Есть такая новая примета: если кино взбесило церковников, значит, его стоит посмотреть. Взять хотя бы к примеру премьеру сериала "Первозданная Америка" (2025), вышедшего на стриминге Netflix.
Сериал получил массу положительных отзывов как от критиков, так и от зрителей, но сильно не понравился мормонам. В чем же дело?
Вот описание сюжета с КиноПоиска:
1857 год. В форте на юго-западе штата Вайоминг Сара Роуэлл с сыном-подростком ищет проводника, который отвёз бы их к мужу на запад через Территорию Юта — непреодолимый в это время года хребет Уосатч и местность, населённую воинственными индейскими племенами, преступниками всех мастей и непредсказуемыми мормонами. Желающих пойти на такой риск не находится, и женщина отправляется в путь в составе каравана переселенцев, не подозревая, что в её повозку прокралась юная индианка, убившая отца-насильника и пустившаяся в бега.
В центре истории про путешествие Сары через первозданную Америку оказалось реальное историческое событие, которое попало в учебники как резня в Маунтин-Медоуз.
Будет не лишним указать описание резни в Маунтин-Медоуз из Википедии:
В 1857 г. большой караван в несколько сот переселенцев под руководством неких Бейкера и Фенчера, направлявшийся из Арканзаса в Калифорнию, с женщинами и детьми, проходя через территорию Юта, не согласился остаться в Солт-Лейк-Сити. Посланный Бригом Янгом (лидером мормонов и губернатором Юты) майор Ли с хорошо вооружённым отрядом территориальной милиции напал на караван и отрезал путников от воды. После четырёхдневных напрасных попыток прорваться, переселенцы вступили в переговоры с мормонами.
Ли потребовал, чтобы они сложили оружие, обещая в обмен пропустить их дальше; когда же переселенцы исполнили требование, он велел своим людям перестрелять безоружных, в результате чего погибло 120 человек, в том числе женщины и дети.
По требованию правительства США майор Ли был арестован, поспешно судим и казнён, и, хотя многие предполагали, что он был только слепым исполнителем приказаний мормонского «патриарха», того не тронули. Через 2 года американский генерал Карлтон похоронил скелеты погибших и поставил на месте побоища каменный памятник с неприятной для мормонов надписью. Однако по приказу Бригама Янга памятник был разрушен.
Незначительные расхождения с сериалом, конечно, есть. Так, если в сериале говорится о 200 переселенцах, якобы погибших при этой резне, то по историческим данным жертв было всего 120 человек, включая детей. Также разнится период нападения и осады: вместо четырех дней резня происходит за считанные минуты экранного времени.
Но общая подлость, мерзость и бесчеловечность и в сериальной и в исторических версиях на лицо: в сериале мормоны напали под прикрытием индейцев, пряча маски под мешками, а по факту - все те же мормоны все равно перестреляли беззащитных людей, сдавших свое оружие.
Кстати, эпизод с мешками на головах напрямую отсылает к комедийной сценке в фильме Квентина Тарантино "Джанго освобожденный" (2012), когда белые защитники своих традиций одевают мешки на головы, в которых ничего не видно. И режиссер это язвительно высмеивает.
Уж мешки ли на головах мормонов, общее ли количество жертв или иные неточности взбесили мормонов, но после выхода сериала "Первозданная Америка" мормоны выпустили пресс-релиз, в которым назвали сериал:
опасным и вводящим в заблуждение
А убить 120 человек - это не опасно? Насколько религиознутым надо быть, чтобы охранять память о том, как сами же мормоны убили 120 беззащитных переселенцев.
Возможно, мормонов задело, что по сути во всем сериале самым бездушными тварями показаны именно они. У каждой из сторон, что засели в те далёкие и дикие времена на территории Юты, будь то дикие индейцы, переселенцы, американские военные, охотники за головами и всякий преступный сброд, только у мормонов были самые идиотские мотивы для совершения своего преступления. И в сериале этот момент хорошо подчеркнут. Самое бесчеловечное зло - оно всегда при высокой должности, со вкусом одето и с набитыми долларами карманами.
На фоне такой крупной трагедии создатели сериала выстраивают несколько личных драматических линий. Как и требует того время, эти линии, естественно, женские. Основная - это злоключения Сары с хромым сыном через дикую Юту, а вторая - это история Эдишь, которую мормоны похитили из каравана, попавшего в резню, и обменяли индейцам.
Сару великолепно сыграла Бетти Гилпич, которую я приметила еще со времен фильма "Охота" (2019). Её персонаж мужественно переносит все невзгоды, с которыми ее сталкивает судьба. Хотя некоторых проблем она могла бы и избежать, если бы просто слушала своего проводника.
Проводника сыграл повзрослевший Тейлор Китч. Для него работа с режиссером сериала Питер Бергом далеко не первая (он снимался в его работах "Морской бой" и "Уцелевший"). Актерская работа Тейлора Китча в "Первозданной Америке" больше всего напоминает работу над ошибками. Если за роль в "Морском бое" Тейлор Китч заслужил номинацию на "Золотую малину", то его игра в "Первозданной Америке" как минимум заслуживает номинацию на "Золотого глобуса".
Также блестяще справился со своей ролью наполовину скальпированного мормона, ищущего похищенную жену, актер Дэйн ДеХаан. В какие-то моменты его прям не отличить от Леонардо ди Каприо в фильме "Выживший" (2015).
Кстати именно с этим фильмом чаще всего сравнивают "Первозданную Америку" и это вполне логично. Обе картины отличает высокий уровень реализма и натуралистичность экранной жестокости. А вот с чем не стоило бы сравнивать, так это с сериалом "Йеллоустоун" и фильмом "Убийцы цветочной луны". Последний пример - так вообще глянцевый фантик по сравнению с сериалом "Первозданная Америка".
Хотя сериал может и не блещет изощренной драматургией, но зато полностью оправдывает свой высокий рейтинг реализмом, бескомпромиссностью и динамикой. Все шесть серий смотрятся практически на одном дыхании. Времени на долгие диалоги попросту нет. При этом все повествование ритмично подкрашено минималистичной музыкой популярной в узких кругах группы Explosions in the Sky. Когда-то эта группа даже была у меня в плэй-листе.
Особо хотелось бы отметить операторскую работу, за которую отвечал Жак Жуфре. Камера постоянно носится вокруг персонажей в кадре, останавливаясь лишь для того, чтобы показать отдельные стильные кадры. Вроде кадров "с колеса":
Мелькание камеры сменяется спокойными и величественными ракурсами, иллюстрирующими природную красоту:
Или просто масштабирует человеческую деятельность:
Ну или, конечно, обязательные кадры против солнца. Куда уж без них:
Несмотря на все свои достоинства, сериал не лишен и недостатков. На первых порах довольно нелегко привыкнуть к серым тонам, обилию грязи и общей бомжеватости происходящего. Ведь спаггети-вестерны приучили нас, что Дикий Запад - это весьма ухоженное место, где опрятно одетые ковбои сражаются с аутентично наряженными индейцами. А по факты - это грязища и проходимцы в обносках.
Но главный для меня недостаток (из-за чего кстати сериал так и не смог дотянуться до планки оскароносного фильма "Выживший") - это обилие липового снега. Слишком много его в нашей жизни, чтобы мы могли просто так принять этот декоративный пух за настоящий снег. Понятно, что никому не хотелось морозить себя любимого среди настоящего снега. Но именно липовый снег и рушит весь так тщательно выстроенный реализм сериала. А жаль.
В целом, сериал мне безусловно понравился. Рекомендую.