Часто, ой как часто экранизацию сравнивают с первоисточником, если он есть. В основном говорят, книга лучше фильма, однако бывает и такое, что людям нравится как произведение, так и кинолента. Яркие примеры: "Гарри Поттер и философский камень", "12 стульев" и..."Собачье сердце". О последнем фильме мне бы и хотелось сегодня поговорить.
Итак. Двадцатые годы двадцатого века. Страна только-только закончила Первую мировую и гражданскую войны, пережила голод. Строилось новое государство под названием СССР (Союз Советских Социалистических Республик). Благодаря просвещению народных масс и революции 1917 года в России начал поднимать голову рабочий класс, проще говоря, пролетариат. Нищий пролетариат испытывал животную ненависть к проклятым буржуям, мечтая взять всё и поделить, и вскоре пришло царство Великого Хама, и остатки недобитой аристократии эмигрировали кто куда.
Михаил Булгаков написал антикоммунистическое
"Собачье сердце", красочно изобразив неприглядный быт той эпохи. В конце восьмидесятых было решено снять фильм по мотивам повести, и за дело взялся
Владимир Бортко (
"Мастер и Маргарита"). Кинокартина была снята на чёрно-белую плёнку.
Первое, на что лично я обратила внимание - идеально воссозданная атмосфера двадцатых годов: дома с облупленной краской, одежда того времени, очереди в столовую, старые трамваи, поющие красноармейцы...И среди всего этого безобразия несчастный голодный бездомный пёс Шарик, главный герой "Собачьего сердца". Закадровый голос озвучивает собачьи мысли, таким образом, в повествование вносится ещё больше ясности и даже толика юмора. А сам Шарик очень-очень милый! Только с котами не ладит.
Судьба порой бывает милосердна, и вот бродячему кобелю предоставляется шанс вытянуть счастливый билет. Его замечает светило медицины, знаменитый врач
Филипп Филиппович Преображенский, тот самый буржуй, коих истово ненавидели в молодом государстве. Профессор проводит эксперименты с вживлением пациентам органов животных, поэтому
Шарик может ему пригодиться.
Евгений Евстигнеев - настоящий профессор
Преображенский! Как он играет, на одном дыхании! В его аристократичность веришь, его чувствами проникаешься,
в его знаменитый монолог о разрухе внимательно вслушиваешься и растаскиваешь на цитаты.
Филипп Филиппович не лишён снобизма, явно положительным героем его назвать нельзя. Он до глубины души презирает пролетариат за невежество и, наверное, не думает, что бытие определяет сознание. Я ни в коем случае не пытаюсь оправдывать адептов идеи со взятием и делением, однако, сидя в уютной богатой квартире и кушая жюльен на обед, гораздо проще научиться хорошим манерам и обрести здравый смысл.
Профессор по-отечески привязан к своему ассистенту, доктору
Ивану Арнольдовичу Борменталю. Молодой человек безмерно уважает
Филиппа Филипповича, всегда ассистирует ему на операциях. Мне очень симпатичен этот герой, как внутренне, так и внешне!
Борис Плотников, к сожалению, других фильмов с ним я не знаю, это настоящий
Борменталь. Интеллигентность во всём, потрясающий ум и большое будущее. Если пролетариат не постарается, конечно.
Филипп Филиппович и
Иван Арнольдович всё-таки решаются на эксперимент и делают из
обезьяны собаки человека. Тем самым выпустив джинна из бутылки, создав не то что
Франкенштейна, но квинтэссенцию невежественного пролетария.
Полиграф Полиграфович Шариков (так он себя назвал) вытирает руки о шторы, пристаёт к женщинам, не имеет никакого образования, и представляет собой чистый лист, чем и не преминуют воспользоваться дельцы от "коммунизма". Втемяшить в голову неграмотного, неимущего, помнящего о голодной уличной жизни
Шарикова (
Владимир Толоконников) ненависть к буржуям проще простого.
И тут на сцену выходит домком
Швондер (
Роман Карцев), чьё имя давно стало нарицательным. Он-то и начинает промывать
Шарикову мозги, чем изрядно портит жизнь и доктору, и профессору. Под влиянием
Швондера бывший пёс начинает позволять себе очень много лишнего.
Также обнаруживается удивительное качество, свойственное, пожалуй, подобному пролетариату в принципе: несмотря на отвращение к буржуям и откровенно свинское поведение, всё равно охота въехать в рай на буржуйском горбу. Сидеть в семикомнатной квартире, даже если
Филипп Филиппович готов снять
Шарикову жильё, приглашать туда людей с социального дна. Я задавалась вопросом, можно ли было научить
Полиграфа Полиграфовича хотя бы самой-самой элементарной вежливости? Я думаю, нельзя. Но и всех собак вешать на пса не стоит, учитывая, чей труп взяли для эксперимента.
К сожалению, высказанная
Шариковым идея отнять и поделить до сих пор находит горячий отклик в сердцах русских людей. Но ведь она глупа и опасна, и...вечна в нашем обществе. Вот никак не может возникнуть в России слой под названием средний класс. Как всегда, разрыв в доходах чудовищный, маленькая кучка людей, постоянно богатея, владеет всеми ресурсами, большинство же успевает оплатить еду и коммуналку и думать, как бы всё отнять и поделить. И начинаются новые бунты, революции, мечта воплощается в жизнь, а в итоге ничего-то и не меняется.
Да, фильм и повесть актуальны по сей день, заставляют задуматься о многом.
Показанные в финале грязные дома с облупленной краской спокойно можно увидеть сейчас в любом городе, даже в
Москве. Двадцатые давно прошли, и идеи
Маркса никто в подъездах рьяно не пропагандирует, однако ощущение, будто разруха тех лет никуда не делась. Она рядом, и, в связи с происходящим сейчас, может объявиться в любой момент.
Прекрасная картина. Заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем страны. В
"Собачьем сердце" чудесная музыка и талантливые актёры, дух того времени отлично передан, собачка славная. Я выражаю благодарность всей съёмочной группе! Подозреваю, подобных фильмов больше не будет.
Спасибо за внимание!