Летом 2024 года мы с мужем решили осуществить свою мечту и отправиться на Алтай.
Нужно сказать, что подготовка к поездке была основательная. Мы перешерстили множество справочников и путеводителей. Сложно было представить масштаб, расстояние и величие мест, куда оправляемся. Пока это были лишь буквы на экране.
Метаний было много, даже рассматривали купить тур и поехать первый раз в составе группы, чтоб понять что к чему там на Алтае.
Но потом решили отказаться от этой идеи и разработать свой маршрут на эту неделю.
Итак, наш маршрут был составлен на основе нескольких туров и уже доработан на основании наших хотелок. Мы рассудили так, что туры эти разработаны не просто так, туда включены самые знаковые места, которые стоит посетить.
Настал день "Х" и мы отправились в путь.
Прилетев на самолете в столицу Горного Алтая – г. Горно-Алтайск, мы озадачились поиском машины на прокат.
Это была наша ошибка No1.
Мы слишком поздно задумались о бронировании машины, а именно накануне вечером. Наспех поискав объявления, кое куда позвонив, решили, что будем заниматься этим на месте.
И вот уже прилетев, сидя в аэропорту, начали заниматься этим вплотную и оказалось, что прям сейчас предоставить машину может только одна компания, Cars&Go, и в нашем ценовом сегменте на тот момент осталась только LADA Largus с механической коробкой передач. Делать было нечего, пришлось брать этот автомобиль и отправляться в путь.
Кстати говоря, стоит учесть, что до Горно-Алтайска добраться можно только на самолете, автобусе или машине. Железной дороги здесь нет.
Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Бийске в восьмидесяти километрах от Горно-Алтайска.
Перекусив в отличной столовой в 5 минутах езды от аэропорта, отправились дальше в путь.
Первым пунктом посещения достопримечательностей был Манжерок.
В 36 километрах от Горно-Алтайска расположилось село Манжерок, неподалеку от озера, в этом селе, как раз находится одноименный курорт. Он включает в себя отели, кемпинги, виллы, конгресс холлы, и многое другое.
Мы прогулялись по территории, вход на которую бесплатный.
Поднялись на канатной дороге.
Стоимость на одного человека 1200 руб. В эту стоимость входит проезд на двух канатных дорогах: в закрытой кабинке, и кресельной, которая поднимает на высоту 1020 м. над уровнем моря.
Отсюда открывается прекрасный вид на тайгу, реку Катунь, озеро Манжерок и Алтайские горы.
После подъема можно прогуляться по эко тропам, которых здесь множество, насладиться чистейшим воздухом и зарядиться энергией. На прогулку закладывайте несколько часов.
Далее мы двинулись в село Онгудай
Дорога к нему лежит по одной из самых красивых дорог мира – Чуйскому тракту.
В Онгудай мы добрались к вечеру. Здесь остановились на первую ночевку на базе отдыха "Барская усадьба"
Стоимость проживания в отдельном домике за 2500 рублей в сутки за двоих.
Это была наша ошибка No2.
К проживанию здесь у нас осталось множество вопросов. Об этом можно почитать в моем отзыве здесь.
Проснувшись утром и позавтракав, мы отправились к следующей достопримечательности - Гейзерному озеру.
Расстояние от Онгудая до Гейзерного озера примерно 160 километров.
В самом начале пути необходимо преодолеть перевал Чике-Таман.
Это следующая достопримечательность. Здесь было много машин и мы не стали останавливаться, сделали это на обратном пути вечером и ничуть не пожалели.
Далее по дороге мы заехали на еще одну достопримечательность – место слияния рек Чуи и Катуни. Здесь сливаются две реки с разным цветом воды.
Зрелище необычное, но в то время года, когда были мы, Катунь была не такая голубая, какой она может быть. Но все-равно было интересно посмотреть, пофотографировать.
Попасть сюда не сложно.
После населённого пункта Иня, нужно проехать примерно 5 км. Спуститься вниз с горы преодолев несколько крутых поворотов.
Спустившись по правую сторону будет съезд на грунтовую дорогу, довольно приметный. Это дорога как раз и ведет на смотровую площадку, с которой хорошо видно слияние рек.
Здесь есть довольно большая парковка, палатки с сувенирами, чаем, медом и местной выпечкой.
Пробыв здесь какое-то время, двигаемся дальше.
Добрались до поселка Акташ, а это значит, что мы практически у цели.
Недалеко от поселка Акташ в 400 метрах у дороги большое скопление машин и вывеска «Гейзерное озеро». Проехать мимо невозможно. Это и есть вход к Гейзерному озеру.
Стоимость прохода к озеру составляет 150 руб. с человека.
До него придется пройти примерно километр по деревянному настилу, т.к. самый короткий путь лежит по заводненной местности. Кругом ручьи и стоит вода.
Само озеро с невероятным голубым цветом и причудливыми кругами на дне, образованными под воздействием гейзерных извержений.
Красота здесь просто невероятная.
Мы очень хотели попасть именно сюда, и не капли не пожалели.
Такое увидеть не каждый день доведется.
Людей было много и чтоб поймать момент, когда никто не попадет в кадр, нужно было прям постараться.
Дальше нас привлекли снежные вершины вдали, обрамленные зелеными горами.
Мы решили посмотреть на них поближе. Проехать по дороге дальше и посмотреть что же там?
Спустя 10-15 минут езды вдоль гор мы преодолели небольшой перевал и выехали на открытое место с прекрасным видом.
Решили поближе подъехать к реке и перекусить здесь. Это было лучшим решением. Здесь оказалось очень красиво, тихо и уединенно (после гейзерного озера и большого количества посетителей). Мы нашли прекрасные виды на горы и реку.
Отдохнув и подкрепившись, отправились в обратный путь в Онгудай.
Сделали остановку, как раз на перевале Чике-Таман. Здесь людей и машин стало в разы меньше, чем днем. Мы поняли, что это было еще одно наше верное решение – остановиться вечером, а не днем. Людей меньше, а виды остались те же, мы ничего не потеряли. А в лучах закатного солнца перевал был, пожалуй, еще прекрасней и загадочней.
На вершине открывается красивый вид на долину Есть небольшая парковка, сувенирные лавки, нехитрый перекус.
Уже почти перед самым Онгудаем мы заехали поужинать в кафе «Катюша» в селе Хабаровка.
Еда здесь похожа на домашнюю, а цены очень демократичные.
Утром следующего дня простились без сожаления с «Барской усадьбой», заехали пообедать в уютное кафе национальной алтайской кухни «Алтын»
С приятным интерьером, прекрасным обслуживанием и очень вкусной едой
А затем выдвинулись в село Мульта.
Следующей достопримечательностью в нашем списке были Мультинские озера. Для этого нужно было подобраться поближе, а именно до села Мульта.
В этот день нам предстояло проехать 271 километр.
До Мульты добрались только к вечеру
Заселились на базу "Мульта-Центр" (у меня на странице есть отзыв о ней)
База нам понравилась. Все удобства были в номерах. Мы жили на третьем этаже, откуда отрывался прекрасный вид на село и гору.
Стоимость номера на двоих обошлась нам в 3000 руб. в сутки.
На территории базы есть общая кухня с большим набором посуды, двумя четырех комфорочными газовыми плитами, мангальная зона.
На следующий день отправились на Мультинские озера.
Но все не так то просто. Попасть на озера можно только с помощью «заброски». Группу везут по размытому бездорожью на ГАЗ-66 в глубину леса два часа в сильной тряске к Мультинским озерам. Настоящее приключение.
Нам повезло (или мы так подобрали), от нашей базы была заброска. И чтоб в нее попасть, достаточно было просто к 9 утра спуститься из своего номера. Машина уже стояла тут же. Стоимость заброски 3000 руб. на человека.
Когда мы попали на озера, могу с уверенностью сказать, что прекраснее в своей жизни я ничего не видела, красота такая, что просто дух захватывает.
На самостоятельную прогулку нам дали пять часов. За это время мы от нижнего озера прошли по берегу к среднему.
Эти два озера соединяются между собой перекатом – вода с шумом летит между огромных булыжников.
Можно добраться за отдельную плату на катере через озеро к этому перекату, но мы решили пройтись пешком. И не пожалели. Тропа вполне хорошая, единственное, много приходится идти по корневищам деревьев, переступать через них. Нужно поработать ногами.
Перед отъездом назад даже решились искупаться в озере. Вода в конце августа, конечно, бодрящая, градусов 18 или и того меньше, но там главное – залезть, а потом даже выходить не хочется.
По возвращении с озер, мы заказали баньку и это было лучшим завершением дня. Мы брали на два часа за 3000 руб.
Питание в Мульте организовали таким образом: завтраки готовили сами на базе, на обед брали перекус, ужинали в кафе рядом с базой с национальной алтайской кухней «Арчин». Это кафе в Мульте единственное и еда вполне съедобная.
Пробыв в Мульте двое суток, выдвигаемся дальше.
Последние сутки нашего путешествия решили провести поближе к Горно-Алтайску в поселке Усть-Сема.
По пути, в с.Усть-Кокса, заехали на достопримечательность "стоянка древнего человека".
В п. Усть-Сема добрались только к вечеру, остановились на базе "Две реки" (у меня на странице есть отзыв о ней)
База небольшая, вполне уютная. Но звукоизоляция в номерах напрочь отсутствует. И душ с туалетом хоть и приличные, но на улице.
Стоимость номера в сутки за двоих 2500 руб.
Для ужина мы нашли по отзывам кафе кавказской кухни "Долма" (у меня на странице есть отзыв о нем)
Нам здесь все так понравилось, что на следующий день приехали специально сюда пообедать. Цены средние.
Последней нашей достопримечательностью в путешествии был Камышлинский водопад (у меня на странице есть отзыв о нем)
Попасть к нему можно тремя способами:
- по платному навесному мосту через реку Катунь, с территории базы «Царская охота». Стоимость – 300 руб.
- на моторной лодке из поселка Барангол;
- пройти пешком около 4 километров по тропе вдоль Катуни от автомобильного моста в поселке Усть - Сема. Это бесплатный способ.
Мы воспользовались последним способом - прошли пешком по тропе и ничуть не пожалели.
На водопаде было очень много людей, шумно и суетно.
Есть небольшая понтонная пристань, куда каждую минуту подъезжают катера и увозят туристов в различных направлениях.
Мы любители более дикого отдыха, здесь же он был какой-то гламурный, поэтому галочку о посещении поставили и поспешили оттуда в обратный путь к нашей машине, которую оставили возле базы отдыха «Loft 12».
Умылись на прощание в Катуни и отправились в Горно-Алтайск. Дорога заняла меньше часа.
На автомойке «Мой сам» помыли наш автомобиль, и подъехали к офису Cars&Co, для оформления возврата машины.
Передача прошла быстро и безболезненно. Далее отправляемся на автовокзал, чтоб добраться до Новосибирска на автобусе, а дальше на поезд.
Итоги
Считаю, что наша первая поездка на Алтай, удалась.
Маршрут, который мы выбрали оказался близкий к идеальному для первого посещения Алтая.
Если коротко, то маршрут был такой:
1-й день
г. Горно-Алтайск – с. Онгудай (примерно 200 км)
Посещение: курорт Манжерок
2-й день
с. Онгудай – п. Акташ – с. Онгудай (примерно 160 км в одну сторону)
Посещение: слияние рек Чуи и Катунь, Гейзерное озеро, перевал Чике -Таман.
3-й день
с.Онгудай – с.Мульта (примерно 271 км)
4-й день
Посещение: Мультинские озера
5-й день
с. Мульта – п. Усть-Сема (примерно 300 км)
Посещение: стоянка древнего человека
6-й день
п. Усть-Сема – г.Горно-Алтайск
Посещение: Камышлинский водопад
У нас было запланировано чуть больше мест к посещению, но аренда автомобиля внесла свои коррективы. Оказалось, что компания запрещает ехать в некоторые места на машинах ниже класса «кроссовер», а куда-то ехать вообще запрещено даже на высокопроходимых машинах, т.к. дороги в некоторых местах очень плохи.
Так например мы не попали на Марс и Марс 2, куда планировали поехать.
Но это нас не сильно огорчило, т.к. в самые желаемые места, такие как Гейзерное озеро и Мультинские озера мы попали. Кроме того время которым мы располагали, а именно 6 дней, 5 ночей, позволило нам спокойно без суеты посмотреть все достопримечательности, а не нестись галопом.
Также нужно учитывать, что связь на Алтае ловит не везде, лучше всего из операторов – это МТС и Теле2. Имея этих двух операторов, у вас практически везде будет покрытие связью. За исключением небольших участков. На Мультинских озерах связи нет никакой. Карты лучше скачать заранее.
Дороги в местах, где мы ездили, по большей части неплохие, где-то только отремонтированы, где-то идет ремонт. В целом хорошие, за исключением небольших участков.
Также будьте внимательны, т.к. на дорогах очень, ну очень, много животных!
Мы однозначно вернемся на Алтай снова. Как раз сейчас планируем новую поездку в мае 2025 года. Будем исследовать Алтай дальше.