Повесть "Выстрел с монитора" интересна не только сама по себе. Эта книга открывает цикл о Великом Кристалле — многомерной Вселенной, в которой живут мальчишки с необычными возможностями, а для каждого человека найдется дом, где его ждут и где ему будет хорошо.
Название современному человеку может показаться странным и вызвать ассоциации с геймингом. Но здесь монитор — это старинный военный корабль с мортирой.
"Выстрел с монитора" во многом типично крапивинская повесть. Про мальчишек в мире взрослых. Про то, что подростки часто чище душой, и поэтому ведут себя смелее, честнее и благороднее. Но есть здесь и много непростых вопросов, и много боли — не только от несправедливости и предательства, но и от сложных решений, которые приходится принимать. Здесь уже чуть больше "серого" добра, и нет однозначных ответов.
Композиционно "Выстрел с монитора" — это "романв в романе". Начинается все очень буднично: мальчик возвращается домой на параходе. В дороге он знакомится с Пассажиром (именно так, с большой буквы, потому что имя этого героя так ни разу и не прозвучит). И тот рассказывает ему историю, много лет назад произошедшую в этих краях. Есть еще пролог, который сначала выглядит вообще непонятной тарабарщиной, словно по ошибке вставили кусок из другой книги. И только позднее, по мере чтения не только "Выстрела...", но и остальных книг цикла все встает на свои места.
Основная приключенческая линия повести приходится на "встроенный" сюжет. Здесь и несправедливость, и подвиг, и сложный выбор, и даже немного мистики. И открытый финал, оставляющий легкую досаду своей незавершенностью.
Повествование, обрамляющее эту историю, на первый взгляд не такое захватывающее. Скорее, это обычная "бытовуха". Да и что может интересного произойти на палубе допотопного парахода, ползущего себе по реке из точки А в точку Б? Разговоры "за жизнь", повседневные хлопоты. Стройотрядовцы поют под гитару, в буфете плохая еда, у Пассажира болит спина, а у мальчика свои горести и переживания.
Но постепенно автор начинает сплетать две истории воедино. Нет, он не переносит мальчика, плывущего на параходе, в другой мир. Все остается на грани немного странной, волнующей сказки. Лишь совсем чуть-чуть соприкасаются миры, и начинает звучать голос Дороги. Да дохнет на читателя головокружительной, непостижимой многомерностью Кристалла.
Наверно, именно это самое завораживающее в повести. То, что уже встречалось в других, более ранних книгах Крапивина: "В ночь большого прилива" и "Голубятня на желтой поляне". То же чувство хрупкого и непонятного единства разных миров и людей, в них живущих. Но здесь все начинает оформляться в цельную Вселенную со своими законами — пусть сложнопостижимыми, но четкими. И горящее теплым желтым светом окошко — как символ дома, пристанища для одиноких, непонятых, растерянных.
Также во главу угла автор выводит детей с необычными способностями — "койво". И говорит о том, что они больше остальных нуждаются в заботе и защите. Это тоже одна из краеугольных идей цикла о Кристалле. В остальных книгах про таких детей будет больше, но сама идея уже будет подана более деликатно. Здесь же автор устами одного из героев прописывает ее открытым текстом и раскрывает достаточно подробно.
Если вы еще не читали книгу, конечно, рекомендую. Приятного чтения.