, фантазии одноглазого шахматиста (Савелий Крамаров)помогают лучше понять героев.

В "12 стульях" отлично показана атмосфера двадцатых годов, этих страшных лет, когда молодая страна голодала, переживала Гражданскую войну, когда классовая ненависть достигла своего пика,

а аристократия тщетно пыталась вернуть себе власть. Фильм динамичен. Режиссёр убрал определённые сцены из книги, так, например, не показано прошлое отца Фёдора или Ипполита Матвеевича. Также нет некоторых героев, скажем, Безенчука или воробьяниновской соседки Катерины. Её реплики в кинокартине достались попадье. Елена Станиславовна не гадала мадам Грицацуевой, лексикон Эллочки претерпел изменения, и, что самое интересное, экранизация от этого не проиграла. А вот масштабность Гайдай оставил, видно, что "12 стульев" снимали не только в Москве. А юмор, юмор шикарен! Картина полностью оправдывает свой жанр.Конец Леонид Гайдай не изменил. Да, тот самый эпизод со склонённым у своего стула Ипполита Матвеевича, я даже процитирую.

И он закричал.

Крик его, бешеный, страстный и дикий - крик простреленной навылет волчицы, - вылетел на середину площади, метнулся под мост и, отталкиваемый отовсюду звуками просыпающегося большого города, стал глохнуть и в минуту зачах.

Это одна из самых сильных сцен как в книге, так и в фильме. Страдания, чувство беспомощности и несправедливости захлёстывают аристократа с головой, поневоле хочется посочувствовать Кисе, пусть Бендер куда приятнее его. Знаете, я поверила Филиппову. Все внутренние переживания отразились в его крике, его взгляде, его нервных жестах.

Кино навсегда!

Заседание считаю закрытым, спасибо за внимание!

Nika Vorozhtsovaрекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
01.10.2019
классный отзыв, спасибо! 😉 кстати, Этуш - воевал здесь, на моей родине(Запорожская обл)
01.10.2019
Даже не знала, что он воевал
01.10.2019
Великие актеры, еще настоящее кино и оба фильма, моментально растащенные зрителями на цитаты!! Отличный отзыв, может, вдохновит молодежь на просмотр!)
01.10.2019
Я сама молодёжь 😁
Молодые любят этот фильм. Хотя, может, я просто в таких кругах вращаюсь
02.10.2019
Вы - правильная молодежь!;)))
02.10.2019
Спасибо 😁
04.10.2019
😁 😉 😉
Прочла книгу, теперь смотрю фильм. Очень нравится. Остап бесподобен! Ваш отзыв отразил самую суть!
Другие отзывы
Смотрите также