Опубликовано 1 Апрель, 2019 - 21:47

Всем привет! Город Шимла - это столица штата Химачал-Прадеш, который находится в предгорье восхитительных индийских Гималаев. Меня занесло туда, когда я держала путь из Дарамсалы в Дели в ходе моего небольшого семидневного трипа по северу Индии. Моей целью было посетить новые, интересные места и обязательно посмотреть на самый высокогорный массив в мире. Хотя бы издалека.

  • Вообще, в штате Химачал-Прадеш Индия сильно отличается от ее равнинной и более южной части. Так, как только мы стали подниматься в горы, пейзаж за окном стал отличаться не только ландшафтом: на улицах стало удивительно чисто для Индии. По дороге нам совершенно не встречались трущобы, а, по большей части, респектабельные по индийским меркам дома, похожие на наши дачи. А еще люди там совершенно не приставучие и очень спокойные (опять же - в сравнении с другими штатами). Возможно, здесь роль сыграл тот факт, что я приехала в Гималаи в холодном феврале, когда даже высунуть руки из карманов на мороз казалось неподъемной задачей.

Итак, в Шимлу меня привело то, что она находилась у меня по дороге и логистически была удобна для остановки на пару дней. А еще я знала, что она находится на высоте 2100 м, что немало: хотелось посмотреть на горы. Или с гор.

Шимла - маленький город, всего лишь 25 км². А известна она тем, что когда Индия частично была Британской колонией, в Шимле была летняя столица Британской Империи. Почему британцам пришло в голову устраивать столицу в таком странном месте?

Сейчас это крупный туристический центр с соответствующими ценами и контингентом: в основном мне встречались индийские парочки молодоженов и английские пенсионеры. Но - обо всем по порядку.

Из Дарамсалы в Шимлу едет немало автобусов, мы поехали на самом дешевом и простом, который подкупил нас тем, что он прибывал на час быстрее, чем остальные. Автобус выбирали заранее на сайте "Редбасс", про него были плохие отзывы, но они меня почему-то не напугали. А зря.

Дело в том, что в Шимлу ведет очень извилистая серпантинная дорога, которая в то время, когда мы ехали, еще и была щедро полита дождиком, и подмерзла. А наш водитель - молодой жизнерадостный парень - гнал, как сумасшедший. Я в первый раз почувствовала, что это такое, когда "в хвосте" салона трясет намного сильнее, чем в начале: меня мотало по автобусу, я видела, как мы в буквальном смысле одним колесом висим над пропастью или летим на огромной скорости в поворот. А еще наш водитель стал интенсивно зевать, что окончательно привело меня в ужас. В конце концов, я села прямо за водителем и стала его умолять быть аккуратным на дороге и не гнать так сильно. Это принесло результат - водитель был очень рад пообщаться с белой девушкой и, отвлекаясь на меня, снижал скорость на поворотах и, вроде, проснулся. В общем, дорога в Шимлу была ужасной и принесла мне, я думаю, не один седой волос.

Когда мы, наконец, приехали, оказалось, что автобусный вокзал находится внизу, а сам город - наверху, на горе. Конечно же, нас сразу оккупировала толпа таксистов, но я посчитала, что мы молодые и спортивные и вполне сможем сами подняться наверх. Так оно и получилось: мы нашли лестницу и неспеша стали подниматься на улицу, которая вела к центру города - Moll Road. Поднимались мы долго, я помню только, что чуть не выплюнула легкие, пока пыталась отдышаться, и постоянно просила мою спутницу сделать передышку.

И вот, наконец, мы попали наверх. Нам нужен был автобус до центра, но на автобусной остановке мы простояли достаточно долго и, не дождавшись нашего автобуса, решили пойти пешком. А потом все-таки согласились сесть на такси за приемлемую, вроде, цену, но такси везло нас минут 5, и мы все равно остались разочарованы, что заплатили денег за такую короткую поездку.

А все дело в том, что в исторический центр города въезд на машинах запрещен, поэтому нас высадили перед входом на центральную улицу.

Первое, что бросилось в глаза - это непроглядный туман. Вот почему британцы решили сделать тут столицу - они себя чувствовали в Шимле, как дома. И несмотря на то, что на улице температура колебалась от нуля до +3 градусов, как только мы вошли на местный Арбат, начался проливной дождь, очень холодный, сопровождающийся пронизывающим ветром.

В первую очередь мы решили поесть, ведь за весь день (с 5:00, когда мы выехали из Дарамсалы, до 16 часов, когда мы оказались в центре Шимлы), мы практически ничего не ели. Тут нас ждал еще один неприятный сюрприз: на Молл Роад, безусловно, много заведений общепита, но рассчитаны они все на тех же зажиточных европейских туристов и романтические парочки, что сказывается и на ценах. Скажем, на московском Арбате я знаю места, где можно перекусить гораздо дешевле.

Но - как говориться, Гугл в помощь - и мы узнали, что если немного свернуть с главной улицы, то можно найти замечательную китайскую кафешку с огромным меню, очень вкусной едой и прекрасными ценами. Единственный минус - там было очень много народу, поэтому у входа в кафе даже собиралась очередь, чтобы зайти внутрь и найти себе сидячее место.

Насладившись восхитительным супом и момо, мы двинулись дальше. Параллельно я пыталась отыскать нам гостиницу на ночь, одновременно мониторя цены на букинге, мапс.ми и в оффлайн режиме, но ничего хорошего нам не попадалось. Я уже даже стала расстраиваться, что придется ночевать в дорогущем отеле или где-то на окраине города. А ведь с утра у нас был поезд, который отходил от вокзала неподалеку от центра, поэтому и хотелось найти комнату поблизости.

Центр Шимлы представляет из себя типичную туристическую улицу с памятниками, отреставрированными зданиями в английском стиле, католическими церквями.

Например, здесь есть памятник Индире Ганди:

и Махатме Ганди:

И, конечно же, тут очень много палаточек с сувенирами и точек фаст-фуда.

Оголодав по фруктам, тут я встретила дяденьку, который торговал очаровательными фруктовыми тарелками по 80 рублей и, конечно же, купила себе тарелочку с киви, клубникой, грушей и чем-то еще. Дядя улыбнулся и перед тем, как отдать мне тарелку, чем-то ее посыпал...

Я была уверена, что это сахарная пудра или что-то в этом роде. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что он просто посолил фрукты! Я никогда не видела, чтобы с таким уверенным видом и знанием дела одним махом кто-то брал и портил вкусное блюдо!... Похоже, что там принято так есть сладкие фрукты, но радости я не ощутила.

Удивительно, что центральная площадь города находится на значительном возвышении. Оттуда открываются замечательные виды на город. Часть из них была скрыта туманом, но это придавало местным видам аутентичности:

А еще нам постоянно встречались обезьяны. Более пушистые, чем их равнинные собратья. Обезьяны на снегу - это так странно! А один раз встретился прямо огромный товарищ размером с небольшого добермана, который не очень добро на нас смотрел. Но, возможно, это просто фирменный взгляд горных обезьян, вынужденных выживать в условиях сурового климата.

Нагулявшись и наглухо замерзнув, мы пошли искать гостиницу, чтобы переночевать. Это внезапно оказалось проще, чем я себе придумала: прямо на входе на Молл Роад, туда, куда нас привез таксист, находилось несколько маленьких отелей. За 800 рублей нам предоставили очень приличную комнату, плюс - 100 рублей за обогреватель. Как ни странно для меня это было, но в городах, которые находятся в таком холодном климате, и где зимой может спокойно быть -10 градусов, нет центрального отопления, и спасаться приходится электрическими обогревателями, которые тратят огромное количество электроэнергии. Хотя в рамках отеля - обогреватель за 300 рублей окупается всего после трех посетителей, так что, возможно, местные просто не задумываются над экономией. А могли бы закупить буржуйки

Затем мы пошли выпить пива в ближайший английский паб. Цены там были дорогие и по московским меркам, зато в нем было очень прилично и наконец тепло, нашими соседями были европейские туристы и все те же романтические парочки индийцев. Но нам быстро надоело, мы купили пива в магазине и ушли его распивать в нашем уютном номере с обогревателем.

  • А с утра мы отправились на железнодорожный вокзал.

Немного предыстории: я знала, что билеты на индийские поезда надо покупать заранее, и тщетно, в течение нескольких месяцев, пыталась зарегистрироваться на сайте индийских железных дорог. Так как у меня ничего не получилось, я пустила все на самотек и решила покупать билеты по факту, в кассе вокзала. И чем меньше времени оставалось до нашего поезда, тем сильнее я нервничала, понимая, что шансов купить билет у меня немного. А ведь в Шимле стартует один из самых знаменитых железнодорожных маршрутов по Индии, который проходит в город Калку на маленьком индийском "той-трейне" - игрушечном поезде, идущем по узкоколейной дороге по горам.

Наш маршрут должен был пролегать из Шимлы в город Калку на той-трейне, а потом - пересадка на нормальный поезд до Дели. Если бы мы не купили билеты на поезд, то нам бы пришлось спускаться по уже знакомой обледеневшей серпантинной дороге. Одна мысль об этом вводила меня в ужас. Но, внезапно, в кассе нам продали билеты сразу до Дели. Стоили они всего ничего: на двоих - 330 рублей за довольно приличное количество километров:

Я подумала - как здорово! Вот оно - везение, вот она - чистая карма! Мы сели у окна и заняли хорошие места, подкармливая обезьянок и ожидая отбытия поезда.

Но внезапно нас согнали с мест европейцы, показав билеты с фиксированными местами. А потом нас выгнали еще из нескольких мест и вообще отправили в самый последний вагон, где было огромное количество людей, воюющих за самое лучшее стоячее место.

Оказалось, что перед отбытием поезда можно взять билеты только без места. А значит - если все сидячие места будут заняты, то ты будешь ехать шесть часов стоя.

Если бы я знала об этом заранее, возможно, я бы сильно задумалась над тем, что же лучше - ехать по серпантину на автобусе (сидя) или ехать на поезде (стоя), пытаясь увидеть что-то в окно. А этот железнодорожный маршрут, на минуточку, является объектом всемирного наследия Юнеско, так как пролегает через огромное количество арок, мостов, а вокруг открываются удивительные пейзажи...

...как жаль, что я практически ничего из этого не увидела, ведь окна были запотевшими (на улице был сильный дождь), а я пыталась найти свое место под солнцем возле двери, то усаживаясь на пол, то прильнув к окну, чтобы хоть что-то разглядеть. Вокруг меня было еще куча таких же "зайцев". Иногда они открывали дверь вагона, чтобы пофотографировать пейзажи, и тогда мне удавалось увидеть хоть что-то.

Однажды я уже ездила в горах на поезде, и мне очень понравилось: чайные плантации, горы, арочные мосты и тоннели... это было очень красиво. А еще там было комфортно, просторно, немноголюдно и, главное, тепло! А под конец поездки на той-трейне я чувствовала себя заболевшей и очень разочарованной.

Где-то за час до прибытия в Калку один индиец сжалился надо мной и уступил мне место. Несмотря на то, что с его сидения не было видно в окно вообще ничего, я была рада возможности посидеть как человек хотя бы немного, и осталась ему очень благодарна.

Потом мы приехали в Калку и пересели на нормальный поезд-электричку до Дели. Как оказалось в дальнейшем, это была не наша электричка, но это уже совсем другая история.

Итак, подводя итог, пару советов тем, кто собирается в Шимлу:

  • не езжайте туда зимой! Или сразу берите с собой много теплых вещей. Температура там в несезон - очень даже московская, а дожди и ветра - гораздо сильнее и многообразнее;
  • будьте осторожны с местным транспортом. Поезд - безопаснее, чем автобус. Если вы выбрали автобус, то покупайте места в начале салона. И следите за водителем, чтобы он не уснул
  • вполне приличную гостиницу в центре города можно снять и не бронируя заранее;
  • билеты на поезд ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно покупать заранее. Даже если при этом придется воспользоваться услугами сторонних агентств и заплатить большую комиссию. Иначе придется провести шесть часов в поезде стоя;
  • в центре можно найти не только дешевое жилье, но и дешевые кафе, стоит только свернуть с главной улицы на параллельную.

В общем и целом, в Шимле мне не понравилось. И не только потому, что этот город неприветливо встретил меня плохой погодой и высокими ценами, а, в первую очередь, потому, что тут особо нечего смотреть. Я хотела увидеть английское наследие, горы и покататься на игрушечном поезде. Но английское наследие тут существует только в виде немногочисленных дорогих пабов и современных зданий в колониальном стиле; горы впечатляют гораздо меньше, чем в Дарамсале (ведь даже несмотря на низкие температуры и высоту расположения города я не увидела обожаемые мной снежные пики), а игрушечный поезд, возможно, хорош, если вы берете билет на него в первый день продажи и только у окна.

Зато меня впечатлили многочисленные обезьяны, туман и какая-то особая европейская атмосфера. К последней прилагается чистота, большой ассортимент европейских товаров, спокойствие и размеренность.

Посмотреть на столицу штата было интересно, но больше я туда не вернусь.

Всем добра и путешествий!

Достоинства
  • Атмосфера
  • Интересный климат
  • Колониальная архитектура
  • Очень тихо и спокойно
  • Чистота
Недостатки
  • Дорого
  • Мало интересного
Ungoliantaне рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
02.04.2019
Я смотрела на Ютубе у Ирины хинди лайф путешествие от Дарамсалы до Манали, это по дороге с Шимлой?
Она ездила туда в апреле-мае, небо кристально чистое было, виды очень впечатляли. Мне кажется Вам и вправду впечатление попортила погода, могло бы быть лучше, визуально хотя бы Smile
02.04.2019
Манали немного дальше, чем Дарамсала, выше в горах) Я собиралась туда съездить, но во времена моей поездки там был жесткий снегопад, поэтому я испугалась. Обязательно посещу это место!
Мне кажется Вам и вправду впечатление попортила погода, могло бы быть лучше, визуально хотя бы
Ну я бы не сказала, что мне испортила впечатление погода - дождь я люблю, туман придавал какой-то аутентичности, английскости что ли) Но я ожидала большего - высоких гор, изюминки какой-то.
08.04.2019
никогда не была на севере Индии. С удовольствием прочла ваш отзыв ).
14.04.2019
Спасибо! Если вдруг потянет - обязательно съездийте, оно того стоит)
09.04.2019
Какой замечательный отзыв Вы написали - такой живой, что кажется, сама там побывала)) Пару раз ездила по горному серпантину - это, конечно, здорово пощипывает нервишки.
14.04.2019
Спасибо за добрые слова!)
Я жутко боюсь высоты, поэтому и в страшном сне не могла предположить, что буду ездить по горам, много летать, прыгать с парашютом. Но меня туда неумолимо тянет))) И обливаясь потом от страха, я всегда лезу в самое пекло, где опасно даже по меркам людей, которые не страдают такими фобиями, как я... не знаю, почему так получается.
15.04.2019
Если Вы следуете зову своего сердца, то Вас ведет Судьба. Возможно, в таких местах или ситуациях Вы встретитесь с чем - то или кем - то особо для себя значимым)).
Смотрите также