Опубликовано 4 Июнь, 2024 - 14:52

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    250,- руб.

Всем доброго дня!

Раньше мне казалось, что наив - это по большей части какие-то малоопрятные картины с голыми грудастыми женщинами в бане, мужчинами в ушанках-телогрейках и вообще какая-непонятная мазня. Оказалось же, что наив может быть совсем про другое, способен увлекать и очаровывать не меньше академической живописи. Всё дело в авторах, пишущих в этом стиле. По большей части это художники-самучки, пришедшие к живописи совершенно разными путями и в разном возрасте.

Наив - это творчество художников и скульпторов, не имеющих классического художественного образования. Подобно литераторам, пишущим "в стол", они пишут для себя, "для души", потому как не могут удержать свою жажду к творчеству.

В их произведениях не стоит оценивать композицию, знание перспективы, колористику, мазок и силу связи с реальностью. Здесь важно просто нравится Вам или нет.

Наивный стиль живописи отличается невероятной искренностью, непосредственностью, добротой и беззаботностью. Ведь художник пишет не на продажу, не на конкурс, без задачи нравится всем, а просто по велению сердца, потому что не может не.

Познакомиться поближе с миром наива можно в Музее русского лубка и наивного искусства, или кратко в МРЛИНИ. И, поверьте, оттуда сложно уйти без улыбки.

 

Адрес

Музей находится в центре Москвы, в 7-10 минутах ходьбы от ст.м. Тургеневская или Сухаревская и занимает отдельный красный особнячок.

Малый Головин переулок, дом 10.

Работает все дни, кроме понедельника с 12:00 и до 18-21 часа.

Внутри помещение не менее интересно, чем снаружи.

Поначалу даже напомнило детский Дом Пионеров))

У музея имеется ещё два филиала в Измайлово и Новокосино, где я также наметила себе побывать 🙂

 

Экспозиция и время на осмотр

Музей невелик по объему и я рассчитывала скоротать там часок между работой и вечерней встречей, однако так увлеклась, что мне понадобилось почти 1,5 часа.

Поскольку в экспозиции не только наивное искусство, но и про лубок, то начну с него. Эта часть даёт возможность заглянуть в былые технологии книгопечатания и познакомиться с сюжетами, волновавшими простых читателей из крестьян, мещан и купечества в XVII - нач.ХХвв.

Здесь я увидела как популярные зарисовки (например, "Как мыши кота хоронили"), так и оттиски редчайшей Библии для бедных или Библии Василия Кореня, которая повествовала в картинках Ветхий Завет и помогала донести христианские догматы малограмотным слоям населения.

Из-за наличия неканоничных изображений Бога тираж Библии Кореня был изъят и практически полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр хранится в Отделе редкой книги Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.

"Василий Корень резал сии доски"
Очень хорош и красочный календарь, где что ни месяц, то святой праздник.

Но мне не терпится рассказать о художниках. Перейдем же к ним. Как я писала выше, чаще всего они писали для себя - автопортреты, портреты своих родных и близких, бытовые и жанровые сцены, которые зачастую не увидишь в академической живописи. Начну с последних.

Еременко В.П. "Встреча пароходов"

Как Вам? Не вспомнили себя радостно машущими руками незнакомым людям на другом борту? Я да.

Или вот картина художницы Кикинян А. "Невестка".

Несколько крупных мазков, а сколько выразительности в лице свекрови!

В некоторых картинах реальность дополнена фантазией. Меня очень развеселил "Случай в (Сибирском селе?)" Белых А.А.

Бывает в дом бабочка залетит и вызовет переполох, а тут медведи пришли!

И, конечно, всем нам знакомо чувство окончания рабочего дня, когда и день на исходе и силы, порой, тоже))

Мне кажется, есть что-то похожее в картине Анонсова Ангел и водители-перегонщики троллейбусов, где даже ангел присел отдохнуть.

В автопортретах умилило меня обилие котиков. Ниже картина Зороастрова Ночь, где герой топит печь с котом на руках, почти такой же его автопортрет. И картина В.Мизина "Одиночество", где все во взгляде - и героя и котика).

Обращение наивных художников к религиозному началу не нашло во мне большого отклика, но одну картину запомню надолго, - это работа Зороастрова В.А. "Крестник"

Автор явно задумывался над тем, что крестные родители отвечают за своих крестиков перед Богом, и ощущал, что за пробелы в духовном попечении бес уже готов его в пяту разить и во ад тащить))))

Питомцы и мир вокруг - также не последняя тема.

Меня тронули работы Владимира Мизинова. Очень простые котики, петушки, собаки и лягушки. Добренькие такие).

А вот "Новое платье для куклы" Гончаревич Е.А. Фото не передаёт, но настроение картины солнечное и отлично отражает радость от свежесшитого платья для куклы у девочки или заигравшейся взрослой))


Не менее удивителен для меня рисунок карандашом "Цветы Смоленщины" Захарова И.Ф.

Простенький с виду натюрморт, но когда видишь как порисована карандашом каждая клеточка фона, то понимаешь сколько труда за этим 'любительством'.

Интерес к наиву со стороны коллекционеров, как и смелость художников направления выставляться, проснулись относительно недавно, и временная выставка музея "Неизвестные художники наива" позволяет нам взглянуть на работы авторов конца ХIX-нач.ХХвв. Некоторые из них просто милы,

другие же имеют свой неповторимый стиль. Например, работы одесского художника П.Зануды напоминают мне аппликации.
Внизу натюрморт П.Зануды

 

Скульптура наива проста, но также узнаваема. Вот Георгий Победоносец. Его ни с кем не перепутать.

Ниже "Квадрига" М.Д.Королева, который страстно любил лошадей, тщательно подковывал и оснащал сбруей все свои деревянные скульптуры.

Работы Зазнобина и Дмитриева я точно встречала ранее на выставке "В поисках народного искусства" в Царицыно.

Они и правда присутствуют в нескольких музеях.

Самый необычный экспонат - большой настенный ковёр. На первый взгляд он кажется пестрым нагромождением сказочных героев.

Фрагмент

Однако не менее колорита поражает его история - он был создан матерью для своих маленьких дочек в годы Великой Отечественной войны.

Что не вызвало большого отклика? Так называемые "страшные картины", отражающие тревожное мировосприятие авторов.

К счастью, общего позитивного впечатления от увиденного они не испортили.

 

Цена посещения и сувениры

Полный взрослый билет стоит всего 250,- руб.

С собой на память можно унести карандаши, блокноты, закладки, зеркальца, репродукции лубочных картинок, магниты и каталоги.

Я не смогла пройти мимо "Кота Василия" Владимира Мизинова - уж очень он напоминает мне моих питомцев, идущих на дело)

Итог

Надеюсь, что мне удалось познакомить Вас с Музеем русского лубка и наивного искусства и показать, что наив может быть очень разным. В пятницу вечером я расхаживала по залам сама с собой,

поэтому особенно рада возможности поделиться положительными впечатлениями от увиденного на страницах irecommend.

Работы и истории художников, собранные в этом музее, вдохновляют и нас быть смелее и не прятать свои рисунки и прочие таланты в стол) Поэтому рекомендую всем заглянуть в МРЛИНИ за вдохновением!

Alyona R.рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
04.06.2024
Интересный отзыв, мне больше всего пейзажи понравились, ну и животные милые
04.06.2024
Очень интересно, пейзажи впечатляют👍
" Встреча пароходов" очень понравилась. Настоящий лубок, когда хочется разглядывать детали. И с юмором написан.
06.06.2024
Какая прелесть! Я, как полный профан в живописи, никогда не оглядываюсь на академическую художественность и тем более моду. Или нравится, или нет.

По большей части это художники-самучки, пришедшие к живописи совершенно разными путями и в разном возрасте.
Кстати, Ван Гога тоже можно именно к ним отнести 😉
15.06.2024
Очень интересный отзыв и музей тоже прекрасный, с удовольствием прочла и погуляла вместе с Вами по его залам!
Другие отзывы
Смотрите также