Всех приветствую!
"De Profundis" ну или просто "Тюремная исповедь" - это не художественный роман; а письмо-исповедь, написанное писателем-драматургом Оскаром Уайльдом. Если верить источникам, публикация этого объёмного письма не планировалась. Увидел свет "De Profundis" спустя несколько лет после смерти Уайльда - стараниями его доверенного лица.
Внесу ясность: чтобы понять ход мыслей и настроение автора, важно знать, хотя бы в общих чертах, что этой книге предшествовало.
Если очень и очень кратко: на взлёте своей писательской карьеры молодой, полный сил и вдохновения Оскар Уайльд знакомится с юношей по имени Альфред Дуглас - лордом и студентом Оксфордского университета. Спрашивается, ну и что же тут криминального? А то, что дружба эта стала походить на болото, куда Уайльда втягивало всё глубже и глубже, как бы он ни пытался высвободиться. Апогеем стал судебный процесс, на котором Уайльд выступал в лице обвиняемого. Его признали виновным в:
грубой непристойности с лицами мужского пола
В гомосексуализме, проще говоря.
Оскар был осуждён на два года каторжных работ, а всё его имущество было распродано с молотка.
"De Profundis" (что можно перевести как "Из глубины") - это послание Оскара Уайльда Альфреду (он его называл Бози). Тому самому, кто не сделал почти ничего, чтобы уберечь Оскара от ужасной судьбы быть опозоренным на весь белый свет и отправиться на каторгу.
Нам становится более детально видна личность миловидного лорда Альфреда Дугласа - избалованного, привыкшего к роскоши, любящего сорить деньгами (которые даже не он заработал), эгоистичного и ведущего себя совершенно по-детски. Уайльд к семье Альфреда (кроме отца) относился с большим уважением и всегда хорошо отзывался. И пожалел с десяток раз, что сразу не прислушался к словам его матери: сын весь пошёл натурой в отца.
Тут важно помнить, что мы читаем лишь один взгляд, с одной стороны - не исключено, что противоположная сторона расскажет совершенно другое, так что здесь мне лучше максимально воздержаться от оценок и попробовать воспринимать "de Profundis" как чистый вымысел.
Неоднократно видела книгу в продаже, но всё же читала её (два раза) в электронном виде. Не могу сейчас сказать, что мечтаю заполучить экземпляр в свою личную домашнюю библиотеку - слишком неоднозначные впечатления у меня вызвала книга.
Если говорить о сюжете, то здесь его как такового нет - один лишь поток мыслей, рассуждений, чувств и высказываний. Не ищите тут динамично развивающихся событий - вы их не найдёте.
Но эта небольшая по объёму книга сможет занять вас на несколько часов, погрузить в размышления и раскрыть личность автора.
Безупречный стиль письма, за который надо хвалить как самого Оскара Уайльда, так и переводчиков. Потрясающе передаются в виде длинных витиеватых предложений чувства и переживания Уайльда - причём не прямыми словами, а как бы между строк. "De Profundis" не пестрит бесконечными страданиями из серии "КАКОЙ ЖЕ Я НЕСЧАСТНЫЙ", но настроение автора легко угадывается - и тут не сопереживать невозможно. Могу себе представить, насколько Уайльда сломили тяжёлые каторжные работы, позор перед всем честным народом, разлука с двумя сыновьями, которых он так и не увидел до самой своей смерти, и горечь от мысли, что его имуществом распоряжается государство. Но при этом Уайльд проявляет просто фантастическую стойкость духа, сообщая, что у него нет никаких обид на мир. Со своей новой судьбой придётся смириться.
Каждое предложение заслуживает того, чтобы попасть в цитатник.
На каждой странице попадается с десяток моментов, заставляющих задуматься и посмотреть на себя со стороны. Например, я признаюсь к своему огромному стыду, что меня легко обидеть - готова о всякой разной ерунде или не так обронённом слове со стороны другого человека думать днями и ночами; а Уайльд в своём письме пишет, что к мелочам надо относиться проще и не, как он сам выражается, не греть на своей груди змею, а обида и есть та самая змея.
Не думаю, что Уайльд всё это писал намеренно и собирался после освобождения публиковать это письмо, так что вряд ли тут его можно обвинять в том, что он кривит душой.
Книга должна стать драгоценной находкой для тех, кто ценит изысканный стиль письма.
Собственно говоря, считаю, что всё творчество Уайльда способно похвастаться красотой стиля.
Если хочется понимать каждое слово автора, без дополнительных источников не обойтись. Нет, речь не про тьму-тьмущую непонятных терминов - речь про те моменты, когда Уайльд ссылается на какое-то событие, понятное лишь тем, кто в нём участвовал.
"В тот вечер в доме твоей матери мир перевернулся с ног на голову" (грубый пример) - что было в тот вечер? Почему мир перевернулся?
И ещё: я понимаю, что вопрос совершенно неуместный, но действительно ли Оскар Уайльд не прочь был... развлечений с молодыми представителями сильного пола? В сборнике писем об этом не сказано ни слова; однако в интернете значится информация, что он даже прибегал к услугам мальчиков по вызову. Это, разумеется, никак не портит моё впечатление о творчестве автора.
Ещё пара моментов, которые несколько подпортил общую картину. Это исключительно мои впечатления:
- иногда Уайльд, пусть и ненамеренно, но начинает скатываться в предъявления счетов, подсчёты денег, ушедших на развлечения Бози.
Как будто обиженный молодой человек начинает вспоминать, сколько он на несостоявшуюся невесту потратил.
Хотя его возмущения и тут понятны.
- поиск виновников этой роковой дружбы - Уайльд считает, что нет его вины в том, что он не смог поставить в их отношениях окончательную и бесповоротную точку. Не получилось, не вышло, такой уж у него мягкий нрав. И тут тоже закрадываются двойственные чувства: и вроде бы ситуация знакома, а вроде бы это бесконечное повторение и взывание к чужой совести начинает сильно бросаться в глаза.
Книга для тех, кто глубоко уважает творчество Уайльда (если её ещё не читали), или просто для тех, кто ценит в книгах изысканный стиль письма. Небольшой объём не отнимет много времени.
Минусы книги:
- очень много в тексте неясных ссылок на моменты из жизни автора, которые обычному читателю будут непонятны и просто неизвестны (только если он вдоль и поперёк изучал биографию Оскара Уайльда);
- Уайльд старается показать, что ему нет дела до обид и мелочёвок, но с середины книги начинает казаться, что он выставляет Бози счета (справедливости ради: он имеет право возмущаться, просто в повествовании это начинает сильно приедаться).
Плюсы книги (закончим на хорошей ноте):+ блистательный стиль письма и красивый язык изложения;
+ философия, что не надо обижаться на весь мир и таить в себе обиды, - продвигается автором даже в его подавленном состоянии и с учётом его невесёлой судьбы, которой уж точно не позавидуешь;
+ отлично показана личность самого автора.
Четыре звезды ставлю книге лишь из-за первого минуса, поскольку чтение из-за нехватки информации стопорилось.
К прочтению рекомендую.