Наша быстротечная жизнь пролетает в одно мгновение. Кто-то умеет созерцать и любоваться окружающим миром, умеет слышать не только собственное биение сердца, а чувствует и ценит чужие жизни и судьбы.
Шведский сценарист и режиссер удивляет лично меня уже два раза. Этот неторопливый автор в затяжном и тихом сюжете сумел заложить на 1 кв.миллиметре столько смысла, что невозможно разложить все по полочкам в одном отзыве. Словно собрал всех революционных классиков и изложил в современном подтексте, затронув все социальные проблемы. Вынес без жалости всю наготу современного европейского общества: от проблемы мигрантов до семейных отношений.
Коротко и без спойлеров о фильме "Квадрат" (2017) The Square:Однажды куратор модного музея современного искусства очнулся от всеевропейского сна и познал реальность во всей красе. Мошенники вывели Кристиана из спячки, из зоны комфорта, поместив в реальность, где новоиспеченный проснувшийся увидел мир под другим углом зрения.
Сообщу как преподносит сюжет фильма Кинопоиск, чтобы быть более объективной в суждениях:
Кристиан работает куратором музея современного искусства, он разведен и воспитывает двух дочерей. Однажды у Кристиана крадут телефон и бумажник. Выследив аппарат через приложение, он вместе с коллегой отправляется на своей модной «Тесле» вершить справедливость в бедный район Стокгольма. Мужчина рассовывает по почтовым ящикам напечатанное предупреждение «Я знаю, что ты украл мой телефон и бумажник» и называет место, куда необходимо вернуть вещи. Кристиан не рассчитывает на успех предприятия, но также не рассчитывает и на другие события, которые его поджидают.
Фильм для меня стал революционным, он напоминает многие картины с острыми проблемами современного общества. Кто-то подносит через фильмы в жанре драмы, трагедий, но в основном авторы пытаются донести как Эзоп и Крылов через гротеск, правда не все зрячие и не могут расшифровать послание. Ибо все находятся в зоне своего личного комфорта и чихать хотели на мировые проблемы, которые описывали в своих великих произведениях русские классики 19-20 века. Особи начинают просыпаться и приобретать человеческий вид, когда выпадают из уютной матрицы розового мира, как в фильме "Барби".
Уже во втором фильме режиссер Рубен Эстлунд опирается на русских революционеров и питает особую любовь и уважение к последователям марксизма. Он описывает русских неуклюжими, грубыми и звериными натурами. Но восхищается непреклонностью и возможностью выражать открыто и свободно свою волю без особой доли толерантности.
Фильм поймут только те, кто обладает чувством эмпатии, довольные и сытые не поймут и грамма. Для меня тоже не все темы доступны. Ибо я не попадаю под кризис семейных отношений, поэтому на этой теме для меня будет большой замок, ключи я смогу подобрать, когда окажусь на месте героев через собственные проблемы, либо моих близких.
Какие проблемы поднимает сюжет:
Равнодушие - люди бегут мимо, никто не откликается на помощь тем, кто взывает.
Чревоугодие и основные инстинкты на уровне биороботов - автор надсмехается над оставшимися чувствами, которые были изначально заложены на биологическом уровне, но идущие в обратном пути эволюционирования: хлеба и можно побольше и можно без зрелищ. Очень задевает сцена, когда спикер лекций напоминает про фуршет и толпа не дослушав лектора несется в буфет, чихая на лекцию.
Отношения главного героя с американкой, которая просит о каких-то чувствах, в то время, как европеец просто получил очередную порцию энергетической пищи.
Толерантность - проявляется четко и самые запоминающиеся в сюжете - это слушатель с синдромом туретта на совещании, который выкрикивает непристойности во время выступления. Всеи не нравится эта выходка, но приходится проглатывать, ибо это не комильфо в Европе. А вторая сцена просто пик - перфоманс с человеко-орангутаном. Общество предпочитает оставаться слепо-глухонемым, чем сражаться за даму. Куда подевались суровые викинги.
Феминизм - когда роль матери берут на себя мужчины. История с коллегой, который берет на работу младенца.
Беженцы и миграция - на протяжении всего фильма эта тема не затухает, а развивается и рассматриваются под разным углом зрения.
И таких тем очень много, просто на каждом углу поджидают новые дилемы, требующие внимания общества.
Кино от шведского режиссера - это своеобразная маска, которая раскроет секреты только тем кто дорос до восприятия. Тем кому удобно носить розовые очки ходить строем под дуду чужих мнений, тот так и останется глубоко спящим.
Кино рекомендую революционерам в душе, кто не дремлет и видит голого короля, а не то что нашепчет им мировой империализм. Кино с глубочайшим смыслом очень достойное.
Фильм можно разбить на несколько короткометражек и углубиться в проблему, раскрыв суть подробнее.