Опубликовано 18 Октябрь, 2024 - 13:50

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями о произведении "не прикасайся ко мне" за авторством Хосе Рисаль. Книга рассказывает про то, как молодой дон Ибарра возвращается домой после затянувшейся учебы в Европе. И ему приходится выяснять обстоятельства смерти отца, про которые местные жители или официальные лица говорят крайне неохотно.

Композиция эта не пленяет ни вкусом, ни мастерством, зато натуральности в ней хоть отбавляй

Но если молчание власти вызывает вопросы и подозрения, то реакция простых людей вполне понятна - Филиппины в эти "славные" времена находились под гнетом католической церкви, которая вместо просвещения и любви к ближнему принесла сюда только ненависть и презрение к "грязным язычникам".

я уважаю отца за его сына, а не сына за отца.

Которые даже после принятия веры в Спасителя не смогли проникнуться духом христианской любви и добродетели. И поэтому с ними нужно обходиться как с существами второго сорта. Исключительно ради спасения их бессмертной души, и никак иначе. Никаких "личных притязаний" у духовенства и их людей тут нет, что вы, что вы! Как такое вообще можно было подумать, что люди, поклявшиеся служить Богу, будут алчными и мелочными людьми, а не носителями высокой культуры. Никогда такого не было, и вот опять.

праведники расплачиваются за грешников.

Узнав нелицеприятные факты о смерти своего отца (неудивительно, что никто не хотел сообщать ему правду о смерти уважаемого человека в городе, которого не смогли уберечь местные, и который слишком часто начал переходить дорогу заинтересованным в "правильном развитии" Филиппин), юноша переосмысливает положение своей Родины по отношению к тем, что являются фактическим господином этого региона, хотя первоначально они пришли в эти земли лишь как друзья, предлагающие дружбу коренным жителям.

Вы не знаете, что предстроит борьба, не видите туч на горизонте. Битва начинается в сфере идей, чтобы затем спуститься на землю, которая обагрится кровью. Я слышу глас божий, и горе тем, кто его ослушается! Не про них пишется история!

Я в целом мало что знаю про угнетение филиппинского общества испанским владычеством (честно говоря, до момента прочтения этой книги я даже не знал о таком черном пятне в истории этого края), и поэтому произведение стало для меня неожиданным открытием. Позволю себе лишь небольшое уточнение - то, что люди под словами "несем свет истину" превращают государства в колонии, я в курсе. Мне не были известны взаимоотношения между Испанией и Филиппинами. Скажем так, эти государства не входят в мою сферу интересов и увлечений.

без борьбы не обрести свободы!

Невозможно знать вообще ВСЕ. Я это понимаю, и поэтому стараюсь читать или изучать то, что вызывает у меня отклик. А вот теперь, благодаря творчеству замечательного писателя Хосе Рисаль я узнал еще немного мировой истории. Плохо что-ли? Хорошо.

Мария-Клара пыталась молиться, но разве в отчаянии можно молиться? Мы молимся, когда питаем надежду, а если уж ни на что не надеемся, то обращаемся к богу с одними лишь жалобами.

"Не прикасайся ко мне" - роман, написанный человеком, который на своей шкуре испытал все прелести колониального режима. Он был современником этих событий, и если верить информации в послесловии книги, то Хосе не дожил лишь несколько лет до того момента, когда начались политические процессы и реформы по получению независимости его Родины и избавления от паразитов, которые принесли в эти края "цивилизацию и культуру". Словно до этого люди жили в каменном веке, и не знали что такое бытовые вещи или минимальный комфорт.

Меня история тронула.

стоит трем испанцам сойтись вместе, как хандра и печаль тут же исчезают

Не буду обвинять автора в предвзятости или подтасовке фактов (да, мне действительно стало интересно, и я пошел искать информацию о том, действительно ли испанцы того времени оставили после себя столь негативный след для жителей Филиппин, что потребовалось затем МНОГО времени для налаживания отношений между государствами). Так что писатель не сильно преувеличил или приукрасил печальные события или издевательства над жителями со стороны монахов разных орденов, купцов или людей, входящих в административные единицы.

- «Неужели вам неприятно, что мы время от времени развлекаемся? Ведь у нас так много причин для скорби».

Философ Тасио:
- «Развлекаться – это ещё не значит безумствовать! Бессмысленная оргия, повторяющаяся каждый год! А для чего? Транжирить деньги, когда вокруг такая нищета! Да, я понимаю, эта оргия, это вакханалия затевается для того, чтобы заглушить жалобы народа!».

Меня скорее удивляет другое - как долго люди терпели все эти непотребства перед тем, как окончательно не вспыхнули от вседозволенности тех, кто якобы пришел принести им мир и процветание. Но вместо этого принесли только нищету, кабалу, и неподъемные налоги. А еще травлю, издевки и даже убийства, на которые смотрели сквозь рукава. Закон работал только в том случае, если кто-то из местных посмел поднять руку на священнослужителя или монаха. Или тем паче не дай то Бог, католический "святой отец" был найден утром мертвый в канаве.

Тогда скандал будет поднят до самих небес!

Издательство: Художественная литература. Москва

Год выпуска: 1986

Тип бумаги в книге: Офсетная

Тип обложки: Твердый переплет

Количество страниц: 432

Формат издания: 84x108/32

Тираж: 75000

 

В романе известного филиппинского писателя Хосе Рисаля (1861-1896) "Не прикасайся ко мне" повествуется о владычестве испанцев на Филиппинах, о трагической судьбе филиппинского народа, изнемогающего под игом испанских колонизаторов и католической церкви.
Судьба главного героя романа - Крисостомо Ибарры - во многом повторяет жизнь самого автора - Хосе Рисаля, национального героя Филиппин.

В каком ключе стоит воспринимать произведение?

Мне кажется, что в большей степени в историческом. То есть сейчас мы люди другого поколения и менталитета. И многие вещи, которые тогда творились от лица веры или "европейского прогресса" вызывают у нас вполне справедливый гнев в сторону тех, кто это устраивал. Но несем ли мы ответственность за людей, которые творили свои бесчинства от лица Испании, Христа или своей цивилизации? Нет, не думаю. Я несу ответственность только за СВОИ поступки и решения, но никак не за тех людей, которые некогда жили на Земле.

Все одеяния были доподлинно святыми, из манильского монастыря, где их можно приобрести по твердой цене, если здесь уместен коммерческий термин; эта твердая цена может быть повышена, но не понижена. В том же монастыре, как и в женском монастыре Санта-Клара, продаются также рясы, которые наделены удивительным свойством — облаченным в них покойникам отпускаются многие грехи. Но, кроме того, эти рясы обладают и другим, еще более удивительным свойством: их цена повышается пропорционально их ветхости и изношенности. Мы это пишем на тот случай, если какому-нибудь набожному читателю понадобятся такие реликвии или какому-нибудь ловкому старьевщику из Европы захочется нажить состояние, — то есть отправить на Филиппины партию залатанных, старых ряс, ибо стоят они там по шестнадцать песо и более, в зависимости от того, насколько они потрепаны.

Поэтому переносить события минувших дней на отношения между современными государствами и народами я бы точно не стал. Можно только порадоваться тому, что Филиппины теперь независимое государство, а не колониальный придаток своего более сильного и влиятельного соседа, который навязывает ему свои правила. Да, мне могут возразить о том, что современная геополитическая карта тоже имеет свои нюансы и теневые империи, но я скорее про то, что сейчас ОТКРЫТЫХ колоний как раньше уже нет.

повсюду грудились экипажи и коляски — лошади иногда пугались, пятились, вставали на дыбы, все это, хотя и не было предусмотрено программой празднеств, само по себе являло зрелище, хоть и бесплатное, но не менее интересное.

Все остальное условности и нюансы, которые пускай разбирают профильные специалисты, получившие образование и способные куда лучше меня рассказать про современный мир и взаимоотношения между разными государствами.

здесь вы должны либо склонить голову, либо потерять ее.

Книга поднимает сразу несколько фундаментальных проблем своего времени (писатель написал свой роман в те времена, когда все озвученные им проблемы были актуальны), и нам показаны все болячки и проказы общества. Зарвавшиеся монахи и священнослужители католической церкви, которые считают себя выше местного населения. Богатые европейцы, которые смотрят на местных жителей как на диких зверей. Целый народ оказался под гнетом чужой культуры, и вместо обогащения и просвещение оказался рабом господ, которые не желают делать их равными себе.

«Молодые люди, студенты из Манилы, приехавшие принять участие в празднике, смотрели на Ибарру с восторгом, стараясь брать с него пример. Но когда мы желаем подражать великим людям, мы обычно копируем только какие-то мелочи или даже усваиваем их слабости, ибо на большее неспособны. И вот одни их юных поклонников Ибарры стали так же, как он, завязывать галстук, другие переняли фасон его воротника, а были и такие, которые пересчитали пуговицы на его камзоле и жилете».

Не обошел стороной автор и печально известные индульгенции, которыми умелые дельцы обманывали религиозных фанатиков. Мне действительно понравились сцены, в которых пожилые и набожные женщины сравнивают свои траты на прощение будущих грехов. И они ГОРДЯТСЯ тем, как много денег потратили на это, и что Спаситель чуть ли не ЛИЧНО должен будет спуститься за ними когда они умрут. Чтобы взять за руку, и вознести в царство небесное.

Вот это я понимаю вера у людей. Вот это смирение.

Слава отца Дамасо была столь велика, что корреспондент уже заранее писал редактору своей газеты: «То, что я предсказывал вам в моем вчерашнем наспех написанном послании, полностью оправдалось.

Поднимаются тут и проблемы невежества общества (не только коренных жителей, но и также тех, кто приплыл сюда за легкой жизнью), беспросветная нищета людей, вынужденных терпеть дискриминацию и оскорбления только за то, что они родились здесь и являются жителями СВОЕЙ страны. Как же сильно меня коробит мракобесие, связанное с "обучением школьников". Стоило одному учителю перестать наказывать учеников путем физического насилия и разговаривать с ними как с равными, как на него нажаловались другие "товарищи по цеху".

Так как с нашими героями не произошло ничего важного ни в канун праздника, ни в первый его день, мы охотно перешли бы к описанию последнего дня, если бы не мысль о том, что какой-нибудь иностранный читатель, возможно, захочет узнать, как филиппинцы веселятся на праздниках.

После чего несчастному мужчину пришлось вновь стать не УЧИТЕЛЕМ для детей, а палачом и мучителем. В защиту настоящего педагога скажу, что он недолго продержался в этой системе, и предпочел просто уволиться, лишь не видеть непонимающий взор детей, которые еще вчера обожали его уроки, а теперь вынуждены терпеть телесные наказания. И все потому, что кто-то некогда решил, что только таким образом можно воспитывать молодёжь и держать её в тонусе.

Но он никого не убедил, хотя и цитировал римлян

В центре повествования будет уже упомянутый мной молодой дон Ибарра, который будет неким катализатором народной боли. Я хотел бы сказать вам о том, что оскорбленные филиппинцы поднимут своих господ на вилы, скинут оковы рабства, и будут счастливыми и независимыми людьми, но... Здесь все немного иначе. Произведение не призывает, а скорее рассказывает про то, что происходит с местным населением.

Церковники пугают правительство народным восстанием, а народ запугивают войсками правительства.

Каждый божий день Ибарра убеждается в том, что его народ находится под гнетом католической церкви, что европейские купцы и прочие представители администрации мнят себя божками, которым ничего не будет за совершенные ими здесь преступления. И он выступает именно как некий образ. Человек, способный если не поднять восстание, то хотя бы поддержать начинающийся ропот недовольных людей, которые ищут пути выхода из сложившейся ситуации.

Только подумай, я спросила: «Когда я наберусь ума?» — и бросила фишку, а этот беспутный богослов вычитал в книжке: «Когда у лягушек отрастут волосы».

Да, само произведение было дописано. И писатель пытался показать последствия текущий политики тех, кто стоит у руля. Но, к сожалению, сам он не увидел последствия того, про что писал в книгах, и к чему призывал своих соотечественников. Даже немного жаль этого смельчака.

Так же поступаем мы со своими чувствами, чтобы не угасли они от повседневного общения с ближними: посыпаем их пеплом жизни, который называется равнодушием.

"Не прикасайся ко мне" - книга еще не про революцию, а скорее про предпосылки, за которыми последует массовое недовольство, восстание и уничтожение всех, кто унижал и лишал местных жителей возможности чувствовать себя хозяевами своей же земли. Мне роман ПОНРАВИЛСЯ. Он немного сложный в плане восприятия (сложные имена, названия улиц), но это другая культура, иная история. И я считаю, что такие вещи нужно изучать.

Лучше заранее истратить четыре реала на воск и шесть куарто на масло, чем платить потом большой выкуп!

Я с удовольствием поднимаю палец вверх, ставлю максимально высокую оценку, и оставляю этот томик у себя в библиотеке. Такие книги мне нужны самому.

Спасибо всем, кто заглянул на огонек. Надеюсь, что не слишком сильно утомил вас отзывом. Берегите себя, и до новых встреч!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также