Утомлённые солнцем - 2.
Это фильм про войну. Даже не знаю, про какую. Не про Великую Отечественную, нет (ниже я объясню, почему). Скорее всего, это фильм про войну, которая идёт до сих пор в голове уважаемого Михалкова Н С. Между двумя полушариями мозга, например. Сюжет от начала и до конца выдуман, смотреть такой "шедевр" сложно, а удержаться от написания негативного отзыва просто нереально. Собственно фильм "Утомлённые солнцем 2" состоит из двух частей: "Предстоящие" и "Цитадель". Разбирать из по-отдельности я не вижу смысла, т к они , как близнецы-братья, неотличимы один от другого , перетекают один в другой и один другого хуже.
Итак, плюсы и минусы фильма.
Плюсы. Они есть, как это не странно. Съёмки и операторская работа. При всей той гнусности, которой пронизан насквозь этот фильм, снят он красиво. Спецэффекты, компьютерная графика, ракурс съёмки и даже в какой-то мере декорации - на уровне. Ещё бы - съёмки потянули около 50 миллионов рублей, а это немало.
Минусы.
Игра актёров. При том, что в фильме задействованы многие знаменитые российские актёры, ситуации это не спасает. Большинство персонажей переигрывает (и больше всех сам Михалков), сопереживания не вызывает никто.
Сюжет. Он замысловат и извилист. Политзаключённый Котов бежит из лагеря и отправляется на фронт, в штрафбат. Там он воюет, проявляя чудеса смекалки и находчивости. Тем временем, Сталин решает его реабилитировать для использования в гениальной полувоенной (больше - политической) операции по массовому уничтожению граждан собственной страны. НКВД посылает на поиски офицера НКВД, старого друга семьи Котовых и , по-совместительству, любовника его жены. Параллельно развивается история его дочки, которая пытается разыскать отца. Сюжет настолько неправдоподобен, что при просмотре фильма возникает стойкое ощущения сюрреализма. Как? Зачем? Почему? Где логика? Что вы курите? - эти вопросы устаёшь задавать экрану телевизора/ноутбука уже после двадцати минут просмотра.
Сценарий. Это самый жирный минус этого кино. Понятно, что сценарий - это детище самого режиссёра, но создать ТАКОЕ - это надо уметь. Фильм наполнен ложью, гнусностью, оголтелой антисоветчиной, экскрементами (в прямом и переносном смыслах) и глупым вымыслом. Неясно, что за война показана в данной кинокартине. Непонятно, про кого эта кинокартина. Не про советский народ, это точно. Как мог советский народ победить в той войне, если он во вселенной Михалкова состял из трусов, паникёров, доносчиков, идиотов, некомпетентных руководителей, дезертиров, ворюг, тиранов (он, правда, один - сам тов. Сталин), алкашей и кровавых гэбистов. Количество мифов, использованных для погружения зрителя в реалии того времени, просто зашкаливает. Степень режиссёрского маразма тоже. Тут и немецкие танки под парусами (флагами), и самолёт, из которого можно испражниться на лету, и черенки от лопат вместо винтовок, и курсант, идущий в штыковую на танк, и многое другое, не менее идиотское. При этом режиссёр утверждает, что пользовался архивами для создания фильма. Не знаю, в каком архиве был описан случай убийства испражняющегося немецкого аса при помощи ракетницы, не существовавшей на момент развития описываемых событий. Другими словами , картина представляет собой адскую смесь вымысла и откровенной антисоветской чернухи, там нет места подвигу, любви к родине и прочим возвышенным понятиям.
Итог. Возможно, кто-то ожидал, что очередной "шедевр" Михалкова будет сакраментальным, но получился он экскрементальным. Не смотреть ни при каких обстоятельствах.