Опубликовано 29 Июль, 2024 - 19:06

  • Стоимость:
    900 рублей

Всем добрый день!

Хочу написать о Выставке - "Что ни опера, то сказка" в усадьбе Римского-Корсакова "Вечаша".

 

Пикалев Михаил Александрович Скульптура "А.С. Пушкин" ХХ век. Дерево, резьба. Псковский музей-заповедник.
И, конечно же, никуда без моего любимого Пушкина.

В начале я напишу все свои впечатления, в конце отзыва будет приведена информация о выставке из официального сайта "Псковского музея-заповедника".

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Палаты царя Берендея. 1885 г. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка".

Коротков Иван Андреевич (1902-1985) Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" 2-ая четверть ХХ в., Россия. Бумага, гуашь. Театрально-декорационное искусство. Корабль у стен города.

Я всем сердцем люблю Вечашу.

Я периодически езжу на дачу к родителям, но не всегда у папы есть время меня отвезти в музей. В этот раз мы были с мужем, он и привез нас. У него это был первый визит данного музея, у меня уже далеко не первый=)

клавир оперы "Снегурочка"

Я безумно рада каждый раз посещать Вечашу. В первую очередь из-за экскурсоводов. Сотрудники очень хорошо знают свое дело. Их безумно интересно слушать, они могут рассказать очень много интересной информации, они открыты к общению, к вопросам, это безмерно радует, когда не просто слушаешь заученную экскурсию а ведешь диалог с экскурсоводом, можешь задавать любые вопросы и получишь на них ответы.

При чем я попадала на разных экскурсоводов, все ведут экскурсию по-своему, поэтому обязательно нужно прийти не один раз, чтобы послушать всех.

Вечаша обладает своей атмосферой. Это удивительное место. В детстве мы ездили купаться на озеро Песно, которое расположено рядом с усадьбой.

Музей в Вечаше мой ровесник, ему тоже 30 лет. Он создавался в 90-ые, в трудное время, были опасения, что ничего не выйдет,но благодаря внучке композитора - Ирине Владимировне Головкиной, у нас есть возможность посетить уникальное место.

 

Алексеев Иван Викторович (1894-1964) Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок". 1931 г., бумага, гуашь, карандаш графитный.

Начинается выставка с кафтана, это часть театрального костюма Ф.И. Шаляпина для роли Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка". Кафтан изготовлен в конце XIX- начале XX века в Москве. Кафтан изготовлен из ткани, декорированной стеклом, метализированными нитями, металлическими пуговицами, вышивкой.

Рядом с кафтаном представлен меч. Он так же был деталью костюма Ф.И. Шаляпина, изготовлен в конце XIX- начале XX века, при чем искусные умельцы сделали его из стекла. Вживую он выглядит очень натуралистично. Деревянная рукоять и сам меч красиво поблескивает под лампами. Единственная мысль, которая меня посетила - как же они его не разбили? Конечно, меч из стали был бы сильно тяжелее, но из стекла он намного более хрупкий. Несмотря на это, его удалось сохранить до наших дней. Низкий поклон перед артистом, реквизиторами и всеми причастными, кто бережно хранил и сохранил этот меч. Данный экспонат привезен из Российского национального музея Музыки в Москве.

Продолжается выставка другими деталями костюма Ф.И. Шаляпина для роли Ивана Грозного, а именно нагрудной цепью. Изготовлена в 1896 г. из стекла и металла. Экспонат также предоставлен Российским национальным музеем Музыки в Москве.

 

Так же частью костюма являются Сапоги, которые Вы можете увидеть на фото. Сапоги изготовлены в конце XIX- начале XX века. Материалы: металл, дерево, кожа, шерсть, хлопок. На подошве имеется надпись: "Шаляпин". Они также предоставлены Российским национальным музеем Музыки в Москве.

Кстати, интересный факт, у нас в театре (Пушкинский театральный центр) костюмер на костюмах вышивает их названия либо номенклатурные номера, это необходимо для инвентаризации и чтобы не перепутать, где чьи костюмы. Прошло больше ста лет, маркировка костюмов практически не изменилась.

Рядом с сапогами стоит кувшин, он является частью реквизита Ф.И. Шаляпина для роли Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка". Изготовлен в 1896 г. в Москве из керамики и позолоты. Участвовал в постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка" Московской частной оперы С.И. Мамонтова в 1896 г.

На этом фото представлены следующие экспонаты:

Парик, борода и усы. Изготовлены во второй половине 1890-х годов в Москве. Экспонаты привезены из Российского национального музея Музыки в Москве.

Пояс так же изготовлен во второй половине 1890-х годов в Москве и привезен из Российского национального музея Музыки в Москве.

Под номером 3 представлено либретто оперы Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка". автор В. Бессель, 1894 г. Бумага, картон, коленкор, печать. Псковский музей-заповедник.

Под номером 4 фото Ф.И. Шаляпина в роли Ивана Грозного. Вторая половина 1890-х годов, Москва, фотопечать. Псковский музей-заповедник.

Кольчуга. Часть театрального костюма Ф.И. Шаляпина для роли Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка". XIX век, Россия. Металл, ткань. Приобретена для спектакля художником К.А. Коровиным.

Шлем. Конец XIX века, Россия. Ткань, металл. Очень ценные экспонаты.

фотографии артистов в опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка"

Также на выставке представлены миниатюрные скульптуры, изображающие персонажей опер «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», созданные талантливыми художниками Дулёвского фарфорового завода О.М. Богдановой и Г.Д. Чечулиной.

Чудо-город. Скульптурная композиция по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Галина Чечулина. 1950-е г. г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Фарфор. Роспись надглазурная, роспись позолотой. Российский национальный музей Музыки в Москве.

Царевна-Лебедь

 

Царевна-Лебедь. Скульптурная композиция по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Галина Чечулина. 1950-е г. г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Фарфор. Роспись надглазурная, роспись позолотой. Российский национальный музей Музыки в Москве.

Три девицы. Скульптурная композиция по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".  Галина Чечулина. 1950-е г. г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Фарфор. Роспись надглазурная, роспись позолотой. Российский национальный музей Музыки в Москве.  

На переднем плане Царь Додон. Позади Шамаханская царица. Скульптурные композиции по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок". Ольга Богданова. 1950-е г. г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Фарфор. Роспись надглазурная, роспись позолотой. Российский национальный музей Музыки в Москве.

Завершением выставки были эскизы декораций и костюмов театральных художников Михаила Кожина, Сергея Николаева, Вадима Рындина, Петра Ламбина.

Николаев Сергей Филиппович (1889-1973). Эскиз декораций к 3 действию оперы Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста". 1939 г. Минск Бумага, акварель, гуашь. Театрально-декорационное искусство. Внутренний вид дома Собакина. Белорусский Государственный академический большой театр оперы и балета.
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). Палаты царя Берендея. Эскиз декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка". 1885 г. Бумага, хромолитография А. Ильина по фотографии А. Вильборга.

Ламбин Петр Борисович (1862-1923). Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка". кон. XIX - нач. XX в., Санкт-Петербург. Бумага, акварель, карандаш графитный, краска серебряная. Театрально-декорационное искусство Бобылиха.
Кожин Михаил Владимирович (1886-1966) Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". 1943-1945 гг. Москва. Бумага, акварель, краска серебряная, карандаш графитный. Театрально-декорационное искусство Царевны-Лебедь.

Праведников Евгений Иванович (1890-1940). Кащей Бессмертный. Иллюстрация к опере Римского-Корсакова. 1944. Москва. Бумага, гуашь, акварель.

 

Описание выставки на сайте [ссылка] "Псковский музей-заповедник":

В 2024 году исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Творческое наследие музыканта включает оркестровые сочинения, кантаты, фортепианные пьесы, романсы. Однако сам Римский-Корсаков считал, что главным жанром в его творчестве является опера.

В Мемориальном музее-усадьбе Н.А. Римского-Корсакова в Вечаше действует новая выставка «Что ни опера, то сказка», посвященная 180-летию со дня рождения великого композитора. Это совместный выставочный проект Псковского музея-заповедника и Российского национального музея музыки (г. Москва) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Основные разделы выставки посвящены важнейшим произведениям Римского-Корсакова, жизни этих произведений на Московских сценах в период Серебряного века и эпохи модерна, а также художникам-модернистам, создававшим эскизы к постановкам опер композитора. Из богатого музейного собрания театрально-декорационной живописи для выставки отобраны эскизы декораций и костюмов к постановкам опер Римского-Корсакова, выполненные русскими художниками разных поколений. Среди них современники композитора – художник Мамонтовской оперы Виктор Васнецов, декоратор Мариинского театра Петр Ламбин и мастера советской эпохи главный художник Большого театра Вадим Рындин, ученики Коровина Сергей Николаев и Иван Алексеев.

Оперы Римского-Корсакова шли не только на сценах Императорских театров, но с большим успехом ставились на сцене Московской частной русской оперы. Премьера оперы «Псковитянка» в Москве в 1896 году, осуществленная основателем антрепризы, известным меценатом, и режиссером Саввой Ивановичем Мамонтовым, стала началом триумфального пути гениального Фёдора Шаляпина.

На выставке экспонируется театральный костюм Шаляпина для роли Ивана Грозного. Все его части – красивый многоцветный кафтан, шлем, пояс из металлических пластин с изображением Георгия Победоносца, тяжелая нагрудная цепь и, в особенности, подлинная хевсурская кольчуга весом восемь с половиной килограммов в целом создают устрашающий образ могучего царя-воина, покорившего вольнолюбивых жителей Пскова. В дополнение к костюму экспонируется бутафорский кувшин – именно его подносила Ивану Грозному псковитянка Ольга; эту роль в Московской частной опере Мамонтова исполняла Варвара Эберле.

Красочным заключительным аккордом звучат скульптуры малых форм, изображающие героев опер «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». Их создатели – известные художники-скульпторы Дулёвского завода Галина Чечулина, дочь знаменитого скульптора Дмитрия Чечулина, автор множества композиций на темы русских сказок, опер, балетов и цирка, а также Ольга Богданова, удостоенная за свои работы бронзовой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Помимо этого, посетители увидят фотографии Н.А. Римского-Корсакова, авторские рукописи и прижизненные издания опер композитора, фотографии Федора Шаляпина в роли Ивана Грозного и многое другое. Мультимедийный ряд выставки представляют фондовые записи из коллекции Музея музыки – арии и симфонические фрагменты популярных опер великого композитора-сказочника.

Достоинства
  • Уникальная выставка
  • Ценнейшие экспонаты
Авриэльрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также