«Мертвец» — самый дорогой фильм Джармуша, пересматриваю его в значимые периоды моей жизни, когда тянет пофилософствовать и поразмышлять о смысле жизни. Фильм можно разложить на цитаты и переписывать их в альбом.
С самого начала фильма, мы становимся наблюдателями странной, казалось бы даже нелепой сюжетной линии, которая ведет героя к одному логическому концу…Фильм составлен из отдельных сплетенных между собой эпизодов, словно отрывки болезненного сна, пелену которого главный герой хочет стряхнуть на протяжении фильма. Можно предположить, что дорога мертвеца начинается с самого начала фильма, путь героя Уильяма Блейка (Джонни Депп) бухгалтера у которого больше нет родителей и ушла невеста, лежит на Дикий Запад в город Машин.
Символичны название города и эпизод с кочегаром, который подсел к главному герою в поезде, назвав место куда он направляется, тупиком. Иносказательно можно перефразировать слово тупик в синоним смерти. В общем весь фильм пронизан иносказательными символами с целью донести до нас идею автора.
Режиссёр постарался оформить сюжет в некий абсурд происходящее с героем. Ровно на столько на сколько нам и кажется смерть абсурдом, гранью нелепости последовательностей событий, бредовым сном. Намеренно давая почувствовать зрителю отвращение к некоторым персонажам, самому месту и их обитателям, городу Машин. С виду главный герой ботаник в очках который оказывается на Диком Западе. Абсолютный, тихий интеллигент среди людей, продолжение руки которых пистолет.
Автор фильма дает возможность зрителям самостоятельно определить, когда умирает главный герой фильма, в момент когда садится в поезд, когда оказывается в постели у девушки и получает пулю или позднее.
Какая смерть произошла раньше, физическая или духовная. Фильм дает представление о том, что наше тело всего лишь плоть в которую заключена душа у которой есть цель. А у каждой души свой проводник.
В фильме проводником становится индеец по имени "Никто"
Тот, кто говорит много, не говоря ничего.
Сопровождая Уильяма Блейка, нашего героя. "Никто" говорит
"Поиск истины это священный промысел, Уильям Блейк, для этого нужно долгое время обходиться без пищи и еды, духи любят тех, кто поститься".
На всем протяжении фильма интересно наблюдать как крепнет дух главного героя, постепенно утрачивая физическое. Индеец "Никто" встречая нашего героя спрашивает его:
«Ты убил бледнолицего, который убил тебя?», Уильям отвечает: «Я не умер» -
отрицая свою смерть, еще находясь во власти привычек, плотского восприятия окружающего его, происходящее с ним пугает его. Пугает неизвестность, утрата того, чем он был. Все то, что составляло его "Я". Давая нам задуматься над тем, что пугает нас в смерти. "Никто" под воздействием галлюциногена видит лицо Уильям в виде черепа, индеец рисует полосы на его щеках, герой находит мёртвого оленёнка и ложится рядом с ним приравнивая себя к мертвецу, словно уже осознавая тот путь которым он идет.
Индеец "Никто" оказывается удивительным персонажем картины, который ведет Уильяма Блейка к зеркалу вод которые соединяются с небом. Принимая нашего героя за сходство в имени, за известного английского поэта уже умершего. Он стремиться провести через это зеркало дух писателя который вернется в место, где обитают все души.
На протяжении фильма "Никто" изобилует высказываниями
"Строя свой корабль облака не остановить",
заставляющими думать не только над идеей фильма, но и заглянуть в самого себя, задуматься о вечном и о гранях предопределенности нашего пути.
На притяжении всего фильма мы слышим переборы гитары, надрыв и... тишина, удар по струнам вся музыка Нейла Янга соприродна сюжету, так как под этот аккомпанемент был написан сценарий фильма.
По признанию режиссёра, содержание его кинолент наполовину раскрывается через звуковую, а не визуальную составляющую. Джармуш считает, что Нил Янг своим саундтреком «перенёс весь фильм на более высокий уровень, переплетя дух рассказа со своей музыкально - эмоциональной реакцией на него».