Выбор каждого: всегда есть за что умереть, или всегда есть ради чего жить?..
13 апреля я посмотрела спектакль "Сердце матери" в Московском Губернском театре. Он поставлен по пьесе чешского драматурга Карела Чапека, написанной в 1938 году, но сейчас так же актуален, как и 85 лет назад. Честно говоря, совершенно не знакома с чешской литературой, и все мои познания заканчиваются на романе Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка". Но после спектакля захотелось почитать что-то еще. А еще захотелось скорее обнять маму!
Сколько может выдержать сердце матери? Как вообще возможно пережить смерть мужа, а потом смерти нескольких сыновей? Как не лишиться разума, жить дальше, как спасти последнего, оставшегося в живых сына? И напротив, можно ли вот так неразумно распоряжаться свой жизнью, не думая ни о себе, ни о своем будущем, ни о жене, ни о бедной матери ради своих убеждений или, тем более, из глупого принципа что-то кому-то доказать? Что погубит скорее - отвага или равнодушие?
На черно-белом пространстве сцены, разделенном завесой ружей на "живых" и "мертвых", не играют спектакль, а проживают жизнь во время и "после жизни". И между этими жизнями ходит та самая, только не с косой, а прекрасная и зловещая, но всегда оказывающаяся там, где ее не ждут, чтобы забрать с собой очередного человека, оставив о нем только воспоминания и несколько вещей. И чем ближе спектакль подходит к концу, тем больше на сцене появляется полок для памятных вещей. И все страшнее смотреть на горе матери, тем более что Доронина Елена играла потрясающе, и не почувствовать боль, которой наполнен спектакль, поверьте, невозможно.
Об этом спектакле сложно писать, его нужно увидеть, его нужно почувствовать. А особенно сейчас, когда столько материнских сердец болят от страха за своих сыновей. И особенно детям, которые забывают о том, что вместе с их жизнью, жизнью детей, всегда угасают и жизни их родителей. Ведь цель далеко не всегда оправдывает средства. А все же, всегда есть за что умереть, или всегда есть ради чего жить?