Стоит оговориться сразу, что никогда не интересовался самурайскими боевиками, а на обозреваемый фильм наткнулся случайно (пару лет назад) на канале TV 1000 action (если память мне не изменяет). Подумать только! Я бы мог пройти до конца свой жизненный путь и не узнать о существовании этого, вполне годного, фильма.
На отсутствие интереса к самурайским боевикам повлиял просмотр в детстве некоторых из них. В памяти отложились: дебильные акробатические сцены, в которых было видно, что актёры «летают» на верёвочках и бои на мечах по полчаса с «тысячами» ударов. Названия таких фильмов, просто для примера, вспомнить не смогу, но, как говорят потерпевшие на составлении фоторобота: «Описать не могу, но если увижу – узнаю», но потом осторожно добавляют: «Наверное».
Итак, к сути.
—— – —— – —— – —— – —— – —— – —— – ——
II. Сюжет и персонажи
Сюжет фильма прост и непритязателен (но при этом, что смешно, довольно интересен) и по времени действия происходит в период, который в известен в Японии, как «период Эдо».
По сюжету в неназванное поселение приходит старик – странствующий незрячий массажист, плюс две гейши, которые разыскивают убийц своих родителей, плюс ронин с болеющей супругой (причём они не пришли просто так – они явно от кого-то убегали).
Не населённый пункт, а средоточие силы какое-то!
В самом же городе царит безобразие: местная банда (ala якудза) стремится поглотить город, устранив всех неугодных персон, попутно устанавливая непомерные поборы для горожан и «ставя на место» тех, кто пытается им возражать (чёрт подери! Как же это до боли знакомо!).
Собственно, это и есть отправная точка сюжета. Можно переходить к персонажам.
Персонажей придётся разделить на две категории: на значимых, т.е. непосредственно виляющих на развитие сюжета, и второстепенных, т.е. влияющих на него опосредованно.
1. Значимые:
Затойчи – центральная фигура всего фильма, альтруист до мозга костей. Имеет удивительное свойство появляться там, где царит несправедливость. Человек, который научился вслепую владеть мечом, замаскированным под посох, и ориентироваться в пространстве, выводя эти умения, кажется, за грань человеческих возможностей. Настоящее имя неизвестно, ровно, как и его прошлое, но сам представляется костоправом, многие же обращаются к нему по сословной принадлежности – затойчи.
Одним из источников его дохода являются азартные игры в игорных домах, например в кости. Затойчи мистическим образом угадывает по звуку падения костей является ли выпавшее число чётным или же нет и срывает куш, чем заслуживает злые взгляды со стороны персонала игорного дома, которые чувствуют, что их дурят (ну хоть кто-то!).
В ходе первого просмотра сложилось впечатление, что данный персонаж и не человек вовсе, а «карающий дух правосудия» и дело тут не в том, что он владеет вслепую мечом лучше многих зрячих, дело в том, что он не ошибается в людях и знает, что от кого следует ожидать. Это, кончено, можно было бы списать на режиссёрскую халтуру (как это было с серией фильмов «Пила»), но что-то подсказывает, что это не тот случай.
—— —— —— ——
Хаттори Гэнноскэ – ронин – самурай, что остался без хозяина и, как следствие, без средств к существованию. К нему чаще обращаются по статусу или же просто зовут «сенсей» (?). По фильму выступает в качестве антагониста, но однозначно злым персонажем назвать его нельзя (хотя он и «шестерит» мерзавцам). Имеет на иждивении больную жену, из-за чего готов взяться за любую работу, лишь бы оная скорее поправилась, но сама спутница жизни устраивает ронину сцены по поводу того, что ему на работе приходится убивать людей и просит более этим не заниматься, не предлагая при этом альтернативных вариантов заработка (этим она напоминает жен блюстителей порядка из поганых отечественных сериалов про ментов).
Использует весьма странную технику обращения с мечом вакидзаси – он его метает (!), что при первом просмотре весьма удивило (уж сколько в своё время читал различных книг и статей, посвященных самураям, никогда и нигде не встречал упоминания о том, что запасной меч вакидзаси метали).
Ронин любит побухать после работы, а иногда предаться воспоминаниям о том, как его честь была «поругана» учителем боя на мечах и о том, как он эту часть «восстановил».
—— —— —— ——
О-Кино и О-Сэи – брат и сестра На́руто. Вот уж по отношению к кому жизнь обошлась несправедливо! Рано осиротели после убийства их родителей бандой головорезов под предводительством Гиндзо, Оги и некоего «господина Кутинавы». Всё это стало возможным «благодаря» предательству приказчика семьи На́руто – Хаехати, который под покровом темноты впустил выше упомянутых на территорию дома.
Оставшись одни и без средств к существованию, О-Кино и О-Сэи, некоторое время, бродяжничали, пока их не приютил некий обеспеченный господин. При весьма мерзких обстоятельствах им пришлось покинуть новообретённый дом. Так как О-Сэи был уязвлен потерей родителей, а приютивший его с сестрой богатей оказался знатным извращенцем (переодевал О-Сея девочкой и склонял к интимной близости), то оказавшись вновь на улице без еды и перспектив на будущее он принял решение продать первому встречному своё тело за деньги. С тех пор О-Сэю, по его утверждению, одеваться женщиной и вести себя соответственно «гораздо удобнее».
Вскоре брат и сестра решили найти и отомстить тем, кто обрёк их на такое существование и, раздобыв музыкальные инструменты, принялись разучивать танцы и песни, что исполняются гейшами, ибо оба решили маскироваться под оных.
На момент начала событий фильма О-Кино и О-Сэи повзрослели и странствуют по японским землям в поисках убийц своих родителей, выдавая себя за гейш и грабя мужчин. В качестве оружия им служат модернизированные музыкальные инструменты с потайными клинками.
—— —— —— ——
Синкити – человек, который ничего (почти) не умеет, но за всё (абсолютно) берётся. Любитель пытаться схватить удачу за её вертлявую ж… [кхм] за вертлявый хвост. Пропадает в игорных домах, в одном из которых, ранее, был на побегушках.
С учётом его маниакального стремления выиграть у тех, кто в выигрыше всегда, на просторах нашей необъятной Родины он стал бы завсегдатаем у ларьков с лотерейными билетами от Спортлото, с упоением профукивая все последние деньги, занятые в долг у друзей, при этом с восхитительной детской непосредственностью ожидая, что однажды он купит «тот самый счастливый билет», который его озолотит.
Хотя Синкити по фильму – это простачок-дурачок, но именно он, по сути, становится «ушами» затойчи в городе, снабжая последнего новостями «с полей». Иногда способен найти выход из трудной ситуации, оправдывая при этом пословицу: «Необходимость обостряет разум».
Не равнодушен к идее стать красивым и понравится всем.
—— —— —— ——
Гиндзо (раннее – Иноскэ) – змея в обличии человека. Один из главарей местной банды (и все в городе об этом знают), плюс является хозяином одного из местных игорных домов (и полгорода, ничтоже сумняшесь, в нём играют).
В прошлом участвовал в кровавых расправах с последующим разграблением имущества.
Именно он берёт на работу ронина, поручая последнему устранение неугодных лиц.
В городе появляется только в сопровождении оравы мордоворотов.
Оги слева; справа некий господин Сакаи, перед кторым Оги "стелется".
Оги (раннее – Тасити) – незадачливый толстячок и Лизоблюд (именно, что с большой буквы). В прошлом, вместе с Гиндзо, участвовал в известных тёмных делишках; на момент действия фильма также один из главарей местной банды, но в отличие от Гиндзо, про его участие в банде никому из горожан не известно (все думают, что они просто «спелись»).
Одно из направлений его деятельности: умасливание влиятельного городского богатея (некий «господин Сакаи») с целью получения его расположения (жаль, что толком не раскрыты перспективы этого расположения).
Большим умом и смелостью не блещет, а посему держит у себя в помощниках человека не умнее и трусливее себя.
Господин Кутинава – главный главарь местной банды, в которую вхожи также Оги и Гиндзо. Большую часть фильма появляется эпизодически.
Определяет стратегию деятельности банды, а Оги и Гиндзо уже размышляют над тактикой и претворяют волю Кутинавы в жизнь (правда, по ходу, Гиндзо старается много больше).
Хозяин трактира и его помощник – два старичка-боровичка, хозяйничающие в местном трактире и также, как и все местные, страдающие от поборов. Однако у них имеется весьма любопытная связь с местной бандой, что заставляет думать, что когда к ним приходят пацаны с района бандиты за данью, то перед посетителями трактира просто разыгрывается спектакль.
Оба являются пассивными субъектами добродушных насмешек и подколок (хотя хозяину достаётся больше, старичка-помощника чаще жалеют).
—— —— —— ——
2. Второстепенные:
Тётушка О-Умэ – родная тётя Синкити и просто добродушная женщина преклонных годов. В одиночку ведёт домашнее хозяйство и торгует овощами на местном рынке, едва сводя концы с концами.
Предоставляет кров квартету, состоящему из: затойчи, Синкити, О-Кино и О-Сэи.
Является носителем «сокровенного» знания, связанного со значением слова «кутинава» (немного странно, что только она одна).
Фунахати – старичок, который прежде Гиндзо и Оги был «властью» в городе, но утратил своё влияние (похоже потерял хватку).
Держит свой игорный дом, чем составляет конкуренцию Гиндзо по части игорного бизнеса и является занозой в пятой точке последнего.
Бывший работодатель Синкити.
Хаехати – приказчик семьи На́руто, а также продажная душа. Именно он впустил в дом семьи На́руто головорезов, которые учинили расправу над родителями О-Кино и О-Сэя, и разграбили их имущество. То есть Хаехати умножил земные скорби [слышно, как кто-то надрывно кричит: «Он лишил их детства!»] и подписал себе смертный приговор.
—— —— —— ——
3. Простите меня! Знаю, что данный персонаж даже опосредованно не влияет на сюжет, но упомянуть его я не могу, ибо каждым своим появлением в кадре он «рвёт меня в клочья».
Местный дурачок – в России деревенские дурачки носятся с писанной торбой, в Японии – бегают целыми днями, воображая себя самураями. Во всяком случае так делает данный персонаж (правда иногда он становится тихим).
Почти полностью обнажённый, со шлемом, элементами нагрудника, флагом за спиной и с копьём в руках, наш дурачок бегает туда-сюда, крича букву «А» и «сверкая» пятой точкой. Нужно отдать ему должное: бегать и орать весь день, не сбивая при этом своё дыхание – для этого потребуется отличная выносливость.
В общем, аминазина на него нет!
—— – —— – —— – —— – —— – —— – —— – ——
III. Что особенно хорошего
Низкий поклон создателям фильма за сцены боёв – они поставлены почти идеально. На каждого противника уходит буквально один-два удара мечом. Особенно спасибо за то, что это касается всех персонажей, даже значимых (а то как-то странно получается: во многих боевиках массовку «выпиливают» без проблем, а вот со значимым персонажем надо побороться, никак иначе, пол фильма минимум). Единственная претензия: враги часто благородно нападают только по одному.
Касательно телодвижений во время боёв: я конечно не мощный специалист, но по персонажам видно, что актёры, исполняющие их роли, хотя бы для приличия тренировались орудовать мечом так как положено (просто посмотрите на затойчи или ронина в этом фильме, а потом посмотрите на Уму Турман в другом известном фильме и, что называется, почувствуйте разницу). Всё выше перечисленное составляет красоту данной кинокартины и радует глаз.
Ах да. Спасибо ещё за то, что никому из персонажей не «включают» «режим дурака» («режим дурака» – это когда тот или иной персонаж то весь из себя крутой, то «сливается» как идиот).
—— – —— – —— – —— – —— – —— – —— – ——
IV. Что плохого/неудобного/поганого/неприличного/противного/[очевидное словоблудие]
Японцы не были бы японцами, если бы не вставили в фильм что-нибудь эдакое и, думаю, вы уже догадываетесь, что под этим скрывается. Чисто технически, пропаганды того, о чём ниже пойдёт речь в фильме нет. Грубо говоря, в фильме есть контент, который может быть оскорбительным для некоторых зрителей. Связан он с одной из нетрадиционных сексуальных ориентаций. Короче, в фильме есть персонажи с педофильскими наклонностями гомосексуального толка [вытер пот со лба].
Поймите правильно: сцен, непосредственно изображающих сексуальное насилие над детьми, в фильме нет, но есть, по меньшей мере, три сцены, которые это так или иначе предполагают при определённом их развитии. Причём две из них очевидные (они просто «кричат» об этом), а третья становится таковой в глазах зрителя если он/она привык/привыкла искать Дьявола даже в своей тарелке с супом.
Хотя, возможно, режиссёр просто этим хотел показать жестокость и «норму» того времени в Японии, а по сему готов допустить мысль о том, что снять фильм про то время в Японии и не показать подобные вещи режиссёру было сложно.
Также имеется в фильме маленькая несостыковка. Револьвер, изображённый на скриншоте ниже – это американский револьвер модели 1873 года, более известный как «миротворец».
Период Эдо в Японии длился с 1603 по 1868 годы и ознаменовался, помимо всего прочего, самоизоляцией [перекривился и оскалил зубы] Японии от внешнего мира, иначе говоря – сакоку (1641 – 1853 гг.). Думаю, как была «открыта» Япония для Мира, пояснять не нужно.
В фильме вряд ли проиллюстрирован конец сакоку и возникает вопрос: как американский револьвер оказался в Японии раньше, чем его физически изготовили в самих США и запустили в серию? Наверное, предвосхитили. Гады.
—— – —— – —— – —— – —— – —— – —— – ——
In summa: отличный во всех смыслах фильм. Актёрская игра вне всяких похвал, сцены боёв почти совершенны, крена в сторону «бусидо из всех щелей» в фильме нет, так что смотрится он, что называется, на одном дыхании. А фраза, сказанная в конце фильма и вовсе может заставить некоторых призадуматься и переосмыслить свою систему восприятия мира.