По мотивам пьесы Елены Исаевой.
По письмам и дневникам
Если раздумываете, на что пойти в "Мастерскую", без вопросов, идите на двухдневный спектакль "Мастер и Маргарита" и сюда. Это театр, в который я хотела пригнать специально и не знала как, ибо Петербург - не Москва, и нас разделяет, минимум, одна бессонная плацкартная ночь, когда в Москву, бывало, я ездила и одним днем. Как вырваться во время театрального сезона в Петербург, для меня задача непростая. Я бывала в тамошних театрах, особенно тех, что работают летом, но действительно интересных мест, к сожалению, очень мало. В Москве театральная индустрия продвинута гораздо дальше. Мне ближе то, что там. Однако в Питере затерялся вот такой театр под руководством Григория Козлова, и понимаю, что было бы время и изучала бы его репертуар подробнее. Если вычеркнуть театр, то даже не вижу мотива для моих трипов... Все более утомительно, чем радостно. Во время карантина, "Мастерская" стала выкладывать на сутки в свободный доступ архивные спектакли. При том, что я не просто сидела дома, а дистанционно работала, мой восторг от того, что появилась возможность все это соцерцать, скоро погас. Закосячила спектакля два, потому что интереса к ним не было вообще, смотрела, выписывала, но съемка была не очень, а работы многочасовые. Собственно, на этом спектакле мои попытки познавать тот репертуар закончились. Но это именно тот случай, когда мне жаль, что не получилось скачать или не разобралась к тому моменту с записью экрана, чтобы эту работу для личного просмотра сохранить.
Чемоданы, вокзальный зал ожидания, метель, женщины, стоявшие за спинами своих знаменитых мужей, рассказывают, как они сами умирали. Как никогда больше не вышли замуж. Как до конца жизни доводили дело своего мужа, почившего раньше. Речь о Чехове, Достоевском, Пушкине, Булгакове (жена которого мне нравилась больше всех) и Толстом (жену которого было больше всего жалко).
Достоевский орал на свою стенографистку. Курил. У него припадки, мешающие работать. У нее тоска по родине. Он орал на нее. Обвинял ее. Она сердилась на себя. Оправдывала своего удивительного мужа, который так ее любит, а она все время его раздражает. Такая слепота к абьюзу. В современном мире не было бы, вероятно, таких писателей, потому что редкая женщина стала бы так стелиться перед ними. "Он на меня орет. Я виновата, ведь он такой талантливый"
Достоевский довел ее до тревожных расстройств и ее лечили далеко от него. Она мечтала скорее поправиться, чтобы увидеть его. А я, наблюдая это, никак не могла выкинуть из головы идеи про абьюз. Она считала, что нужно прощать. Искать в себе вину. И сглаживать чужие шероховатости. Выбрать себе бога и служить ему на протяжении всей жизни.
А сейчас не то время, когда человек готов признать, что его смысл жизни - это реализация жизни другого.
Булгакова двадцать месяцев не видела будущего мужа.
Он сказал: "я не могу без тебя жить. Учти, я буду очень тяжело умирать. Поклянись, что я умру у тебя на руках".
Он задавал всю жизнь один вопрос, почему Сталин с ним не встретился. "А о чем он мог бы говорить? Не о квартире и деньгах, а о цензуре, свободе слова, возможности писать о том, что его интересует. Что бы он отвечал тебе на это?" Все произведения Булгакова снимали со сцены и запрещали. Он будет одинок и затравлен до конца своих дней. Сжигал роман, ломая ногти рвал тетради, роман погибал.
"Будущее наше беспросветно. Он сжирает самого себя. Он обвиняет во всем самого себя. Мне тяжело слушать это. Мне выпало непонятное счастье встретить его. Гениальный, все кто знакомый с его творчеством, употребляют это выражение".
Булгакова: "Счастье - это лежать долго в квартире любимого человека, слушать его голос, вот и все. Остальное не нужно. Миша умер. Я делаю всё, что только в моих силах, чтобы не ушла ни одна строчка написанного. Чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность. Это делает смысл моей жизни, несмотря на то, что бывают моменты черные, совершенно страшные. Не тоски. Ужаса перед неудавшейся литературной жизнью."
Но больше всех жаль жену Толстого, потому что там вообще какая-то очень странная семья. Другие жены будто более были уважаемый своими мужьями. Тяжёлое ощущение от нее. Она для него не существовала, не могла приносить ему веселье только от того, что была беременна. Она наивно рассуждает, разве она виновата в том, что беременна. В любом состоянии переписывала его романы. Стала нервна, боязлива, пуглива из-за любой мелочи. После любой мелкой ссоры с ним чувствовала себя невероятно несчастной, и, главное - невиноватой.
Десяток детей, с которыми нужно играть, что-то с ними учить, что-то им гладить. И переписывать его романы. Хочется стены растолкать и вырваться на волю.
Говорит о своем бытие и наигрывает на гармошке.
После двух выкидышей она снова забеременела. Кормила, 14 раз в сутки сжимаясь от боли. Уже и хочет, чтоб ее дети и не жили. А Лев Николаевич после греческого языка увлекся астрономией и целый день смотрит на звёзды. Дети ждали поддержки от отца, которой не имели. Не имели руководителя в лице отца, а только порицателя. Она осуждала его за это. Он нарожал кучу детей и не взял за это ответственность.
И в конце своей песни цитирует мужа: "Никогда, друг мой, не женись!"
Вот просто бомба на фоне их жизни. Не женись, пока ты не увидишь эту женщину ясно, пока ты не поймёшь, что ты любишь ее, ту женщину, которую ты выбрал, иначе ты ошибаешься, жестоко и непоправимо. Все хорошее и высокое пропадет, все истратится по мелочам
Жена Чехова грустила, что он относится к ней как к кукле, не способной на сочувствие. "Неужели у тебя нет потребности увидеть меня?"
Она его изо дня в день ждёт.
"Я твоя неудачная собака"
"Я живу так, будто ты когда-то придёшь ко мне. Посмотришь своими добрыми глазами. Погладишь меня. Назовешь своей собачкой..."
Наталья Гончарова ходит в цилиндре и что-то наговаривает из Онегина. Бедная жена грустит о недостойном муже и днём и вечером одна.
А счастье было так возможно, так близко...
Пушкин умирал после дуэли. Просил моченой морошки. Она пришла, наклонилась на колени у изголовья и принесла ему ложечку морошки и прислонилась лицом к лицу его.
Они отмечали новый год и рассказывали про мужей. Как умирали их мужья... Что говорили жены. Что мужья отвечали им. Их встреча - последняя страница их жизней, или Новый год или вокзальный зал ожидания... Это удивительно красивый спектакль.