Сериал с первых кадров настраивает на серьёзный лад.
Здесь даже заставка красная. Кровавая. Тревожная.
И начинается с исторической справки. 2014 год. Евромайдан, начавшийся как праздник непослушания, обернулся гражданской войной. А далее идёт трактовка событий исключительно пророссийская. От народа Украины потребовали отречься от всего, что связывало его с Россией. От языка, истории, культуры, веры. Пытаясь отстоять свои ценности и свою идентичность, часть народа восстала. Ибо мирные протесты властью были намеренно не услышаны.
Если зритель не согласен с такой трактовкой - может сразу не смотреть. Ибо позиция Прилепина по этому поводу широко известна, дальше будет только хуже.
Если согласен - добро пожаловать в драму. С головой. В центре истории - непростые судьбы ополченцев, их противников, их союзников, а также нейтральных. вроде бы, людей, которых "зацепила" война.
Людей много. Поэтому в первой серии немного теряешься от обилия информации о каждом. Но постепенно втягиваешься.
Вот наиболее колоритные их них:
Комбат Лесенцов. Глава ополчения. Родом из России. Всю свою жизнь положил на служение Родине, а Родиной считает СССР. Вступление в ополчение для него естественный шаг. Иначе он просто не может. А между тем в Москве у него семья - жена и дочь. И шанс зажить мирной, обеспеченной и вполне уважаемой жизнью.
Лютик. Ближайший соратник Лесенцова. Бывший бандит по кличке Лютый, который, однако, идёт бороться с фашизмом. Просто потому, что не манкурт. И помнит, что о фашизме рассказывали бабушка и дед.
Интересно, что главный антагонист в этой истории - начальник ГУВД Бондаренко (Александр Сибирцев). Вот так: законник фактически оказался фашистом.
Игорь Вострицкий (Чечен). В прошлом участвовал в Чеченской войне. Однако из-за контузии повоевать ему не пришлось. Уход в ополчение для него не то покаяние, не то часть миссии. Правда, какой миссии, он сам в точности не представляет.
Аист. Почти пацан - лет 15. Одна из жертв той войны. Лишился семьи. Лишился дома. И теперь идёт мстить.
Лидия. Человек невоенный. Врач, цель которой - просто служить людям. И которая. однако, выбрала свою сторону баррикад. Хотя в помощи неспособна отказать даже явному врагу. Просто потому, что для неё это уже вопрос человечности.
Дак. Ещё один соратник Лесенцова. Профессиональный военный. Немногословен и практически незаметен. Но надёжен, смел, умеет найти выход из множества критических ситуаций. Именно Дак становится проводником для главного героя - человека сугубо невоенного и вообще плохо понимающего, куда. собственно, попал.
Центральным персонажем, волей-неволей объединяющим чужие драмы в один сюжет, становится
журналист Алексей Суворов.
Несмотря на громкую фамилию, человек сугубо невоенный, страшно далёкий от народа и восторга от того, что является русским, не испытывающий. Есть у него мечта - выйти на европейский уровень. Вот и доит он то российское издательство, то немецкого куратора.
Война на Украине для него - очередная "жареная тема". Вот и едет он туда - официально с "гуманитаркой", а неофициально - взять интервью у Лесенцова и прославиться. Едет и... сталкивается с непонарошечной опасностью. С чужим горем (и чужим умением радоваться, несмотря на войну, тоже). С расстрелами. А под конец - и вовсе с предательством. И чем дальше, тем чаще на него хочется заорать: "Дурак ты дурак! Глаза разуй! Пойми, зачем ты своим кураторам нужен и нужен ли вообще! И хватит уже метаться, аки в проруби цветочек!"
Другой персонаж, пытающийся ловить рыбку во всех водах, Трамвай. Бывший лесник, а ныне контрабандист, за денежку обслуживающий обе стороны. Однако цинизм гражданских войн в том, что сохранять нейтралитет не получится. Либо жизнь заставит примкнуть к одной из сторон, либо станешь жертвой.
Показаны и кураторы каждой из воюющих сторон. Которые, вроде, держатся незаметно и ничего не обещают, но без них здесь не делается ничего. Порадовал и финал., хотя, конечно, о хэппи-энде здесь речь не идёт.