Опубликовано 11 Сентябрь, 2018 - 17:45

  • Стоимость:
    98 руб

А не замахнуться ли мне на «Золотого теленка», подумала я. И замахнулась. Тем более, что замахнуться следовало уже давно - несмотря на то, что первая история о товарище Бендере была прочитана мной десятки раз и едва ли не выучена наизусть, с её продолжением или, как нынче модно говорить, сиквелом, я до недавнего времени была знакома только понаслышке.

Знакомиться с ним я не спешила в первую очередь по причине того, что не очень-то люблю продолжения тех историй, которые, на мой взгляд, продолжения и не требуют. А в финале «Двенадцати стульев» Киса Воробьянинов настолько эпично расправился со своим соратником, что более жирную и органичную точку в этой истории и представить себе невозможно. Казалось бы - что здесь можно еще добавить? Однако авторы решили иначе - и перед нами вновь появляется уже полюбившийся герой, воскресший, немного потрепанный, но тем не менее, по-прежнему живой и готовый к новым свершениям на криминальной ниве.

И. Ильф, Е. Петров. "Золотой теленок". Издательство "Эксмо", серия "Сто главных книг", год издания - 2017.

Во второй книге дело Остапа Бендера все так же живет и процветает, и армия его последователей и соратников неуклонно растет - на смену предводителю уездного дворянства приходит целая «бригада» новых колоритных персонажей, наблюдать за приключениями (вернее, злоключениями) которых оказалось не менее интересно и увлекательно.

Здесь я вновь нашла и то, что мне так полюбилось в первой части - это удивительно яркое описание второстепенных героев, настолько изумительное, что и второстепенными их назвать язык уже не поворачивается. По моему скромному мнению, именно эти типажи и составляют как минимум 80 процентов успеха обеих книг. Чего стоят только такие личности как Хворобьев, Ухудшанский, Кукушкиндт, Серна Михайловна, Плотский - Поцелуев, Васисуалий Лоханкин и многие другие - на лице невольно появляется улыбка сначала от их заковыристых фамилий, а затем и от их кратких (и не очень кратких) жизнеописаний, ни в чем не уступающих предшественникам из «Двенадцати стульев» - Эллочке-Людоедке и прочим.

Издание выпущено в мягком переплете. В оформлении обложки был использован кадр из фильма "Золотой теленок"

А вот образ самого главного героя претерпел значительные изменения. После первой части об Остапе Бендере у меня сложилось вполне конкретное, и, казалось бы, непоколебимое мнение. Он казался не просто обаятельным мошенником, но буквально гением, полностью оправдывающим свое звание «великого комбинатора», с четкими задатками лидера, умеющим найти оригинальный выход из любой, даже самой затруднительной ситуации.

«Золотой теленок» полностью развенчивает этот образ. Поступки Бендера перестают казаться логичными и продуманными, он часто теряется, делает скоропалительные выводы и совершает настолько нелепые ошибки, что читателю иногда даже становится за него обидно. А уж на фоне действительно «великого» комбинатора - подпольного миллионера Корейко - он и вовсе начинает казаться мелкой сошкой, не гнушающейся опуститься до банального вымогательства.

Именно в сравнении с Корейко понимаешь, насколько «мелко плавает» Остап. Пока последний потратил уйму времени на глупую гонку за какими-то мифическими стульями, в которые и запрятаны-то были всего двести тысяч, первый сумел к своим тридцати восьми годам сколотить вполне себе солидное подпольное состояние в десять миллионов, да к тому же на таких аферах, которые Бендеру даже и не снились.

Заработать на продаже ворованных лекарств во время эпидемии тифа, провернуть феноменальный отъем государственных денег на постройке электростанции и наладить прибыльное производство фиктивных «химикалий» из обычной воды - это вам не в гарнитуре мадам Петуховой ковыряться и не за сына лейтенанта Шмидта себя выдавать, чтобы пару рублей на хлебушек «заработать».

Родись Корейко на пару-тройку десятилетий позднее описанных в книге событий и попади его молодость на 90-е - быть ему уважаемым олигархом, возглавлять список Форбс и недвижимость в Лондоне скупать. Но увы - советские реалии не только не дают ему почувствовать себя «хозяином жизни», но и вовсе могут этой жизни лишить. Вот и приходится ему маскироваться, ждать наступления лучших времен и попутно отбиваться от любителей легкой наживы вроде Остапа.

Объем книги - 416 страниц

Насколько крупными кажутся аферы Корейко, настолько незначительными и глупыми кажутся по сравнению с ними все потуги Бендера по осуществлению своей детской мечты о сказочном Рио-де-Жанейро. Остап выступает своего рода антиподом подпольного миллионера, этаким мошенником-мечтателем, которому не чуждо ничто человеческое. В «Золотом теленке» Бендер становится гораздо более гуманистичным, в нем просыпаются простые человеческие чувства - он сочувствует своим новым соратникам, пытается помогать им, влюбляется в «нежную и удивительную» Зосю Синицкую и даже задумывается о смысле жизни. Последний факт уж точно совершенно не вяжется с его прежним образом. Но тем интереснее наблюдать за противостоянием Бендера и Корейко, тем живее и ярче интрига - сможет ли Остап добиться своей цели? Кто из двух комбинаторов выйдет из этой схватки победителем? И смогут ли деньги принести счастье хоть кому-нибудь из героев?

И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок" Аннотация.

Уникальность этой книги, на мой взгляд, проявляется и в том, настолько тонко здесь подмечены и описаны те вещи, что с годами остались в нашей жизни практически неизменными.

Здесь мы можем видеть и офисный планктон в виде доблестных сотрудников предприятия «Геркулес», и собрания собственников жилья на примере испорченных квартирным вопросом обитателей «вороньей слободки», и проворовавшегося чиновника, скрывающегося от правосудия в психбольнице, фирму-однодневку «Рога и копыта». И, конечно же, мой любимый образ - живущего за счет жены диванного революционера Лоханкина (такой типаж, к сожалению, в современной жизни встречается даже значительно чаще, чем во времена Ильфа и Петрова, ему здесь на диване только ноутбука и нытья на форумах для полной картины не хватает). Авторы били сатирой по современному им обществу, а получилось, что заглянули на много-много лет вперед и проехались и по тому обществу, что существует в России и сейчас.

Шрифт достаточно крупный, к печати никаких нареканий нет. А вот качество переплета немного хромает - книга очень быстро начала "терять" листы.

В других отзывах на "Золотого теленка" было высказано мнение о том, что книга на сегодняшний день уже устарела. Вот с этим согласиться я никак не могу. Да, действие сюжета разворачивается в 1930 году со всеми вытекающими отсюда "коммунистическими" последствиями. Но здесь они - не более чем фон для развития событий, которые сложно привязать к какому-нибудь определенному временному отрезку. Авторами в этой книге в первую очередь высмеиваются человеческие пороки - жадность и глупость, и уже только потом - коммунистический строй. С тем же успехом можно было бы сказать, что "Война и мир" Л.Н. Толстого больше не актуальна и давно устарела, потому что дворянство как класс исчезло в 1917 году. В том и состоит притягательность и бессмертие таких книг - времена могут меняться, но определенные типажи описанных в них людей и по прошествии столетий остаются прежними. Да что там люди - читая эти строки и не зная источника легко можно обмануться и предположить, что это написано вчера, а не почти девяносто лет назад:

Между древним Удоевым, основанным в 794 году, и Черноморском, основанным в 1794 году, лежали тысяча лет и тысяча километров грунтовой и шоссейной дороги.

За эту тысячу лет на магистрали Удоев-Черное море появлялись различные фигуры. Двигались по ней разъездные приказчики с товарами византийских торговых фирм. Навстречу им из гудящего леса выходил Соловей-разбойник, грубый мужчина в каракулевой шапке. Товары он отбирал, а приказчиков выводил в расход. Брели по этой дороге завоеватели со своими дружинами, проезжали мужики, с песнями тащились странники.

Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие, были усмирены картофельные бунты. Люди научились брить бороды. Полетел первый воздушный шар. Были изобретены железные близнецы-пароход и паровоз. Затрубили автомашины.

А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике.

Книга, безусловно, гениальна, и разобрана на цитаты далеко не зря. Однако свои минусы в ней тоже есть. Временами некоторые повороты сюжета кажутся немного "сыроватыми", как будто авторы хотели сказать что-то еще, но не сумели должным образом выразить мысль. А с концовкой и вовсе вышла полная неразбериха - нам на суд предлагается два абсолютно разных варианта завершения книги. Один из них - тот, что вышел в окончательном варианте произведения. Второй - альтернативный, задумывался Ильфом и Петровым в черновом варианте, но впоследствии был ими забракован (и, на мой взгляд, совершенно справедливо). Но, как бы то ни было, современные издатели предлагают нам оценить обе концовки и к каждой из них у меня очень много вопросов.

Так стоит ли читать "Золотого теленка", эту советскую сатиру 30-х годов в веке 21-м? Безусловно! Ради искрометного юмора, шикарных цитат, потрясающих героев и тех минут ни с чем не сравнимого удовольствия, которое получаешь каждый раз при чтении произведений легендарного тандема. И хотя до блистательных "Двенадцати стульев" "Золотой теленок" все же немного недотягивает, это не мешает ему быть одним из тех немногих действительно качественных произведений, которые все так же будут актуальны и любимы читателями не только сейчас, но и многие десятилетия спустя.

Достоинства
  • Актуальность
  • Интересный сюжет
  • Неповторимый стиль изложения
  • Новая встреча с полюбившимся героем
  • Удивительно тонкое описание второстепенных героев
  • Юмор
Недостатки
  • Две смазанные концовки
  • Сюжет временами затянут
Adinkraрекомендует
Читать все отзывы 29
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
11.09.2018
Хорошо написали, согласна с вами. А что "не дотягивает", так ведь немного другой формат. В стульях О.Б. моложе, задорнее, веселее. А в теленке - совсем другие дела. В рогах и копытах юмор уже специфический Smile
Мне первая книга больше нравится, в Золотом теленке Остап другой.
Пожалуй, надо бы перечитать.
Мне тоже так кажется. Комбинатор, как-то перестал быть великим, и у него в Теленке так много промахов, что прямо подсказать хочется как поступить)
И концовка книги не особо порадовала, я в юности думала, что он все же отправится в Рио) (ну или его убьют)
13.09.2018
Даже не знаю, что я ожидала от концовки, но определенно чего-то другого Smile . А альтернативный романтический конец вообще убил Smile
12.09.2018
Читала с интересом ваш отзыв)
12.09.2018
Хорошая книга)
12.09.2018
Увидела ваш отзыв, подумалось что ни разу не читала эти книги. Кино - много раз, а книгу нет.
13.09.2018
А я, наоборот, фильм не видела ни разу Smile
13.09.2018
Его ж часто крутят по телеку, как у вас вышло его ни разу не посмотреть?))
13.09.2018
А я не очень люблю эту книгу.
13.09.2018
Одна из моих любимых книг.
13.09.2018
Захотелось даже перечитать эту книгу и «Двенадцать стульев» Smile
17.09.2018
К своему стыду не читала "Золотой телёнок". И Вы абсолютно правы в том, что классика актуальна всегда. За это я и люблю, и читаю классику.
18.09.2018
помню в детстве читала это произведение.
эта книжка очень выделялась на полке, т.к. была ярко-красного цвета.)
19.09.2018
Он казался не просто обаятельным мошенником, но буквально гением, полностью оправдывающим свое звание «великого комбинатора», с четкими задатками лидера, умеющим найти оригинальный выход из любой, даже самой затруднительной ситуации.
Этот образ Остапа Бендера мне лично нравился гораздо больше Smile
28.09.2018
я еще фильм люблю смотреть.. такие фразы - просто золото
05.10.2018
Тоже хочу прочитать, но фильм уж очень скучный. Теперь точно прочитаю.
09.02.2019
Шедевр на все времена!)
29.05.2019
Замечательный отзыв! Только мне бы хотелось немного оправдать Остапа) Вы совершенно верно заметили, что в "Золотом теленке" Остап становится более человечным. В "12 стульях" это несколько условный персонаж, хотя и там ведь у него не все получается (аукцион, например, хотя он проигрывает его из-за Воробьянинова), да и заканчивается все сами знаете как. Остап оказался удивительно наивен в отношениях с Кисой и не заметил в нем перемены.

А что до "Золотого теленка", то как кто-то сказал, что здесь Остап - это человек, которого уже убивали. Поэтому он совсем другой. Более циничный и жесткий сначала, хотя в конце мы видим, что под этой внешней жесткостью скрывается мятущаяся и одинокая душа. Невероятно жалко его в конце! Я не соглашусь, что он менее талантлив здесь, ведь он даже сценарий может написать за ночь, да и провести такое расследование дела Корейко баз таланта невозможно. И ведь он побеждает! Добивается своего! Другое дело, что он тратит свой талант не на то, и встраиваться в эту систему не хочет, и выбраться из нее не может... Сам совершенно запутался в жизни. Вы правы, он артист и мечтатель, которому важен процесс... Сложный персонаж и потому такой интересный))
Другие отзывы
Читать все отзывы 29
Смотрите также