Тот образ, в котором Татьяна Толстая предстает в последнее время в медиапространстве, мне не нравится. Что хорошего в вульгарной, зазнавшейся даме, чокнувшейся от избытка интеллекта, безобразно показывающей язык? Но ее малую прозу (рассказы, очерки, эссе), с которой познакомилась еще во времена студенчества и с тех пор перечитывала множество раз, безоговорочно признаю гениальной и люблю за неподражаемую иронию и глубокий психологизм.
Сегодня я хотела бы рассказать о ее новелле, которая мне кажется особенной и даже обязательной к прочтению женщинам.
Называется "ОХОТА НА МАМОНТА"
Он о девушке по имени Зоя, которая очень хочет замуж. Не просто хочет, для нее брак - смыслообразующее событие в жизни женщины. И если оно никак не происходит, то вся картина мира расшатывается, утягивая за собой психику героини.
Ей 25, и в ее самосознании уже даже не тикают часики, а громко бьют куранты, и она начинает охоту.
Владимир - ее "мамонт", которого она искусно (и довольно смешно) заманивает, но он все как-то срывается с крючка. Она и кудри вьет, и готовит изумительно, и играет в женщину-загадку, и разрабатывает план по внедрению его вещей в своей квартире, и претерпевает кошмарные неудобства в связи с хобби своей "жертвы", тайком мечтая, как все изменится, когда она уже станет, наконец-то, законной супругой.
Свою фотографию — каштановые кудри, брови коромыслом, взгляд строгий — Зоя сунула Владимиру в бумажник: полезет за проездным или расплатиться, увидит ее, такую красивую, и вскрикнет: ах, что же это я не женюсь? ну, как другие обгонят?
Зоя имеет жилплощадь, хорошую профессию и, казалось бы, могла бы жить припеваючи и без мужского плеча. Тем более, в ее возрасте, когда еще вся жизнь впереди. Но в ее голове ценность женщины и качество жизни зависят от штампа в паспорте. Способна ли она испытывать чувство любви к какому-нибудь конкретному мужчине - большой вопрос, потому что мужа она выбирает по социально-значимым характеристикам.
«Зое очень-очень хотелось пасть в кровавые хирурговы объятия. Но инженер — тоже хорошо»
Забавно, как показаны 2 внутренних мира - мужчины и женщины. Между ними море недосказанности.
Бедный "мамонт" знать не знает, во-первых, что он мамонт, во-вторых, как извелась "охотница".
И мужик искренне не понимает ее недовольства их жизнью и отношениями "без печати", порой ее странного, истерического поведения.
Зоя девушка гордая, сказать напрямую не может, ей нужно, чтобы Владимир сам предложил руку. И она терзается до помешательства просто, а тот живет и думает, что все хорошо, но только вот Зоя какая-то странная иногда, нервозная.
…Зоя сидела с томным видом, сделав небрежное лицо, как бы слегка насмешливое, отчасти задумчивое — предполагалось, что по лицу пробегают мимолетные оттенки ее сложной душевной жизни — вроде изысканной печали или какого-то утонченного воспоминания; сидела, глядя якобы вдаль, изящно поставив локти на стол, и, оттопырив нижнюю губу, пускала к расписным сводам красивые табачные колечки. Шла игра в фею. <…> Зоя обижалась: разве она не была принцессой, хотя и не узнанной?
Добудет ли Зоя "мамонта", а также все правила охоты вы узнаете, прочитав рассказ.
Он небольшой по объему, но содержательный и психологичный чрезвычайно. И хотя образ героини - это крайность, поверьте, я этот типаж встречала в реальной жизни, "охотницы" существуют, и они незабываемы)
Читается рассказ легко, интересно, захватывает. И язык изложения прекрасный, стоит начать - за уши не оттащишь!
Рекомендую.