Сидни Шелдон - автор, с которым я познакомилась в этом году. Получала на него абсолютно полярные отзывы от "обожаю" до "ну камон, это кринж такое читать". Я не ханжа в литературе и прочитала в начале года "Сорвать маску". Ну и кринжанула, конечно. Но решила пойти по тем, кто кричал мне "обожаю" и спросить, что именно они у автора обожают. И вот "Оборотная сторона полуночи" была упомянута. И наконец в теплый осенний вечер я села разукрашивать картину по номерам и захотела включить на фоне что-то ненавязчивое. Так и было начато прослушивание книги "Оборотная сторона полуночи".
У меня масса претензий к Шелдону, которые будут отражены в отзыве. Но сразу скажу, что именно эта книга на несколько голов выше "Сорвать маску". Во-первых, это не детектив в чистом виде. Этот роман мне немного напомнил "Там, где раки поют" (да простят меня все за такое сравнение, конечно, "Раки" гораздо глубже и социальней!). Да, загадка есть. Но по сути гораздо важнее отгадки то, каким именно образом сложились судьбы героев в одной точке. То есть и то, и то для меня больше драма, чем детектив: разгадка тоже отходит на второй если не на десятый план, потому что больше захватывают трагедии людей.
Сюжет разворачивается в середине XX века. Вторая мировая уже позади, но не так давно. Перед нами предстает супер-популярная французская актриса, которая является подсудимой по делу об убийстве жены своего любовника: рядового безработного, бывшего летчика ВВС. Но тело его жены так и не было найдено... Наблюдать за судебным процессом приехали влиятельные люди из Америки, Франции и Греции, многих из которых связывают с подсудимой дружеские связи. Действительно ли такую популярную и влиятельную женщину можно будет признать виновной и по греческим законам приговорить к расстрелу? И что на самом деле случилось с женой ее любовника?
У вас пошли вайбы "Пусть говорят"? Не, не бойтесь. Книга проведет нас от детства до судебного процесса по жизненному пути двух женщин, которые никогда не были знакомы, но чьи судьбы в итоге сильно повлияли друг на друга. Параллельно с этим мы увидим и бескрайнюю целеустремленность, и жертвенность, и благодарность и другие проявления человеческого характера. Короче, стандартная драма. Но ответы на все загадки будут даны.
То есть в целом это такая длинная история, которую вам рассказал какой-то случайный попутчик. Относитесь к книге так и получите удовольствие.
А если относиться к книге как к Литературе, то бесить может многое.
1. Совершенно ужасный язык повествования. Ну это треш. Хуже, чем язык, которым я пишу отзывы. Заметила, что у Шелдона на каждую книгу есть одна фраза, которая потом постоянно повторяется у разных героев. Так, в этом романе это фраза "сделал/сделала глотательное движение". Да е мае, сколько ж можно глотать?!! Это дико подбешивает, к концу книгу уже вырывались у меня такие смешки немного истеричные. Но! Справедливости ради, предложения уже нормального размера, а не по 10 слов максимум как в предыдущей прочитанной мной книге автора.
2. Герои преимущественно картонные. Маловато мотивации как главным целям, так и конкретным поступкам. Нам вот вроде всю жизнь рассказали обеих героинь, а их решения по-прежнему для нас загадка. Послушно идут за сюжетом по велению автора. И не надо задавать вопросов о том, почему и зачем они это делают, тогда и книга раздражать перестанет.
3. Кинематографичные повороты сюжета, логические дыры. Помните вот этот момент со спасением в самый-самый распоследний момент? А вот эти все случайные встречи? А невероятное везение главного героя? Все это свойственно боевикам и кинокомиксам. Ну и как выясняется книгам Сидни Шелдона. Даже злодеи в книге какие-то туповатые: предпочитают швырять (образно выражаясь) героя, а не убивать сразу, чтобы герой уж точно смог сбежать и выжить.
И тут уж каждому свое. Повторюсь, я не ханжа и понимаю, что любую книгу надо оценивать в вакууме жанра. Глупо сравнивать Шелдона с Толстым или Каннингемом. Это две разные разницы. Каждая под свое настроение и состояние организма.
Мне понравилась книга. Сюжет развивается бодро. Я же могу иногда посмотреть боевик или вселенную марвел? Могу. Ну вот и книгу такую я почитать могу. И даже получить от нее удовольствие. Не крышесносное, но я к тому, что такая книга может мне подойти. Когда? После очень трудной рабочей недели, когда уже не хочется думать, во что-то вникать, а просто сесть и слушать книжку, параллельно разукрашивая картину по номерам. То, что надо. Я читаю 150 книг в год как раз потому, что позволяю себе постоянно жанглировать жанрами. Если бы я читала только классику, то такого числа бы просто не получилось. Я не готова каждый день дисциплинировано вникать в книгу. Иногда мне надо, чтобы книга меня развлекла, а не призывала к решению моральных или социальных проблем.
По поводу нравственной низости или как там пишут... Ой, ну не знаю. Видимо, о таком судить у меня еще нимб не вырос. А возможно я очень хорошо учила историю, поэтому по сути для меня вообще ничего дикого не было в книге: о том, что такое происходило повсеместно в первой половине XX века мне было известно и так. Что поделаешь, в любые времена человеку надо выживать. И героини как раз и демонстрируют, как это можно сделать в мире, где женщины только начинают отвоевывать свои места под солнцем. Кстати, примечательно, что действительно в Штатах чуть-чуть пораньше пошли продуктивные результаты борьбы феминисток, от того и американская героиня себя чувствовала более уверено в профессиональной среде. Кроме того, они из совершенно разных социальных слоев и условий. Вот тут, мне кажется, автора есть за что похвалить. Он четко показывает, что у каждого есть только ограниченный спектр возможностей и способов достижения цели. По крайней мере, в середине XX века.
Я могу рекомендовать книгу тем, когда не смущают те моменты, по которым я проехалась катком. Если для вас это ок, то книга имеет шанс понравиться. Если не ок, то не читайте, точно не понравиться. То есть рекомендую, но с осторожностью. А! Еще Шелдон как бы вроде пишет детективы, а это не совсем детектив. Поэтому это тоже держите в памяти при принятии решения о прочтении книги.